Характер обучаемости
Иногда даже нормативные в начале работы адекватность и критичность на фоне истощения снижаются, вплоть до выраженной неадекватности, некритичности. То есть можно говорить о динамике изменения этих показателей в процессе диагностического обследования и в процессе любой деятельности в целом. Но, в отличие от детей с тотальным недоразвитием, их адекватность и критичность, пусть даже явно недостаточные, принципиально сохранны. Это может быть использовано специалистом при самых различных вариантах развивающей работы.
Обучаемость замедленна, дети лучше реагируют на показ, чем на речевое объяснение. В случаях выраженной парциальной несформированности смешанного типа характер обучаемости оказывается значительно снижен, как и у детей с тотальным недоразвитием. Тогда только показатели адекватности и критичности позволяют разграничить эти две категории.
У таких детей страдают все компоненты познавательной деятельности, причем часто в зависимости от метеорологических изменений, фаз луны и т.п.
Игра часто упрощена. Дети предпочитают «облегченные» игры двигательного характера («догонялки», возню, «вопилки» и др.), В играх расторможиваются и становятся плохо управляемыми. Для них характерны как определенная неадекватность и завышенность притязаний и самооценки, черты инфантильной демонстративности, так и неуверенность в себе, боязливость, тревожность, опасения несоответствовать требованиям взрослых.
Произвольность психических функций и регуляция собственного поведения незрелы, однако может наблюдаться достаточная сформированность произвольной регуляции на двигательном уровне (если нет выраженной неврологической патологии). Пространственные представления сформированы недостаточно (часто начиная от уровня «схемы тела»).
Очевидно, что при оказании помощи эффективным оказывается сначала повышение общего уровня активности и продуктивной работоспособности ребенка и лишь затем собственно психологопедагогическая коррекция. Здесь чаще всего необходима помощь и врачаневропатолога, и педиатра, гомеопата, назначение неспецифических общеукрепляющих и режимных мероприятий, разумная дозировка нагрузок и др. Не используя эти меры, только нагружая ребенка дополнительными коррекционными занятиями, нельзя добиться эффективности коррекционной помощи.
Из специальных видов психологической помощи показано как формирование произвольной регуляции деятельности, так и формирование пространственных представлений (в качестве основы для развития когнитивной сферы). Когда речь идет о детях школьного возраста, следует говорить об интегрированном варианте коррекционной работы (специфическая работа психолога, логопедическая коррекция, при необходимости помощь дефектолога или репетиторство). Следует отметить, что именно дети со смешанным типом парциальной несформированности часто нуждаются в организации индивидуализированных форм обучения (не путать с обучением на дому!).
Если все замечания об оказании помощи детям этой группы будут учтены, а сама работа начата не позднее 7,5–8,5 лет, то можно предполагать достаточно благоприятный прогноз дальнейшего развития ребенка. В противном случае (позднее обращение к специалистам, неблагоприятные социальные условия) возможна девиация развития в сторону тотального недоразвития, часто осложненного личностной дисгармонией и нарушениями поведения. Велика вероятность формирования на этой почве асоциальных форм поведения, вовлечения такого ребенка в различные виды зависимостей (алкоголизм, токсикомания, употребление психоактивных веществ).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)