Механизм влияния речи на письмо
Существует мнение, что влияние неправильного произношения на письмо состоит в том, что дефекты проговаривания передаются непосредственно в момент написания слова. Между тем механизм влияния речи на письмо этим не исчерпывается. Как показывают специальные исследования, оно связано с неправильными условиями формирования общих звуковых представлений, которые создаются при нарушениях артикуляционного аппарата. Преодоление дефектов речи, обусловленных аномалиями артикуляционного аппарата, подчинено своим закономерностям. Отклонения производные, относящиеся к общему развитию речи, звуковому анализу, чтению и письму, значительно легче поддаются педагогическому воздействию, нежели неправильное произношение звуков. Большое значение для компенсации этих отклонений приобретают сохранные компоненты фонетической системы. Дефект произношения звуков является относительно более стойким и поддается коррекции лишь в условиях упорных повсе дневных упражнений. Дети с тяжелыми формами дизартрии, как известно, и при этих условиях редко достигают полной внятности речи. В отличие от только что описанной формы недоразвития речи, можно наблюдать случаи как бы с обратным соотношением первичных и вторичных нарушений. Если в предыдущем примере основной причиной речевого недоразвития являлась недостаточность артикуляционной функции, то при данной форме недоразвития речи мы имеем дело с отклонениями в слуховом восприятии. Характерной особенностью данной аномалии является ослабленное восприятие звукового ряда в целом или отдельных групп звуков. Эта недостаточность, в частности, находит свое проявление в нарушении фонематического восприятия, требующего для своего развития достаточного объема следовых акустических образов, соотношения между которыми должны быть установлены в фонематических представлениях. Отсюда следует и явление специфической невосприимчивости к звукам речи при сохранном восприятии других акустических раздражителей. Тяжелые степени акустической агнозии приводят к полной неспособности воспринимать речевые звуки. В этих случаях наблюдается полное непонимание чужой и вследствие этого отсутствие собственной речи. При частичном поражении гностической функции слухового восприятия также наблюдаются отклонения в развитии фонетико-фонематических процессов, но они выражены не в такой тяжелой степени. Так, например, после того, как удалось установить, что причиной отставания ребенка в учебе являются изъяны в его подготовке к овладению этими знаниями, закономерно возникает вопрос о причинах этих изъянов.
Систематичность и планомерность изучения ребенка. Необходимость такого изучения диктуется рядом причин. Во-первых, проявления аномальных детей неустойчивы: в одних случаях они одни, в других, при тех же обстоятельствах, могут быть иными. Поэтому только при систематическом изучении в разных условиях и в разное время педагог сможет избежать ошибок, касающихся характеристики ребенка, и получить достоверные данные о его особенностях. 8. Перспективный прогностический характер изучения. На основе учета влияния мер воздействия, пример Акалькулия — особый дефект, обусловленный поражением определенных участков мозговой коры. По отношению к ребенку, должно составляться представление о дальнейшем ходе его развития. Ценность изучения детей в том и заключается, что на его основе возможен более целесообразный подход к каждому ребенку. Фиксация (даже самая полная) особенностей детей не окажет должной помощи педагогу в организации учебно-воспитательной работы, если педагог не учтет, как повлияли на ребенка методы воздействия, не сделает своих наблюдений и вывода о том, какие меры необходимо принять, чтобы сформировать у каждого ученика нужные черты. Изучение детей только тогда приобретает нужную завершенность, когда наблюдаемые проявления соотносятся с условиями, в которых ребенок развивается, в частности с оказываемыми на него воздействиями со стороны педагога, а из всех этих данных делаются выводы относительно дальнейшего развития данного ребенка. Эффективность педагогического изучения аномальных детей в значительной степени зависит от полноты, разносторонности и достоверности сведений о каждом ребенке. Поэтому большое значение имеет программа педагогического изучения детей, в которой большое место должно принадлежать характеристике первичного дефекта. Такие сведения о ребенке педагог получает от врачей. Однако этого недостаточно. Поэтому возникает необходимость дополнить клинические данные о первичном дефекте сведениями, полученными с помощью педагогических приемов изучения. В этих целях рассмотрим, например, изучение состояния слуха у аномальных детей. Значение слуха для психического развития ребенка трудно переоценить, поэтому выяснение возможностей развития и использования акустического анализатора чрезвычайно важно для характеристики ребенка и выбора приемов работы с ним. Известно, что понижение слуха не всегда можно заметить без специального исследования, поэтому изучение состояния слуха учащихся привлекает пристальное внимание педагогов специальных школ. Аудиометрическое исследование слуха обычно проводится отоларингологом или специалистом-аудиологом. Полученные данные пополняются сведениями, которые добываются преимущественно в процессе исследования речью. Исследования следует начинать с шепотной речи. Затем переходят к исследованию слуха на речь обычной разговорной и усиленной громкости. При этом важно точно фиксировать расстояние, на котором возможно акустическое восприятие речи. Большую роль в изучении слуховой функции ребенка играет варьирование условий акустического восприятия и надлежащий учет влияния этих изменений на процесс восприятия. Слуховые дифференцировки удаются ребенку значительно лучше, если ему известно, к какой области принадлежит речевой материал, а так же если возникает возможность из контекста догадаться о том, что именно сказано. Для педагогических целей очень важно исследовать способности ребенка воспринимать не только слова, но и отдельные звуки и их сочетания. Дети со сниженным слухом испытывают неодинаковые затруднения при восприятии различных звуков. Звуки, имеющие высокое звучание, относящиеся к дискантовой группе (гласные а и е, согласные — свистящие и шипящие), различаются со значительно большего расстояния, чем звуки, имеющие низкое звучание и относящиеся к басовой группе (гласные щ у, согласные м, п, л, р и др.). Поэтому важно при изучении слуховых возможностей ребенка предъявлять такой словесный материал, который позволяет выяснить возможности дифференцировать звуки, отличающиеся один от другого по различным признакам (проторные и смычные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие и т. п.). Педагогу необходимо точное знание слуховых возможностей каждого слабослышащего ребенка, так как, например, только на этой основе можно правильно подобрать звукоусиливающую аппаратуру. Установить, на каком расстоянии с ребенком следует разговаривать, оценить те затруднения, которые ребенок встречает при овладении речью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)