Коррекционно-реабилитационная работа
Коррекционно-реабилитационная работа в заведении должна включать:
- создание групп взаимопомощи родителей для осуществления успешной социализации ребенка, улучшения нормализации жизни семьи;
- консультирование семьи для получения специальных педагогических, психологических, медицинских знаний, необходимых для квалифицированного ухода. Следует постоянно проводить коррекционно-развивающую и реабилитационную работу с использованием новейших достижений в области коррекционной педагогики, специальной психологии, социальной педагогики, медицины и практики.
Ежегодно необходимо осуществлять мониторинг социализации детей и выпускников специальных общеобразовательных учреждений для оперативной корректировки индивидуальной реабилитационной программы воспитанников.
Лучшим фактором социализации является создание инклюзивных классов. Классы привлечения создают для обеспечения равных стартовых позиций и соответствующего социального опыта взаимодействия детей с особыми потребностями. Основой обучения в классах привлечения является индивидуализированный учебный план. Самое важное, что родителям нужно объяснить, и на что следует обратить больше внимания в индивидуализированном учебном плане - это цель и задачи, которые должны помочь ученику овладеть определенными знаниями и умениями; они должны соответствовать текущему уровню развития ребенка. В определении этих целей и задач участвуют все лица, причастные к работе с учеником.
Обучение происходит в форме структурированных занятий. Структурированные занятия, которые иногда называют занятиями в больших и малых группах, происходят в течение всего дня. В это время дети под руководством учителя поют, жестикулируют, выполняют определенные упражнения, участвуют в обсуждениях. Эти занятия отличаются от самостоятельных исследовательских игр на улице или в центрах деятельности. Они проходят под руководством учителя и часто, так или иначе, связаны с тематическим учебным планом. В плане определены занятия на определенный период, обычно на две-три недели.
На структурированных занятиях, чтобы способствовать социальному развитию детей с особыми потребностями, учителя применяют такие стратегии работы:
- Предлагать детям безопасное место, откуда они могли бы наблюдать за деятельностью других.
- Придерживаться устойчивого распорядка дня, постоянного плана действий.
- Способствовать привлечению детей в группы.
- Использовать положительное подкрепление.
- Обращать внимание на усилия, а не на результат.
- Для детей с особыми потребностями важной является сформированность самоопределения и самоуважения.
- Учить детей описывать себя, свои семьи и культурные группы, к которым они принадлежат.
- Учить детей демонстрировать положительное отношение к себе и другим.
- Способствовать развитию у детей уверенности в себе.
- Учить детей независимости.
- Учить детей уважать свои права и права других.
- Для развития гармоничной личности в школе использовать методы обучения самоконтролю и позитивному взаимодействию.
- Учить малышей соблюдать правила и установленный порядок действий.
- Учить детей выражать свои эмоции приемлемым способом.
- Организовывать игры, соответствующие возрасту учащихся.
- Поощрять сотрудничество во время игр и взаимодействие со сверстниками.
- Учить детей сочувствовать и помогать другим.
- Учить детей ответственности.
- Учить детей искать компромиссы и решать проблемы через обсуждение.
Важным умением являются навыки решения проблем.
Используют такие методы повышения мотивации и поощрения к решению проблем:
- предлагать детям различные виды исследований и работы с материалами;
- поощрять любознательность и желание решать проблемы;
- развивать у детей конструктивное мышление;
- учить детей делать предположения и планировать свою работу.
Для освоения умения решать проблемы нужен определенный уровень интеллектуального развития. Это достаточно индивидуальный процесс, и каждому ребенку присущи свои подходы. Учителя могут эффективно помогать малышам осваивать искусство решать проблемы в классе, однако для этого необходимы определенные условия:
- Отсутствие страха неудачи (предусматривает развитие у детей способности к риску).
- Возможность установления причин и последствий за исследования и эксперименты (следует внимательно слушать вопросы детей и следить за их поведением, чтобы определить уровень понимания малышами разных ситуаций). Необходимо создавать детям безопасные условия и предоставлять разнообразные игрушки и материалы для экспериментов.
- Поощрение и поддержка (если дети опасаются наказания или учителя не используют природного потенциала к обучению, когнитивное развитие детей нарушается). Во время работы с учащимися в классе стоит использовать различные намеки и подсказки, поощрять любознательность и эксперименты. Все это способствует развитию у детей необходимых навыков.
Следует иметь в виду, что определенные виды поведения взрослых негативно отражаются на умении детей решать проблемы. Такое случается, когда взрослые:
- критически относятся и выискивают ошибки (смеются над ребенком, негативно относятся к его предложениям, не учитывают его мысли и т.д.);
- не позволяют процессу решения проблем переходить в сферу отношений (где могли бы реализоваться альтернативные решения, не обязательно те, которые взрослые считают правильными);
- принуждают детей к демократичности или творчеству (например, настаивают, что все должны действовать по очереди, досрочно прекращают споры, навязывают «правильные» ответы и т.д.).
В процессе работы используют ряд специфических приемов работы с детьми:
- разработка эквивалентных упражнений (видоизменение задач и материалов; эквивалентные упражнения имеют одинаковый уровень сложности и одинаковое направление);
- продолжение (перефразирование, развитие и продолжение детских высказываний);
- постепенное уменьшение количества подсказок;
- параллельные комментарии (взрослый комментирует действия ребенка);
- подсказки;
- понимание;
- подкрепление (действие или последовательность действий, цель которых - закрепить желаемое поведение ребенка; подкрепления могут быть конкретными или социальными: одобрение, возможность еще раз принять участие в любимой игре, посещение зоопарка и т.д.);
- обратная последовательность (взрослый учит ребенка выполнять задания, начиная с последнего этапа; такой метод особенно подходит для развития умений, связанных с самообслуживанием);
- успешные аппроксимации (процесс постепенного повышения требований к ребенку для достижения желаемого поведения);
- анализ задач (анализ и разделение сложных задач на несколько частей, которые дети могут последовательно успешно выполнять).
Следующим важным умением является овладение знаниями и информацией:
- Помогать детям получать разнообразные знания общего характера.
- Повторять изученный материал, чтобы закрепить запоминания.
- Предлагать малышам называть цвета и предметы, а также выражать свои мысли и идеи.
- Повторять выученные слова и названия предметов.
- Помнить, что дети часто нуждаются в осуществлении нескольких попыток, чтобы высказаться правильно или передать какую-то информацию.
- Обращать внимание детей на цвет их одежды.
- Назначить каждому дню недели свой цвет. Скажем, понедельник - красный день, вторник - оранжевый и тому подобное.
- Разработать для каждого центра деятельности занятия, связанные с этими цветами.
- Использовать различные объекты в классе как реквизит для ролевых игр или рассказов сказок и приключений.
- Организовать экскурсию в магазин, библиотеку, почтовое отделение, банк, ресторан и т.д. Или пригласить в класс работников этих учреждений и обсудить их роль в обществе.
- Пригласить в класс разных гостей, чтобы они рассказали о своей профессии. Это хорошая возможность привлечь к сотрудничеству родителей и других членов семей детей.
- Если малышей заинтересовала одна из профессий, необходимо обустроить соответствующим образом уголок для ролевых игр и сделать необходимые изменения в других центрах деятельности, чтобы стимулировать изучение этой темы.
- Обустроить в уголке ролевых игр магазин. Во время игры один из учеников может изображать покупателя, а другой - продавца. Для приобретения определенных вещей покупателю надо правильно называть их. А продавец должен составлять выбранные товары, а затем перечислять их и выписывать чек.
- Чтобы стимулировать обсуждение, можно использовать фотографии школы, домов детей, членов их семей и тому подобное.
Необходимо учить детей пользоваться различными источниками нахождения информации:
- Держать в классе разнообразные книги, в которых дети могли бы находить нужные им сведения.
- Когда нужна определенная информация, объяснить детям процесс ее поиска.
- Составить список того, что дети знают о какой-то вещи, процессе или событии, а также перечень того, что они хотели бы знать. Нужно продемонстрировать им различные пути поиска необходимой информации.
- Учить детей задавать вопросы, и только потом давать им необходимую информацию. Нужно правильно направлять действия малышей.
- Поощрять детей коллективно искать ответы. Агрессивные дети плохо контролируют себя, и работать с ними в классе особенно трудно. Их поведение может колебаться - от высокоактивного до враждебного.
В процессе работы с такими малышами следует четко установить правила и использовать педагогические стратегии, способствующие развитию внутреннего контроля и ответственности. Вот некоторые из них:
- Ограничивать уровень шума и визуальной стимуляции. В классе должны быть места, где дети могли бы играть и работать подальше от чрезмерно шумных и оживленных центров. Некоторые гиперактивные малыши слишком возбуждаются от визуальной и звуковой стимуляции, и для концентрации внимания им нужна уютная, структурированная среда. Другим же активным детям необходима дополнительная стимуляция, иначе они быстро теряют интерес.
- Давать четкие указания. Дети должны понимать, чего вы от них ожидаете. В классе надо вывесить распорядок дня, четко обозначить и расположить в соответствующих местах материалы. Некоторые малыши хотят иметь свое определенное место в классе. Правила поведения в школе должны быть всем известны и понятны. На агрессивное поведение следует реагировать немедленно.
- Учить детей контролировать свои действия. Когда малыши начинают чувствовать себя ответственными лицами, у них уменьшается потребность в отрицательном поведении.
- Придерживаться установленного распорядка дня. Детям легче переходить от одного занятия к другому, когда они знают их последовательность и могут соответственно подготовиться.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)