Физиологические особенности аномальных детей
С развитием дефектологии в ней все большее место начинают занимать биологические и медицинские исследования. В частности, возрастает значение физиологического исследования аномальных детей. Физиология изучает особенности и закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его органов и тканей, взаимодействие органов и систем организма.
Исследование человека, владеющего речью, показывает принципиальное отличие его высшей нервной деятельности от аналогичной деятельности животного. Первые условные реакции человека, приобретаемые в первые дни его жизни, замыкаются по тем же закономерностям, что и у животных. Они для своего возникновения требуют непосредственного совпадения с безусловными рефлексами. Однако по мере накопления у ребенка условных рефлексов происходит их систематизация, образуются сложные системы временных связей. По мере овладения речью в общении со взрослыми у ребенка эти системы связей объединяются в сложные функциональные структуры, дающие возможность обобщенного отражения воздействий внешней среды и обобщенного реагирования на эти воздействия. В этих сложных структурах, входящих в физиологический механизм речи, связи находятся в определенном подчинении и взаимозависимости. Формирование в коре головного мозга ребенка этих сложных функциональных систем и структур связей изменяет способ приобретения новых временных: связей, лежащих в основе его поведения. Для образования новой связи у человека становится необязательным непосредственное совпадение сигнала с подкреплением. Возникновение новой условной реакции или дифференцировки у него часто происходит «а базе замкнутой в. прошлом опыте условной связи между сигналами, сходными с данными новыми раздражителями или опосредствованно связанными с ними. Таким образом, новая связь у человека возникает путем включения в ряд уже имеющихся и систематизированных связей, новая условная реакция осуществляется у него благодаря сложной системе связей, обобщенно соединяющей сигнал с реакцией. Такой механизм обеспечивает быстроту и скачкообразность возникновения связи у человека, ибо она формируется не с помощью постепенного проторения пути между очагами возбуждения в коре. Часто для образования связи оказывается достаточно одного сочетания. Этот способ образования связей обеспечивает также прочность замкнутой связи — она не нуждается в постоянном подкреплении и стойка по отношению к внешнему торможению. Переделка возникшей положительной связи в тормозную, а тормозной в положительную происходит на основе систем связей, сформировавшихся раньше, как отмена прежнего способа действия и замена его новым правилом. Наличие у человека выработанных в общении с другими людьми сложных систем связей, словесных связей, существующих для «него самого в виде понятий и общих представлений, создает условия для «снятия» элементарных закономерностей нейродинамики, характерных для животных. Некоторые из таких закономерностей почти перестают проявляться. Так, например, новая связь в коре головного мозга человека может возникать сразу в достаточно специализированной форме. Следовательно, при замыкании новой связи может преодолеваться первичная генерализация процесса возбуждения. Благодаря новому способу образования связей достигается также чрезвычайно высокая подвижность нервных процессов по сравнению с животными и т. д. При нарушении нормальной деятельности коры головного мозга ребенка эти особенности высшей нервной деятельности могут изменяться. Закономерности возникновения, развития и исхода болезненных процессов изучает патологическая физиология. Она рассматривает патологические (болезненные) процессы как особые биологические явления, в основе которых лежит одновременное сочетание явлений нарушения физиологических (жизненных) функций с компенсаторно-восстановительными процессами. Возникновение последних позволяет организму с нарушенными функциями приспосабливаться к условиям жизни и развиваться своим особым путем. Физиология, вскрывая особенности деятельности организма ребенка в целом, особенности его высшей нервной деятельности и закономерности работы отдельных его анализаторов (зрительного, слухового или др.) дает материал для понимания той или иной формы аномального развития, для понимания самого дефекта, раскрытия его структуры, выявления механизмов основных нарушений, наблюдаемых в том или ином случае. Важную роль физиологические данные играют также в вопросах диагностики. Прежде всего, они вскрывают патофизиологические закономерности, лежащие в основе клинических проявлений, в основе отклонений развития детей от нормального. Физиологические методы исследования могут и непосредственно, в комплексе с клиническими данными, служить для постановки диагноза. Так, например, методика электроэнцефалографии (методика регистрации биотоков мозга) позволяет выявить как общие отклонения от нормы в деятельности клеток коры головного мозга, так и наличие (или отсутствие) патологических очагов в определенных зонах мозга. Методики исследования высшей нервной деятельности дают возможность обнаружить наличие нарушений динамики нервных процессов, изменения их силы, подвижности и уравновешенности, которые лежат в основе определенных отклонений в поведении и нарушений отдельных видов деятельности аномальных детей. Большое значение в диагностическом плане имеют также объективные физиологические методики исследования анализаторов, прежде всего слухового и зрительного. Они позволяют определить состояние чувствительности, в частности при снижении слуха, даже в тех случаях, когда это не может быть сделано обычными клиническими методиками. Так, например, вследствие речевых нарушений, вызванных значительным снижением слух ! Не всегда удается определить состояние слуха с помощью обычной аудиометрии. Это происходит потому, что ребенок иногда не понимает самую простую словесную инструкцию и потому не может выполнять в соответствии с этой инструкцией даже самые элементарные произвольные действия. В этих случаях состояние слуховой чувствительности может быть выяснено с помощью условно рефлекторных физиологических методик, предполагающих использование разнообразных индикаторов, или с помощью методик исследования ориентировочного рефлекса. В последнее время при исследовании слуха у детей все шире начинает применяться условно рефлекторная методика с ориентировочным подкреплением. Исследование слуха при помощи этой методики возможно и тогда, когда ребенок не понимает словесной инструкции. Исследование основано на выработке двигательной условной реакции в ответ на звуковой сигнал. Условная реакция подкрепляется показом ребенку интересных для него картинок, а поэтому легко вырабатывается, оказывается очень стойкой и используется как показатель состояния слуха. Реакция, выработанная на сильный звук определенной частоты, возникает у ребенка и на все более и более слабые звуки. Таким образом, интенсивность звука снижается до такой степени, при которой ребенок перестает давать на него ответную реакцию. Тем самым устанавливается пороговая интенсивность звуков определенной частоты. Применяя затем звуки других частот, можно получить полную картину состояния слуха у ребенка, пользуясь условно рефлекторным показателем. Эти методики позволяют также установить верхние пределы чувствительности, т. е. определить ту максимальную силу раздражителя, которую способен нормально воспринимать дефектный анализатор. Это имеет очень важное значение, в частности, при применении звукоусиливающей аппаратуры в процессе обучения детей с нарушенным слухом. Таким образом, физиологические методики исследования дают объективные показатели некоторых возможностей компенсации дефектных анализаторов. Обосновывая клинические методы диагностики дефекта, а в ряде случаев применяя свои методы, физиология помогает также совершенствованию отбора детей в специальные школы. Необходимо, однако, подчеркнуть, что непосредственная роль физиологических методик, непосредственное участие физиологов в процессе отбора детей в специальные школы не велики, да и не должны занимать большого места. Такое участие физиологов в диагностике и отборе детей в специальные школы имеет лишь вспомогательное значение. В уточнении диагноза с помощью объективных физиологических методик исследования имеется необходимость лишь в отдельных случаях; все дети не могут подвергаться исследованию с помощью технически сложных, а иногда громоздких физиологических методик.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)