Установление этиологии, патогенеза и клиники наблюдаемого дефекта
Исходя из необходимости комплексного изучения ребенка в целях построения педагогической классификации, иногда выдвигают ошибочное требование — строить комплексную классификацию, обязательную для всех специалистов. При составлении медицинской классификации особенно важно бывает установление этиологии, патогенеза и клиники наблюдаемого дефекта. В некотором отношении это может иметь значение и для педагогической типологии. Так, например, если различная причина слепоты или пониженного зрения дает различие в структуре аномального развития слепого ребенка, то она важна и с педагогической точки зрения. Если то или другое заболевание глаз требует особой организации педагогического процесса или имеет значение для педагогического дифференцированного подхода, то и в педагогической классификации необходимо опираться на изучение происхождения дефекта зрения. Поэтому нельзя отказываться от изучения всей картины развития ребенка, которая возникает под влиянием тех или иных факторов.
Однако вопрос о том, от какой инфекции происходит глухота, мог бы иметь значение только в том случае, если бы это сказалось на характере аномального развития глухого. Особенности поведения в результате травмы, энцефалита и т. п. необходимо знать и учитывать: врачам — для лечения и педагогам— для исправления поведения. Или, например, необходимо учитывать перенесенную инфекцию, чтобы принимать меры для укрепления здоровья всех категорий детей. Но здесь нет дефектологической специфики, это не влияет на структуру аномального развития при данном дефекте, поэтому не может играть существенной роли для построения типологии аномальных детей. Этиология заболевания как действенная причина нужна для медицинской типологии, а для дефектологии лишь постольку, поскольку она раскрывает картину аномального развития данной категории детей и помогает организации воздействия. При создании педагогической типологии аномальных детей необходимо учитывать факты, демонстрирующие закономерное изменение психических возможностей аномального ребенка. У ребенка с недостатками слуха в процессе его развития непрерывному изменению подвергается не только речь, но и слух. У ребенка с умственным недоразвитием в процессе обучения изменяются интеллектуальные возможности. То же касается и других аномальных детей. Изучая литературу и знакомясь с зарубежным опытом, мы не находим такой классификации дефектов и типологии аномальных детей, которые были бы составлены на основе научно разработанных принципов. При описании всех видов аномального развития аномальные (abnormal) дети группируются чисто логически или на основе наблюдаемых внешне сходных симптомов. Одни из известных нам группировок недостаточно обобщены, включенные в общую группу дефекты рядоположны; другие — слишком общи и мало специфичны. К исключительным детям эти авторы относят следующие группы детей:
Социально отягощенные дети, неприспособленные к требованиям школы, современного общества и семьи.
Дети с запоздалым умственным развитием разной степени их дополнительными эмоциональными нарушениями.
Дети с неврологическими нарушениями, выражающимися в трудностях поведения, в эпилептических припадках; сюда же относятся дети с церебральными параличами.
Дети с ортопедическими нарушениями.
Дети, отягощенные заболеваниями, требующими медицинского вмешательства и в силу этого надолго прерывающие обучение.
Дети со зрительными нарушениями; слепые, частично зрячие, дети, страдающие цветной слепотой.
Дети с нарушениями общения: тугоухие, глухие дети, дети с нарушениями речи.
Дети с социально-эмоциональными нарушениями: эмоционально неустойчивые, но обучающиеся в массовых школах; дети с глубокими эмоциональными нарушениями, требующие терапии в специальных школах; дети правонарушители и т. п. IX. Дети, отстающие в обучении, неуспевающие, но обучающиеся в обычной школе (в основном это дети, не овладевающие письмом и чтением).
Некоторые авторы вместо термина «аномальные дети» говорят «дефективные дети» (W. W. Taylor, I. W. Taylor), другие называют таких детей «исключительными» (I.E. Alagary, G. R. Eichorn, W. Cruickchank, 0. Jonson). X. Дети с культурной отсталостью, обусловленной низким культурным уровнем семьи, неуверенностью в себе и т. д. Рассмотренная группировка не может считаться научной классификацией. В ряде работ чисто симптоматологически глухие дети объединяются с детьми, страдающими нарушениями речи, обусловленными не глухотой, а совершенно иными причинами. При этом в совершенно различные группы попадают дети, имеющие нарушения, обусловленные одними и теми же причинами. Например, в разные группы попадают, с одной стороны, дети, имеющие нарушения в произношении, с другой — не успевающие по чтению и письму, хотя в основе того и другого лежит одна и та же причина — общее недоразвитие речи. Не вполне правильно объединяются слепые, слабовидящие дети с детьми, страдающими цветной слепотой. По признаку наличия неврологических нарушений дети с церебральными параличами, подчас страдающие в интеллектуальном отношении, объединяются с детьми, имеющими трудности поведения, и с эпилептиками. Объединение детей в одни группы часто происходит не по самым существенным признакам, а лишь на основании внешне сходных изменений в поведении. Характерно, например, что к физическим нарушениям некоторые авторы относят и сенсорные, и двигательные, и речевые дефекты; в эту же группу включаются хронические и общие заболевания, совершенно различные и по природе, и по прогнозу, и по способу лечения, и по месту их в развитии ребенка.
Группировка дефективных детей производится также по частным категориям, без структурного объединения их в более общие группы и чаще всего по внешним симптомам. В основном это: 1) слепые, 2) частично зрячие, 3) глухие, 4) частично глухие, 5) физически неприспособленные (калечные), 6) ослабленные (delicate), физически, психически и социально неприспособленные дети, дети с эндокринными нарушениями, хронически больные дети, 7) дети-эпилептики, 8) дети с речевыми дефектами, 9) умственно неполноценные дети. Иногда к этим категориям добавляются дети с нервномускульными нарушениями, с церебральными параличами, а также дети со сложными (множественными) дефектами. В этом перечне есть также дети с болезнью крови и циркуляторной системы. Чаще всего неясен основной принцип объединения в группы, отсутствует та или иная (структура, например непонятно, почему слепые и частично зрячие, или глухие и частично глухие сто1 Special education of physically Handicapped Children in Western Europe, New York, 1960. ят в тех же отношениях рядоположности, что и глухие, калечные, эпилептики и дети с речевыми дефектами. Непонятно, почему в одной группе находятся дети физически и психически ослабленные, хронически больные и социально неприспособленные. Еще менее оправдана следующая группировка аномальных детей:
Сенсорные дефекты (слепота, слабовидение, глухота, полуглухота, глухонемота).
Двигательные нарушения (травмы и увечья в результате несчастных случаев, последствия полиомиелита, церебральные параличи).
Нарушения устной речи (дислалия, афазия, мутизм, заикание).
Психомоторные нарушения (эпилепсия, хорея).
Хронические или острые соматические заболевания (туберкулез, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, астма и пр.). Здесь, например, объединены мутизм с дислалией, хотя эти нарушения носят различный характер и могут корригироваться с помощью разных лечебно-педагогических мероприятий.
В Советском государстве происходит закономерное снижение количества детей, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии. Ликвидирована социальная основа этого явления, однако все еще имеются факторы, которые оказывают отрицательное влияние на детский организм и нарушают его нормальное развитие. Все возрастающее сокращение причин, порождающих дефективное детство, ведет к сокращению количества детей, имеющих соответствующие нарушения. Советская дефектология должна еще более глубоко изучить причины, порождающие те или иные аномалии, и дать возможно более эффективные средства, с помощью которых эти причины могли бы быть окончательно устранены. Наряду с этим представители советской науки должны создать такую систему воспитания аномальных детей, которая позволила бы дать этим детям образование, соответствующее современным требованиям. Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы начинать воспитание с самого раннего детства, имея в виду воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Такие же задачи встают и тогда, когда речь идет о воспитании аномальных детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)