Обучение помощи методам и родителям приемам больного формирования биологического ритма
Цель психолого-педагогической новорожденного – обучение помощи методам и родителям приемам больного формирования биологического ритма, ухода за ослабленным малышом, умению наблюдать за его поведением и учитывать особенности здоровья и деятельности нервной системы во время проведения гигиенических процедур, общения и кормления. Наряду с этим педагог помогает родителям с помощью эмоциональноразвивающего взаимодействия активизировать первые психологические ответы и ориентировочную активность ребенка, формировать привычку к воздействию разнообразных воспитывающих малышей сенсорных с раздражителей. отклоняющимся от нормы Родителей, вариантом психического развития, учат применять специальные методы педагогического воздействия для своевременного формирования у младенцев социальных способов взаимодействия с окружающей средой, подбирать режим и объем сенсорной нагрузки с учетом их индивидуальных психологических особенностей и возможностей, создавать развивающие условия в период бодрствования, осуществлять восстановительные медицинские мероприятия. педагогической Продолжительность дидактический эмоционально-развивающего инструментарий, техническое взаимодействия, оснащение развивающего пространства, количество занятий и частота встреч с ребенком определяются состоянием его здоровья, темпом усвоения нового и потребностью семьи в психолого-педагогической поддержке. Задача педагога – обучить родителей таким формам и способам контакта с ребенком, в ходе которых удается вызвать интерес к взаимодействию, наблюдать характерную для ребенка психическую активность, вызвать реакции, которые находятся в «зоне ближайшего психического развития» и которые малыш может продемонстрировать при оказании активного стимулирующего воздействия и практической внешней помощи. Родители должны научиться оказывать развивающую помощь ребенку, обучать его путем совместного выполнения новому, терпеливо многократно отрабатывать более сложные психологические способы взаимодействия малыша с внешним миром во время его бодрствования, развивающего меняя общения, дидактический уменьшая при инструментарий возможности свою и способ помощь, активизируя и увеличивая тем самым степень самостоятельности ребенка в достижении социального, внешнего результата. Это позволяло расширить его сенсорный опыт, приучить к воздействию различных сенсорных стимулов, сформировать потребность, желание, интерес и привычку к их ощущению, повысить устойчивость нервной системы при контакте с внешней средой. Родителям всех без исключения детей с МТ115 и КМТ116 разъяснялась необходимость индивидуального подбора режима педагогической нагрузки, использования ситуативно-личностного и практического (имитационного) взаимодействия рука в руку с фиксацией внимания ребенка на каждой отдельной операции. В ходе обучающих бесед педагог оказывал психологическую поддержку матери в принятии ребенка на личностном, безоценочном уровне, без конкретных ожиданий и требований, в признании его самоценности и уникальности, а также подводили ее к осознанию наличия у него особенностей здоровья и необходимости его восстановления с помощью медикаментозных и немедикаментозных методов, социальной адаптации и развития психологического потенциала с помощью специальных педагогических технологий. На каждом этапе психологического развития педагог помогал родителям сформировать у ребенка новые более совершенные способы психологических взаимоотношений с внешней средой. Знакомил близких с эффективными педагогическими методиками, дидактическим материалом, демонстрировал такие формы обучения малыша, которые соответствуют его текущим психологическим достижениям, используя их как опору при формировании новых уровней психического отражения действительности. Наряду с этим создавались рациональной такие развивающие организации и условия, развитию которые детской содействовали деятельности, что способствует планомерному увеличению практического опыта и степени сложности социальных взаимоотношений индивидуума со средой. Для оптимизации хода психического развития детей с функциональными отклонениями здоровья специалистом осуществлялся систематический педагогического динамический контроль профиля состояния психического развития, а в случае необходимости реализовывался комплекс педагогических мероприятий для оптимизации процесса развития психики. Систематический контроль психического развития по мере освоения новых психологических достижений позволял своевременно выявлять малейшие негативные изменения в эмоциональном состоянии ребенка, вносить коррективы в содержание и объем развивающих занятий, снижать или увеличивать степень нагрузки. Комплексный контроль состояния здоровья и психического развития детей и восстановительные мероприятия на протяжении раннего возраста являлся условием первичной профилактики отклонений психического и социального развития у детей с функциональными нарушениями здоровья. Психолого-педагогическое воздействие на психическое развитие детей с сочетанными гармоничному нарушениями формированию здоровья МТ и психологических КМТ способствовало достижений возраста, появление которых без создания специальных развивающих условий среды значительно задерживается и осуществляется дисгармонично, а также помогало предупредить появление негативных ответов психики на воздействие стимулов внешней среды, неэффективных форм социального взаимодействия. Специальная педагогическая поддержка детей с сочетанными проблемами здоровья на втором и третьем годах жизни осуществлялась в учреждениях здравоохранения и служила одним из методов комплексного восстановительного лечения. Наличие у детей объективных физиологических ограничений, препятствующих их психологическому контакту с внешним миром, а также особенности восприятия, переработки и накопления сенсорной информации определяют большое число особых образовательных потребностей и необходимость организации процесса воспитания и обучения с применением специальных технических средств, методов и дидактического инструментария. Специальные педагогические методы и приемы стимулирующего сенсорного воздействия, активизации познавательной и двигательной активности, нормализации тонуса и фонематического восприятия устанавливались в зависимости от этиологии, структуры и степени тяжести нарушений анализаторов, т. е. от характера первичного нарушения здоровья и педагогической ее классификации (категории). Продолжительность эмоционально-развивающего инструментарий, техническое взаимодействия, оснащение развивающего дидактический пространства, количество занятий и частота встреч с ребенком определяются его состоянием здоровья, темпом усвоения нового и потребностью семьи в психолого педагогической поддержке. В раннем возрасте занятия с детьми и родителями проводились не реже 1 раза в неделю, а при необходимости их число достигало 3 встреч. Психолого-педагогическая программа разрабатывалась педагогом-дефектологом (специальным психологом), согласовывалась и утверждалась лечащим врачом ребенка. Одновременно с этим оказывалась психологическая помощь матери, повышалась ее педагогическая компетентность, расширялся круг социальных контактов за счет общения с другими родителями, поддерживалась связь с обществом. Программа комплексной восстановительной помощи, в том числе психолого-педагогического воздействия, реализовывалась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, которые проводились в амбулаторно-поликлинических, инновационных формах, домашних созданных при условиях, учреждениях а также в дошкольного образования. На индивидуальных педагогических занятиях родители знакомились с новыми формами межличностного общения, а также они осваивали новые педагогические приемы и упражнения, с помощью которых у ребенка в ближайшем будущем должны были появиться новые более сложные и эффективные способы взаимодействия со средой. На подгрупповых занятиях родителей учили формированию у детей положительного эмоционального отношения к сверстнику, навыкам социального взаимодействия и продуктивного контакта путем их объединения в процессе проявления совместной предметной и продуктивной активности. Организация межличностного общения детей под руководством педагога позволяла передать родителям необходимые знания и навыки по включению ребенка в общение со сверстниками. В домашних условиях создавалась развивающая среда, что обеспечивало возможность отработки исполнительской стороны действий детьми в период бодрствования, развивать и совершенствовать практические навыки, приобретать опыт, повышать качество психологических достижений. Индивидуальная и подгрупповая форма работы, увеличение числа развивающих занятий с детьми в специально созданном для этого образовательном пространстве медицинского учреждения подготавливали ребенка к обучению в группе сверстников. В общей сложности обучение родителей и ребенка в ранний период детства проходили в течение 100–150 встреч педагога с семьей. Психолого-педагогическая помощь как неотъемлемая часть реабилитации детей с сочетанными тяжелыми нарушениями здоровья позволяла им к концу третьего года жизни овладеть социальным поведением и усвоить общественный опыт в виде предметных и ориентировочно-исследовательских действий, начать использовать речь в качестве социального средства. Эти психологические достижения помогали снизить степень их инвалидизации, облегчить родителям процесс их воспитания и ухода за ними, включить детей в коллектив сверстников и приступить к обучению в подгрупповой форме, которая повсеместно реализована в системе дошкольного образования
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)