Связь работоспособности ребенка с темпом работы
Важным показателем при диагностике отклонений в развитии является работоспособность ребенка, которая тесно связана с темпом работы. Изучение большого количества детей с разным развитием свидетельствует, что темп работы у них неодинаков. Так, у части детей он умеренный. Наиболее характерным он является для детей с нормальным интеллектуальным развитием, но иногда он встречается и у умственно отсталых, в частности у детей основной группы олигофренов, у которых нервные процессы возбуждения и торможения уравновешены. Разница между нормальными и умственно отсталыми детьми проявляется, во-первых, в качестве выполнения задач, а во-вторых, в том, что у нормальных детей часто в процессе работы темп растет. Объясняется это, прежде всего, успехами в выполнении задач.
Путем апробации методики обнаружен замедленный темп с признаками астенического синдрома: в процессе работы темп снижается, производительность падает, а иногда, из-за перенасыщения, работа прекращается вовсе. Важно определить, что такой темп непосредственно связан со сложностью задачи. Чем задача сложнее, тем быстрее замедляется темп и приходит производительность. Объясняется это интеллектуальной нагрузкой, вызванными усилиями, затраченными ребенком на выполнение задач. Такой темп характерен для детей с задержкой психического развития, для нормальных детей, перенесших травму головного мозга, соматически ослабленных детей, и таких, которые не привыкли к интеллектуальному напряжению.
Медленный темп может быть связан и с другой причиной, а именно, с патологическим преимуществом в коре головного мозга процесса торможения над возбуждением. В таких случаях темп и работоспособность не связаны со сложностью задач, ребенок действует медленно при любом задании: и очень легком, хорошо знакомом и сложном. В течение всего исследования темп остается одинаково медленным и работоспособность не ухудшается. Указанный темп характерен для определенной категории умственно отсталых детей и таких, кто болеет эпилепсией при любом умственном развитии.
Вместе с тем, встречается и слишком быстрый темп работы. Он так же, как и медленный, связан с патологией соотношения основных нервных процессов, только при указанном варианте процессы возбуждения преобладают над возбуждением. Степень возбуждения часто зависит от новизны условий при обследовании, дидактического материала, но она не связана со сложностью задач и поэтому на качество исполнения не влияет.
При одинаковом темпе работы у детей с нормальным умственным развитием и пониженным, качество выполнения методических задач разное. Поэтому общее количество баллов, которое получат в результате исследования дети с разным умственным развитием, будет разным.
Принципы коррекционно-педагогической работы в инклюзивном образовательном учреждении
Сегодня общеобразовательное учебное заведение должно быть готово для совместного обучения здоровых детей и их сверстников с различными типами дизонтегенеза.
Особую актуальность приобретает организация современного системного психолого-педагогического сопровождения учащихся с нарушениями развития.
Для этого в образовательной среде необходимо создать не только специальные условия, но и организовать соответствующую коррекционную работу.
Основные принципы коррекционно-педагогической работы:
- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единства диагностики и коррекции развития;
- взаимосвязи и компенсации;
- комплексности методов психолого-медико-педагогического воздействия;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- личностно-ориентированного и деятельностного подхода в системе коррекционно-педагогической работы;
- оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком, который имеет особенности психофизического развития;
- активного привлечения ближайшего социального окружения в систему коррекционного воздействия;
- индивидуального и дифференцированного подхода в условиях коллективного обучения.
Советы учителям общеобразовательных школ, которые обучают в своих классах детей с нарушением интеллекта (с легкой умственной отсталостью):
- Подготовить детей класса к тому, что рядом с ними будет учиться ученик с особыми образовательными потребностями:
- создать в классе демократическую среду, налаживать между учениками дружеские отношения, чтобы умственно отсталые дети почувствовали себя членами коллектива;
- приучать здоровых детей помогать (при необходимости), заниматься умственно отсталыми сверстниками;
- не допускать пренебрежительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
- Перед тем, как принять в класс ребенка с легкой умственной отсталостью, подробно ознакомиться с его анамнестическими данными. С этой целью пообщаться с родителями ребенка; изучить медицинские справки; осознать, в чем первопричина (родовая или послеродовая травма, болезнь в ранний период, влияние медикаментов и т.д.) болезни.
- Изучить специальную медицинскую и педагогическую (дефектологическую) литературу с целью выяснения влияния различных видов повреждений (родовые травмы, болезни, психические заболевания и т.п.) на процессы обучения и развития.
- Подробно изучить особенности развития психических процессов ребенка с легкой умственной отсталостью (состояние памяти, внимания, мышления, работоспособности, темп работы, проявления поведения, состояние эмоционально-волевой сферы и т.д.).
- Ознакомиться с современными педагогическими подходами и методиками, которые применяют в специальных школах при обучении детей с легкой умственной отсталостью. Необходимо иметь в школе учебные программы специальных школ (соответствующего класса), чтобы иметь представление о том, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть умственно отсталые дети к концу учебного года.
- На каждого ребенка с ограниченными возможностями необходимо составить индивидуальный учебный план (учитывая тяжесть дефекта). К процессу составления плана желательно привлечь психолога.
- Зная специфические особенности психических процессов умственно отсталых детей, корректировать их при обучении; учитывать в планировании деятельности:
- Умственно отсталые дети имеют (как правило) слабую, кратковременную память, поэтому материал надо подавать небольшими «дозами» и обращать внимание на многократное повторение изученного материала. С этой целью разнообразить приемы и виды работ на закрепление изученного материала, применять дидактические игры. И только после усвоения этого материала давать более сложный новый материал.
- У умственно отсталых детей возбуждено активное внимание. Надо применять наглядный материал для его активизации; чередовать виды деятельности (более сложные задачи чередовать с более легкими).
- В этой группе детей преобладает конкретно-наглядное мышление. На него и надо опираться в преподавании учебного материала. Для этого применять понятную яркую наглядность (предметные картинки, счетный материал, рисунок-схему к задаче и т.д.).
- Дети с легкой умственной отсталостью имеют сниженный темп работы и работоспособность. Значит, для них необходимо уменьшить объем задач и их количество, а сложность должна быть доступной. Для этого детям можно давать индивидуальные карточки с заданиями соответствующей сложности и перфокарты, в которые надо только вставить соответствующую орфограмму или числовой ответ (и совсем нет нужды переписывать эту задачу в тетрадь, если ребенок имеет слабые или недостаточные навыки письма).
- Учащиеся этой категории, как правило, не имеют достаточных навыков самостоятельной работы; нужен постоянный контроль выполнения ими задачи (чтобы они не отвлекались и не теряли направления деятельности).
- Дети с ограниченными умственными возможностями нуждаются в неоднократном повторении учителем инструкции по выполнению того или иного задания. Поэтому учитель должен убедиться, как и насколько точно ученик понял, что от него требуют, и только после этого позволять выполнить задание. В случае необходимости следует предоставить ученику дополнительные разъяснения по выполнению задания.
- Уметь поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, стремление к познавательной деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)