Принципы воспитания аномальных детей в специальных школах
Принципы воспитания аномальных детей определяются задачами коммунистического воспитания и особенностями развития аномальных детей. Кроме того, построение системы специального воспитания отражает общепедагогические принципы Боепитания подрастающего поколения. При определении принципов воспитания аномальных детей необходимо исходить из понимания воспитания в специальных школах как процесса компенсации и коррекции аномального развития. При этом имеется в виду формирование активной, всесторонне развитой личности, подготовленной к жизни, к посильному участию в общественно полезном труде, направленном на благо народа, на построение коммунистического общества. Развитие аномального ребенка и компенсация дефекта на основе сохранных функций, устранение и предупреждение вторичных недостатков развития — очень сложная, специфическая задача. Л. Н. Толстой говорил в своих педагогических сочинениях: «...чтобы действовать на какой-либо предмет, надо знать его, а в воспитании этот предмет — ребенок». Формирование личности школьника в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания возможно лишь на основе всестороннего изучения детей в процессе обучения и воспитания. Имея дело с аномальным ребенком, необходимо определить дефект, выяснить характер подхода к ребенку со стороны родителей, выяснить, когда началось специальное обучение и воспитание. Все это предполагает необходимость тщательного изучения аномального ребенка и его развития. Даже аномальные дети, относящиеся к одной из групп, отличаются друг от друга, поскольку различны характер дефекта, его степень, время возникновения дефекта, характер нарушения развития личности.
Предметом внимания должны быть не только поведение и учебные успехи ученика, но и его побуждения, стремления, интересы. Важно знать мотивы поступков, т. е. причины их, те побуждения, которые заставили совершить этот поступок; важно знать реакции школьника на поступки других (надо знать не только внешние реакции, но и внутренние его переживания, его отношение к своим и чужим поступкам). Для этого важно добиться необходимого контакта со своими воспитанниками, завоевать их доверие, участвовать в их делах, помогать в осуществлении хороших замыслов и т. п. Чтобы наблюдения были действенными, их важно систематизировать с точки зрения воспитательных задач. Изучение ребенка должно быть проблемным. Иначе говоря, надо хорошо знать, какова конкретная цель воспитательного воздействия. Важно уметь предвидеть, какие изменения произойдут в личности ребенка под влиянием тех или иных воздействий, какие новые задачи могут возникнуть в связи с этими изменениями. * * * Изучение личности аномального ребенка — сложная задача. В литературных источниках встречаются упоминания об отдельных качествах личности тех или иных аномальных детей. Из бесед с педагогами выясняются некоторые характерные черты аномального развития в условиях семьи и специальной школы. Рассмотрим имеющиеся сведения об особенностях слепых, глухих, слабовидящих, слабослышащих и умственно отсталых детей. Среди высказываний буржуазных дефектологов имеются указания на отрицательные черты личности, якобы обязательно присущие аномальным детям, среди них — недостаточная честность, отсутствие выдержки, грубость, лживость, озлобленность, недоверчивость, трусость и т. д. Они также отмечают тупоумие, беспрекословность, обреченность, считая этих черты наследственно обусловленными и трудно поддающимися исправлению. Представители русской дореволюционной специальной педагогики (Гурцев, Флери и др.) отмечают слабость характера глухих детей: угодливость, робость, стремление использовать сострадание других людей и своею безропотностью добиться расположения более сильных. Надо сказать, что эти ученые объясняли своеобразие характера аномальных детей обстоятельствами жизни, условиями развития и воспитания, в частности они говорили о конкретно-исторических условиях. Наряду с отрицательными чертами указывались и положительные черты — трудолюбие, терпеливость, выносливость, наблюдательность и т. д. Особенности аномальных детей рассматриваются советскими дефектологами в связи с причинами их возникновения, в связи с их влиянием на формирование личности, в зависимости от условий жизни, условий развития ребенка. Особенности аномальных детей рассматриваются в динамике, т. е. выявляются те изменения личности аномального ребенка, которые возникают в процессе обучения и воспитания. В процессе воспитания прежде всего выявляются положительные стороны, опираясь на которые можно осуществлять воспитательное воздействие. Выявленные отрицательные черты следует преодолевать; при этом необходимо выяснить причины, порождающие эти черты, и приложить все усилия, чтобы их, по возможности, устранить. Необходимо создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции. Остановимся на положительных особенностях аномальных детей, которые имеют значение для воспитания. При правильном руководстве аномальные дети овладевают определенным объемом знаний, накапливают опыт, приобретают полезные навыки, привычки, способы поведения и начинают все более правильно относиться к окружающей действительности. Система воспитания и обучения обеспечивает необходимые условия для обнаружения положительных сторон, на которые можно опереться при формировании личности ребенка. Следует отметить, что учащиеся советских специальных школ стремятся к общественно полезному труду, к получению знаний, к овладению основами наук, к приобретению той специальности, которая позволила бы с наибольшим успехом приложить свои силы. Как правило, отмечается стремление преодолеть свои недостатки и занять почетное место в жизни. В силу компенсаторных возможностей и пластичности нервной системы детей, в силу приспособительных способностей развивающегося организма, в процессе воспитания происходит развитие самых сложных сторон личности аномальных детей, в частности формируется умение работать и жить в коллективе. Сурдопедагоги и психологи отмечают наряду с указанными общими чертами у глухих школьников жажду деятельности, упорство в работе, трудолюбие, жизнерадостность, познавательную активность, наблюдательность, подражательность, восприимчивость к тому, чему их учат учителя и воспитатели (при этом отмечается большая привязанность к тем из них, которые сумели завоевать доверие учащихся); чувство благодарности, уважения, симпатии и желание как можно лучше выполнить просьбу или поручение. Их практическая умелость при необходимых условиях развивает у них спортивные качества и технические способности и т. п. По словам крупнейшего сурдопедагога Флери, глухонемой ребенок «носит в себе Зародыш страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования», т. е. способен к развитию, свойственному всем детям. В наше время эти возможности возрастают в связи с коренными изменениями всей системы обучения, и воспитания глухих; в СССР созданы все условия для преодоления отрицательных качеств и усовершенствования тех «превосходных качеств глухонемых, которые дают им «право на живейшее содействие с нашей стороны» (Флери). При таких условиях дети с теми или иными дефектами могут достичь того же уровня развития, что и .их слышащие сверстники. Сильные стороны слепых — хорошо развитая речь и рано развивающееся абстрактное мышление. Дети с дефектами зрения прекрасно улавливают малейшие оттенки голоса, настроение близких им людей. Они прекрасно улавливают отношения между людьми. Отчасти в силу этих особенностей слепые, а в ряде случаев и слабовидящие дети имеют особую склонность к гуманитарным наукам. У многих слепых детей (при соответствующей постановке воспитания) развивается склонность к музыке, которая развивает их в эстетическом отношении. Для некоторых из них музыка становится призванием. Успехи в доступной детям области укрепляют у них веру в свои силы; в связи с освоением новых вводимых в школе профессий расширяются возможности всестороннего развития и приобщения к общественно полезной деятельности. Все это укрепляет веру в то, что и слепой может стать полноценным человеком, полезным членом общества. Такое убеждение воодушевляет слепых на преодоление трудностей. В силу особого пристрастия к чтению, слушанию радио, телевизионных передач и театральных постановок у слепых детей, особенно у подростков и юношей, развиваются не только эстетические но и нравственные чувства, представления, понятия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)