Представление о механизмах психического развития
Все это позволило авторам сформулировать и конкретизировать представление о механизмах психического развития, об уровневой структуре всей психической деятельности, а также особенности «профиля» этой структуры при различных типах отклоняющегося развития. Именно это и легло в основу психологической типологии отклоняющегося развития.
В общем виде систему базовых составляющих психического развития можно разделить на три условно самостоятельные структуры:
произвольную регуляцию психической активности, пространственновременные представления (репрезентации), аффективную организацию.
В свою очередь, каждая из базовых составляющих психической деятельности представляет собой достаточно сложную многоуровневую систему, которая планомерно разворачивается (формируется и преобразовывается) в процессе развития ребенка синхронно и абсолютно взаимозависимо со структурами двух других составляющих.
Подобные механизмы психического развития и деятельности «опираются», с одной стороны, на нейробиологические, функциональные и социальные источники и факторы развития, с другой
— сами являются в определенной степени «исходниками» (механизмами) и составляющими трех психических сфер ребенка.
Следует отметить, что для любого варианта условно нормативного или отклоняющегося развития характерна определенная структура сформированности подобных механизмов психической деятельности. В этом мы видим дальнейшее развитие положения об общих и специфических закономерностях развития детей с различными проблемами и отклонениями в развитии. Такое представление дает возможность проводить как оценку индивидуальных различий ребенка (в рамках условно нормативного развития), так и типологизацию отклоняющегося развития.
В наших работах было показано, что каждая выделяемая в рамках отклоняющегося развития категория детей обладает оригинальным «профилем», спецификой сформированности всех трех базовых составляющих, что позволяет рассматривать подобный паттерн в качестве основного психологического синдрома. Такая специфика сформированности системы базовых составляющих, как отмечалось в предыдущей лекции, рассматривается в качестве классификационного критерия, на основании которого определяется тип (вариант, форма) отклоняющегося развития что является, соответственно, психологическим диагнозом.
Прежде чем более детально рассмотреть структуру каждой из базовых составляющих, следует отметить, что в рамках нашей модели каждый из анализируемых ниже уровней/подуровней формируется синхронно, но с различной «скоростью». Поэтому следует, наверно, говорить о сложной и специфичной последовательности «включения» каждого уровня каждой составляющей. Но для понимания и анализа механизмов психического развития мы должны искусственно и в определенной степени механистически «расчленить» столь сложные структуры и рассмотреть их в определенной последовательности.
Очевидно, что описываемый тип характеризуется, в первую очередь, выраженной несформированностью пространственных представлений. Причем у детей наблюдается несформированность даже наиболее простых уровней овладения пространством.
В некоторых случаях можно говорить о несформированности схемы тела и лица «по вертикали» даже на уровне представлений «над–под» по отношению к собственному телу. Понятно, что все последующие уровни пространственных представлений также оказываются несформированными. Как мы уже говорили, это, вероятнее всего, тесно связано с нарушенной последовательностью раннего моторного развития в онтогенезе, определяемой, в свою очередь, особенностями формирования межфункционального вза имодействия мозговых систем.
При этом уровни базовой аффективной регуляции и формирование произвольных механизмов деятельности не будут иметь выраженной дефицитарности, хотя могут и не совпадать с онтогенетической программой развития в целом, иметь ту или иную неярко выраженную индивидуальную специфику.
Основным направлением развивающей или коррекционной работы должно стать формирование пространственных представлений в соответствии не только с пониманием нормативного развития этой составляющей, но и знанием, с какого именно «места» (уровня, подуровня) необходимо начинать коррекционную работу.
В зависимости от характера и особенностей нарушений речи (устной или письменной) возможны разнообразные технологии логопедической деятельности.
Назначение ведущего специалиста зависит от возраста ребенка и выраженности речевых нарушений, но и определяется также показаниями к специфической психологической коррекции. Соответственно, ведущим специалистом будет либо логопед, либо (на первом, подготовительном этапе коррекционной работы) психолог. В практической деятельности часто оба эти специалиста рассматриваются в качестве ведущих.
Прогноз развития детей представляется благоприятным в том случае, когда правильно построены «сценарий» и стратегия работы (адекватная последовательность подключения специалистов), а сама работа начинается относительно рано, то есть создается прочная основа для овладения соответствующими образовательными программами. Очень важным фактором является, безусловно, общий эмоциональный фон.
При неблагоприятном стечении обстоятельств возможна девиация развития по двум направлениям:
1. Нарастание проблем, связанных с недостаточностью операциональной стороны мыслительной деятельности, гностических функций вплоть до парциальной несформированности смешанного типа. При отсутствии адекватной помощи, неблагоприятных социальных условиях возможна дальнейшая девиация состояния в сторону социально обусловленных форм тотального недоразвития.
2. Девиация состояния в сторону различных вариантов дисгармоничного развития (см. лекцию 5), нарастания неадекватных поведенческих реакций поначалу компенсаторного характера, впоследствии приводящих к патологическому формированию личности в целом.
Очевидно, что у детей, относимых нами к категории парци альной несформированности смешанного типа, предполагается недостаточность как регуляторного, так и когнитивного компонентов деятельности. Поскольку оба компонента являются основными составляющими познавательной деятельности, понятно, что в данном случае ребенок демонстрирует большую несформированность познавательной деятельности (иными словами — интеллектуальную недостаточность), чем дети других категорий. Выраженная недостаточность обоих компонентов феноменологически часто выглядит как пограничный с тотальным недоразвитием вариант дизонтогенеза, что во многих случаях является причиной диагностических ошибок. Это самая сложная в дифференциальнодиагностическом плане категория детей, ведь характер несформированности обоих компонентов может значительно различаться, что служит основанием для дальнейшей дифференциации данного варианта отклоняющегося развития.
Именно в этом случае можно говорить о максимально выраженных признаках неврологического неблагополучия, часто сочетающихся как с проблемами социальной ситуации развития, так и со спецификой функциональной организации мозговых систем. У данной категории детей максимально представлены проблемы, связанные, вопервых, с операциональными характеристиками деятельности — работоспособностью, темповыми характеристиками, пресыщаемостью и истощаемостью (низкими нейродинамическими показателями) и, вовторых, с недостаточностью регуляторного и когнитивного компонентов деятельности в целом. А при наличии неблагоприятных социальных условий развития, социального или семейного неблагополучия вся феноменология может быть схожей с негрубыми вариантами тотального недоразвития.
Именно эту категорию детей К.С. Лебединская относила к варианту «задержки психического развития церебральноорганического генеза», хотя их неправомерно обозначать как «задержку психического развития». Это тяжелое для обучения и воспитания ребенка состояние не может быть временным и не «закончится» ни в 9–10 лет, ни позднее.
Приведем диагнозы других специалистов, которые могут регистрироваться у детей этой категории: «задержка психоречевого развития», «ЗПР церебральноорганического генеза»; медицинские диагнозы: «неврозоподобный (астенический) синдром», «специфические расстройства учебных навыков» — (F81) (МКБ10); «диcграфия», «дислексия» (логопедический диагноз) и т.п. Часто таким детям в дошкольном возрасте может быть ошибочно поставлен диагноз «легкая умственная отсталость» — (F70) (МКБ10), что определяет весь дальнейший жизненный путь ребенка и его семьи.
Особенности раннего развития детей этой категории, как правило, схожи с обоими описанными выше вариантами парциальной несформированности и не имеют выраженной специфики по сравнению с ними. В раннем возрасте мы можем наблюдать и те и другие особенности (см. выше), часто усугубляющие друг друга.
Такие дети очень быстро истощаются и могут начать демонстрировать феномены, присущие детям с тотальным недоразвитием. Они двигательно неуклюжи, неловки, часто неаккуратны во внешнем виде (особенно в маргинальной семье).
Отмечаются резко сниженная работоспособность и темп деятельности. Часто это сочетается с импульсивностью и расторможенностью.
При этом варианте дизонтогенеза наблюдается большое количество левосторонних предпочтений или смешанной (неустоявшейся) латерализации вне зависимости от возраста.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)