Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для работы с детьми с легкой умственной отсталостью
Наряду со здоровыми детьми живут, растут, воспитываются дети с недостатками физического и умственного развития. Они, как и все граждане нашего государства, имеют право на получение качественного образования.
Именно инклюзивное образование обеспечивает обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями вместе с их здоровыми сверстниками и имеет целью интеграцию и социальную адаптацию в обществе. Таким образом, реализуется право каждого человека на образование в доступной для него форме.
Без адекватных коррекционно-развивающих мероприятий потенциальные возможности детей с особыми потребностями не реализуются в полной мере, а благодаря постоянной стимуляции познавательной сферы, коррекции их эмоционально-волевой сферы уменьшается разница между отклонениями и нормой развития, что позволяет им адаптироваться в обществе.
Методы и формы работы:
- Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
- Коммуникативные и подвижные игры.
- Упражнения на развитие моторики.
- Релаксационные упражнения.
Первый блок экспресс-методики направлен на исследование пространственных представлений, которые являются важным показателем общего развития ребенка, в частности, способности успешно овладевать счетом, чтением, письмом, рисованием, ручным трудом.
В блок задач на изучение пространственных представлений входит три задачи различной сложности: от простого, где надо путем анализа найти идентичные формы, к составлению из деталей объекта по образцу.
Сложность последней задачи определяется тем, что она требует анализа самой фигуры, выделения ее деталей, отбора среди различных деталей идентичных тем, которые включает в себя образец. И после этого составления необходимого объекта.
Задачи этого блока могут предъявляться как со словесным объяснением, так и без него. Их выполнение не требует словесного отчета. В связи с этим, успешное выполнение их свидетельствует об определенном уровне интеллектуального развития, но не дает оснований для характеристики развития речи.
Второй блок состоит из задач, которые включают задания на обобщение содержательного материала.
В эту группу входит четыре задачи различной сложности, объединяет их то, что содержанием их является обобщение предметов по общему признаку. Этот признак ребенок должен выделить в изображенных предметах, абстрагируясь от их наглядно представленных несущественных в данном случае признаков. Делать это ребенок может, только имея знания о функциональном назначении предметов, которые обобщаются и об их родовых признаках. Эти знания ребенок приобретает спонтанно, общаясь с взрослыми, сверстниками, частично в процессе целенаправленного обучения в дошкольном учреждении и начальной школе, усваивая обобщающие понятия. В процессе решения задач дети демонстрируют способность оперировать имеющимся у них опытом, который выступает одним из показателей умственного развития.
Третий блок составляют задания на обобщение наглядного материала, который не имеет скрытого логического содержания.
В этот блок входят задачи, особенностью которых является то, что выполнение их осуществляется на основе анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения наглядного материала на уровне восприятия. В связи с такой особенностью, успешность выполнения этих задач мало зависит от осведомленности ребенка, а во многом определяется развитием перцептивных действий.
Четвертый блок состоит из задач, которые направлены на изучение способности раскрывать причинно-следственные связи.
Пятый блок состоит из задач на вербальном материале. В этот блок входят три задачи: понимание содержания рассказа с подтекстом, установление обратной зависимости между величинами и размещением предметов в пространстве, словарь - определение слов. Все эти задачи объединяет то, что ребенку приходится оперировать исключительно словесным материалом без всякой опоры на наглядность. Решение этих задач требует достаточно высокого уровня развития речи и словесно-логического мышления: ребенок должен выражать мнение, рассуждать, давать определение понятий. Поэтому они не используются при обследовании детей с тяжелыми расстройствами речи (алалия, тяжелое заикание) и отсутствием речи из-за недостатков слуха. В связи с высокими требованиями к развитию словесно-логического мышления и речи данная группа задач мало доступна для умственно отсталых первоклассников. Часто они не могут даже взять на себя задачу и удерживать ее в сознании. Некоторые дети, начиная решать задачи, демонстрируют очень ограниченные возможности в этом. Решение этих задач дает очень много ценной информации об интеллектуальном развитии ребенка в пределах нормы.
Массовая апробация экспресс-методики показала, что в большинстве случаев общее количество баллов за выполнение всех заданий соответствует определенному состоянию интеллектуального развития ребенка.
Так, максимальное количество баллов за все задачи для детей без недостатков слуха и развитой речью свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития и возможности ребенка успешно овладевать программой общеобразовательной школы. Если же у него в школе возникают трудности в обучении, причины следует искать или в физическом нездоровье, или в лености, в личностных особенностях, проблемах в семье, конфликтах с педагогами и др. Конечно, в таких случаях помочь ребенку преодолеть неуспеваемость возможно только выяснив ее причину и применив соответствующие пути их устранения.
Количество детей, которые набирают максимальный балл, незначительно. Факты показывают, что младшие школьники, и тем более дошкольники, имея нормальный интеллект, недостаточно успешно выполняют задачи третьего блока, в частности, задачи на определение слов.
Большая часть детей с нормальным интеллектуальным развитием набирает среднее количество баллов. Все они способны хорошо усваивать программу общеобразовательной школы, проявляя большие или меньшие способности по отдельным учебным предметам.
Дети, которые за выполнение задач экспресс-методики получают немного ниже среднего количества баллов также имеют нормальный интеллект, но способности к обучению у них низкие, поэтому в школе у них много проблем. Некоторые из них с большим трудом усваивают математику, но для большинства тяжелыми оказываются все основные предметы - и математика, и язык, и чтение. Все эти дети требуют большой индивидуальной помощи и со стороны учителей, и со стороны родителей. Адекватную помощь они получают в классах повышенной индивидуальной помощи. Там, где таких классов нет, необходимы дополнительные задачи, дублирование первого класса. Но следует отметить, что при выборе путей помощи ребенку, надо обращать внимание на состояние его здоровья. Если ребенок часто болеет и соматически ослаблен, то конечно дополнительные занятия только помешают ему, поскольку перегрузки могут вызывать ухудшение здоровья. Здесь необходим курс на оздоровление ребенка при минимальной учебной нагрузке. Легче всего это обеспечивается дублированием обучения в начальных классах.
Низкий балл за задания экспресс-методики свидетельствует о задержке психического развития. Дети, имеющие такое состояние, не способны успешно учиться в общеобразовательных школах. Находясь в этих школах, они не усваивают в достаточной мере учебный материал, не приобретают необходимых учебных навыков, потому что здесь содержание материала для них тяжелое, темп работы не соответствует их работоспособности. Коррекция их недостатков успешно осуществляется только в специальных классах при общеобразовательных школах или специальных школах для детей с задержкой психического развития, где программа, содержание и методика обучения соответствуют их возможностям. При обучении таких детей по программе массовой школы искусственно задерживается их психическое развитие. Дублирование начальных классов не дает положительных результатов, ребенок только тратит время и теряет веру в свои возможности. Чем раньше диагностируется задержка и обеспечивается специальное коррекционное обучение, тем успешнее реализуются те задатки, которые имеют дети с задержкой психического развития.
Некоторые дети квалифицируются как умственно отсталые. В обучении они малопродуктивные и способны овладевать в большей или меньшей степени только программой вспомогательной школы. Пребывания в специальных классах или школах для детей с задержкой психического развития не дает никаких результатов. Здесь также ранняя диагностика и своевременное обеспечение специального коррекционного обучения по специальной программе дошкольного учреждения для умственно отсталых детей дает положительные результаты.
Итак, общее количество баллов за все задания экспресс-методики, в большинстве своем, соответствует определенному состоянию интеллектуального развития, но факты свидетельствуют, что здесь однозначной связи нет.
Особенно трудно дифференцировать путем балльной системы похожие состояния: низкая норма и легкая задержка психического развития или значительная задержка психического развития и легкая дебильность. Здесь разница в баллах бывает очень относительной.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)