Динамика развития высшей нервной деятельности
Длительное исследование детей-олигофренов разных клинических групп на протяжении их школьного обучения дало возможность показать динамику развития высшей нервной деятельности, характерную для разных форм олигофрении, выявить специфические нарушения высшей нервной деятельности, сохраняющиеся в любом возрасте, и такие отклонения, которые сглаживаются в процессе развития. Установлены особенности ориентировочных реакций детей-олигофренов, показано, что характерной их чертой является слабость, неустойчивость и нарушения избирательности. Поскольку ориентировочный рефлекс составляет один из физиологических механизмов внимания, эти данные позволяют понять некоторые особенности последнего у умственно отсталых детей. Обнаружены особенности выработки условных реакций у детей-олигофренов, вытекающие из характеристики их ориентировочных реакций. С помощью методики исследования ориентировочных реакций установлены некоторые особенности структуры словесных связей у детей-олигофренов: смысловые связи оказываются значительно суженными по сравнению с наблюдаемыми у нормальных детей, а элементарные связи по звуковому сходству, напротив, играют большую роль. Эти же факты установлены и при применении двигательной условнорефлекторной методики. При этом также показано, что в осуществлении словесных связей у детей-олигофренов большую роль играет широкая генерализация объектов, находящихся в общей ситуации. При изучении глухих детей было установлено, что электрическая активность их мозга характеризуется сохранностью основного ритма (альфа-ритма) во всех областях коры, что свидетельствует о полной сохранности их мозга. Большая работа проведена по созданию объективных методик исследования слуха у слабослышащих и глухих детей. Значение таких методик уже отмечалось в настоящей главе. Был разработан целый ряд методик, в которых в качестве показателя состояния слуховой чувствительности используются как произвольные реакции, так и непроизвольные, вегетативные. Установлены особенности реакций на звуки пороговой величины, показано наличие особых реакций на подпороговые звуки и раскрыты особенности этих реакций. В специальном исследовании показано, что, действуя на слух слабослышащего или глухого ребенка прерывистым подпороговым сигналом, можно получить повышение чувствительности слуховой коры в некоторых случаях на 10—15 дб. Обнаружено, что речевые реакции детей со сниженным слухом оказываются в прямой зависимости от силы действующих звуковых раздражителей: чем громче звуковой сигнал, тем громче ответная словесная реакция слабослышащего ребенка. У детей с нормальным слухом эта зависимость очень сглажена. Высшая нервная деятельность глухих детей, как показало исследование, не имеет выраженных отличий от наблюдаемой у нормальных детей. С помощью методики миографии (регистрации биоэлектрических потенциалов мышц) были изучены речевые кинестезии глухих детей. Установлено, что при умственной деятельности у детей, которые обучались устной речи и дактилологии, возрастают электрические потенциалы как мышц языка, так и мышц руки. В большинстве видов умственной деятельности, в частности в процессе устной речи, кинестезии языка и пальцев активизируются совместно и выступают как единая функциональная система. При выполнении некоторых заданий преобладает один из видов кинестезии, чаще речевые, которые и в других отношениях оказываются ведущими. У детей, при обучении которых дактилология применялась лишь как вспомогательное средство, пальцевые кинестезии отчетливо наблюдались только при выполнении заданий на дактилирование. Важные данные получены при изучении электрической активности мозга у слепых и слабовидящих. Электроэнцефалограмма слепых характеризуется отсутствием альфа-ритма и общей депрессией электрической активности.
Зрительная афферентация в нормальных условиях играет важнейшую роль в формировании основного ритма электрической активности мозга. Изучение электрической активности мозга слабовидящих показывает, что уровень электрической активности мозга тесно связан со степенью потери зрения. Характерным для электроэнцефалограммы слепых и детей, имеющих остаточное зрение, является то, что при остроте зрения до 0,05 фокус наиболее высокой электрической активности локализуется в центральных областях коры. Если же острота зрения превышает 0,05, фокус электрической активности локализуется в затылочной коре. Эти исследования служат обоснованию классификации степеней снижения зрения. Исследование особенностей ориентировочных реакций у слепых показало, что принципиально проявления ориентировочных реакций у слепых и зрячих одни и те же. Однако у многих слепых ориентировочные реакции на индифферентные, незначимые раздражители угасают быстрее, чем у зрячих. Это может указывать на снижение уровня возбуждения коры. При угасании ориентировочных реакций у слепых чаще и быстрее, чем у зрячих, наблюдается переход в дремотное состояние. Важные наблюдения сделаны в отношении механизма восприятия объектов у лиц, потерявших зрение. При регистрации движений глаз и биопотенциалов мышц руки в ходе осязательного восприятия было установлено, что движения глаз и руки происходят параллельно. Это доказывает, что ранее сформировавшиеся зрительно-кинестетические связи сохраняются длительное время. Такая связь движений глаз и руки отсутствует у слепорожденных. Проведено изучение состояния световой чувствительности у слабовидящих детей. Оно показало, что прямая связь между состоянием остроты зрения и световой чувствительности в большинстве случаев отсутствует. У некоторых из слабовидящих детей при снижении остроты зрения в 20—30 раз по сравнению с нормой световая чувствительность на определенном этапе адаптации может даже превышать уровень, наблюдаемый у детей того же возраста, имеющих нормальное зрение. При исследовании действия света разной интенсивности на зрительный анализатор слабовидящих обнаружено, что у многих из них субъективное восприятие яркости возрастает не пропорционально интенсивности раздражителя, а значительно быстрее. Поэтому неприятные ощущения вызываются при действии света меньшей интенсивности, чем при нормальном зрении. Это свидетельствует о том, что у слабовидящих снижен порог неприятных ощущений и сужен динамический диапазон световой чувствительности, подобно тому как это наблюдается в отношении слуха у слабослышащих детей. Установлена еще одна важная особенность работы зрительного анализатора слабовидящих: показано, что при изменении остроты зрения и световой чувствительности наступает уменьшение количества информации, которое может быть принято зрительным анализаторам в единицу времени. Краткий обзор результатов основных физиологических исследований в области дефектологии показывает, что удалось выяснить механизмы целого ряда нарушений различных сфер деятельности аномальных детей, а также, в ряде случаев, подойти к анализу наблюдаемых процессов компенсации. Эти исследования имеют также значение для решения некоторых общих вопросов физиологии, психологии и педагогики. Как отмечает И. П. Павлов, анализ патологических данных позволяет в ряде случаев лучше понять механизмы нормальной деятельности организма.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)