Особенности межличностного контакта
В случаях, когда трудно дифференцировать похожие состояния только по результатам выполнения задания, ценными выступают дополнительные показатели, характеризующие деятельность ребенка. Такими показателями являются: особенности межличностного контакта, интереса, способа выполнения задач, работоспособности. Факты свидетельствуют, что все эти показатели очень тесно связаны с интеллектом и почти не зависят от возраста ребенка. Вместе с тем, нельзя говорить об однозначной связи определенного качества деятельности с уровнем интеллектуального развития. Качественные характеристики деятельности иногда бывают похожими при различных состояниях ребенка. Эти факты говорят о том, что данных задач недостаточно для постановки диагноза. Только сопоставление одних с другими может выступить основанием для определения состояния ребенка.
Варианты качественных характеристик деятельности детей с различным умственным развитием, выявленные в результате широкой апробации методики:
Личностный контакт. Он может устанавливаться легко, непринужденно. Ребенок в таких случаях охотно отвечает на вопросы экспериментатора.
Наиболее характерный он для детей с нормальным интеллектуальным развитием, но встречается и у детей с задержкой психического развития.
Другое качество имеет контакт, который устанавливается так же легко, непринужденно, но формально. Ребенок охотно принимает задание, но не беспокоится о его выполнении. Вопросы, с которыми ребенок обращается к взрослому, не связаны с содержанием работы.
Кроме указанных вариантов контакта бывает такой, который устанавливается постепенно и характеризуется скованностью, застенчивостью. Ребенок в начале исследования опасается или стесняется экспериментатора, на его вопрос неловко улыбается, опускает глаза, на дидактический материал смотрит украдкой. Продуктивным такой контакт становится только после того, как взрослый сам продемонстрирует выполнение одной задачи и дальше ласково, но уверенно докажет, что ребенок и сам может правильно действовать. Такой контакт для его поддержки требует постоянного поощрения в виде положительных оценочных суждений о деятельности ребенка. Такой контакт наиболее характерен для детей с задержкой психического развития, однако иногда имеет место и у детей, как с нормальным интеллектом, так и у детей с умственной отсталостью.
В конце концов, контакт может быть затруднен реакциями протеста, негативизма, аутизмом. Проявляется это в том, что ребенок капризничает, отворачивается от экспериментатора, иногда плачет, не реагирует на дидактический материал или разбрасывает его. Случается также, что ребенок просто молчит, не реагирует ни на мягкие, ни на какие даже самые яркие игрушки.
Такой контакт чаще всего проявляется у детей с умственной отсталостью, встречается он у детей психопатов с задержкой психического развития и с нормальным умственным развитием.
Свои качественные характеристики имеет интерес ребенка к содержанию и процессу исследований. В одних случаях он выразительный, устойчивый по отношению к большинству методических задач. Ребенок с удовольствием принимает задание, рассматривает дидактический материал и заинтересован в результатах выполнения, радуется положительным оценкам выполненных действий, ответов. Такой интерес стимулирует деятельность ребенка, он охотно принимает каждое следующее задание, и если оно оказывается сложным, прилагает усилия, чтобы его выполнить.
Такой интерес в большей степени присущ детям с нормальным интеллектуальным развитием, но он проявляется и у многих детей с задержкой психического развития.
Апробацией методики обнаружен и эпизодический, недостаточно выразительный интерес. Проявляется он преимущественно как реакция на развлекательность содержания задачи. Продолжительность такого интереса зависит от сложности задачи, яркости дидактического материала. Сохраняется он только по отношению к тем задачам, которые не вызывают интеллектуальных усилий при их выполнении. При малейших трудностях он угасает, ребенок перестает работать и просит другую задачу или же и вовсе отказывается действовать. Такой интерес не стимулирует к деятельности. Он характерен в определенной степени для детей с задержкой психического развития, но в большинстве случаев, для умственно отсталых детей.
Интерес может иметь и негативную характеристику, то есть он отсутствует в любых методических задачах. В таких случаях испытуемый не воспринимает содержания методических задач, не реагирует на дидактический материал, он просто просит все подряд, не разглядывая полученного, слишком сильно хватает и бросает все, что видит на столе. Такое отсутствие интереса наблюдается только у умственно отсталых детей.
Имеет различную характеристику способ выполнения методических задач. Иногда он выступает в виде адекватных, регулируемых практических действий, которые предшествуют разуму. Проявляется это в том, что ребенок действует решительно, адекватно условиям задачи. Например, при необходимости построить лодку подбирает необходимые детали, ориентируясь на образец, лишние детали убирает. При продолжении ряда берет именно тот знак, который надо, визуально воспринимает образец, без лишних действий. В задании на классификацию ребенок отбирает объекты, которые объединяются одним общим признаком, тем самым одновременно создавая вторую группу объектов, в которых есть другой общий признак. Таким образом, задачи выполняются правильно и экономно. После выполнения задания ребенок без каких-либо трудностей объясняет свои действия. Способствует этому то, что он, прежде чем действовать практически продумал способ исполнения. Темп такого способа бывает разным. Некоторые дети действуют очень быстро, другие думают определенное время, но не нуждаются в помощи, действуют уверенно и самостоятельно.
Характерным для такого способа является то, что ребенок сам замечает ошибку и самостоятельно исправляет ее.
Такой способ выполнения задач проявляется у подавляющего большинства детей с нормальным умственным развитием. Так же выполняют задачи и некоторые дети с задержкой психического развития, но при условии, что эти задачи не составляют для них большого труда. Случается иногда, что и умственно отсталые дети выполняют некоторые задачи именно так. Таким образом, умственно отсталые дети действуют только в тех случаях, когда выполняется хорошо знакомое им из предыдущего опыта задание. Это могут быть задачи, выполнять которые ребенка научили в детском саду или в школе. Известно, например, что классифицировать объекты умственно отсталых детей обучают в детских учреждениях. И если задача по своему содержанию совпадает с задачей методики, ребенок выполняет ее безупречно.
Другое качество имеет исполнение, которое характеризуется меньшей самостоятельностью практических действий. Здесь действия также, как и в первом случае, адекватные задаче, но не уверенные, стимулированные экспериментатором. Выполнение протекает следующим образом: ребенок нерешительно берет рисунок и пытливо смотрит на экспериментатора, иногда спрашивает. Исследуемый ребенок требует подсказки, помощи, но и здесь практическим действиям предшествуют самостоятельные мыслительные. Характерным для такого способа выполнения является то, что ребенок самостоятельно не видит своих ошибок, когда они случаются, но если ему указывать на них, способен исправить самостоятельно. Итак, ребенок понимает смысл задачи, принимает его, имеет знания, необходимые для его выполнения, но умение ими пользоваться еще сформированы недостаточно. При объяснении выполнения ребенок проявляет неуверенность, нуждается в поддержке.
Таким способом выполняет задачи большинство детей с задержкой психического развития, но наблюдается этот способ и у определенного количества детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Наблюдается и такой способ исполнения, при котором решение происходит только как результат практических действий. Ребенок принимает задание, понимая его смысл, но умственно выполнить его не в силах, он накладывает фигуры друг на друга, примеряя их, ищет таким образом идентичность или сходство, прикладывает один рисунок к другому, спрашивая экспериментатора правильно или неправильно он действует. Продолжает работу исследуемый ребенок только при одобрительной оценке.
Объяснить принцип ребенок не может. В случаях, когда при выполнении задания допускаются ошибки, ребенок их не замечает, и при указании на них способен выполнить только с помощью учителя.
Таким образом, обобщающая функция мышления у исследуемого ребенка еще развита недостаточно. Но уже достаточно развита способность практически анализировать и сравнивать, что и позволяет ребенку решать интеллектуальные задачи, которые содержатся в методике, только на практическом уровне.
Такой способ выполнения наиболее характерен для дошкольников с задержкой психического развития и младших умственно отсталых школьников.
В конце концов, имеет место и такой способ исполнения, который представляет собой простое манипулирование наглядным материалом без какой-либо связи с содержанием задачи. В таких случаях ребенок не слушает инструкции, увидев дидактический материал, берет его в руки, иногда играет, выкладывая домики, елки, просто перекладывает с места на место. Такое выполнение свидетельствует о неспособности действовать целенаправленно (слушать содержание задания), соотносить инструкцию с дидактическим материалом. Даже когда инструкция подается в виде образца действий, ребенок ее не воспринимает.
Повторение инструкции, замечание о том, что задача выполняется неверно, предложение лучше рассмотреть рисунки, впрочем, и помощь, предусмотренная методикой, не изменяет способа действий.
Выполнения задач здесь практически нет, потому что ребенок ее не воспринимает, на указания об ошибках не реагирует. Такой способ выполнения свидетельствует о низком уровне развития не только обобщающего мышления, но и конкретного.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)