Овладение точными координированными произвольными движениями
На протяжении второго года жизни овладение точными координированными произвольными движениями у детей происходило в различном темпе. Одна часть детей – 17 (56,6 %), – последовательно, без замедления темпа осваивала новые более совершенные психологические способы взаимодействия со средой. Отставание актуальных достижений возраста от онтогенетического норматива не превышало 4 психологических периодов, а число особенностей психологических взаимоотношений с внешним миром сохранилось на уровне 5–6 различных отклонений. У других 13 (43,3 %) детей на втором и третьем годах жизни наблюдались замедление темпа психического развития и увеличение разрыва между актуальными достижениями психики и показателями возрастного норматива до 5 психологических периодов. Нарастания особенностей психологического взаимодействия у этих детей не отмечалось. Их количество было не более 5–6, т. е. аналогично количеству психологических отклонений у детей другой подгруппы ГО КМТПР с отставанием темпа психического развития от возрастного норматива на 4 психологических периода. Несмотря на разницу в темпе психического развития, все дети ГО КМТПР к концу раннего детства осознавали себя (откликались на свое имя), овладели социальными способами взаимодействия с внешним миром, навыком выполнения социальных действий с предметами, элементарной произвольностью поведения. Умение согласовывать свое поведение с условиями среды и поведением взрослого, вступать в продуктивное сотрудничество с людьми, медленно усваивать новое в ходе многократно повторяющейся совместной деятельности стали основанием для их включения в коллектив сверстников и свидетельством возможности обучения в подгрупповой форме, которая повсеместно реализована в системе дошкольного образования1. На основании анализа результатов психического развития детей ГК КМТПР, полученных при проведении контрольных психолого-педагогических обследований, было установлено, что у всех без исключения со второго года жизни наблюдалось замедление темпа психического развития различной степени. У 4 детей (26,6 %) разрыв между актуальными достижениями возраста и онтогенетическим нормативом постепенно увеличивался, и к трем годам жизни достиг 5 психологических периодов. Аналогичный вариант психического развития имел место у детей ГО КМТПР. У других 11 (73,3 %) детей ГККМТПР формирование каждого последующего более совершенного психологического способа взаимодействия с внешним миром или уровня психического развития происходило в течение 10–12 месяцев, в связи с чем отставание актуальных достижений психики от возрастного норматива составляло 6–7 психологических периодов. Только к концу раннего детства дети с таким вариантом психического развития научились управлять движениями своего тела, осуществлять ориентировку на свои ощущения при взаимодействии с внешним миром1. Полученные нами результаты доказали известную научную истину, что без создания специальных развивающих условий у детей с тяжелыми сочетанными нарушениями развития не происходит качественной и структурной эволюции психики. Такими психологическими способами взаимодействия, как предметные действия и социальные способы коммуникации, дети с сочетанными тяжелыми проблемами здоровья без создания специальных условий среды и обучения в раннем возрасте не овладевают. Малая результативность психологического взаимодействия со средой, постоянное чувство эмоционального напряжения во время контакта с ней, редкие позитивные случаи социального общения приводили к снижению потребности в активности, использованию взрослого как средства наиболее безопасного и эффективного взаимодействия с внешним миром, отказу от самостоятельной деятельности. К контакту с людьми дети чаще прибегали в случае возникновения физиологических потребностей и для их удовлетворения. Пользовались с этой целью несоциальными способами: криком, движениями. Психологические потребности во впечатлениях и активности, эмоционально-личностном общении с близким взрослым у них возникали редко, проявлялись сглажено и кратковременно. Наряду с минимальной динамикой психического развития наблюдалось стремительное нарастание психологических отклонений, глубина и частота проявлений которых усугублялись по мере физического взросления и достигли максимальных значений к концу раннего возраста. Поведение детей можно было охарактеризовать как асоциальное или патологическое, что значительно осложняло процесс воспитания и ухода, стало препятствием для их социализации и общения со сверстниками. Таким образом, у детей с КМТПР111 в раннем возрасте психическое развитие может реализовываться по одному из 3 вариантов: с отставанием актуальных достижений психики от возрастного норматива на 4 психологических периода и особенностями психологического взаимодействия с внешним миром не более 6 отклонений у 17 детей ГО, что составляет 34 % от общего числа детей с КМТПР; с отставанием на 5 психологических периодов и особенностями психологического взаимодействия с внешним миром не более 6 у 13 детей ГО и 4 детей ГК, т. е. у 34 % детей с КМТПР; с отставанием актуальных достижений психики от возрастного норматива на 6 и более психологических периодов и особенностями психологического взаимодействия с внешним миром более 10 отклонений у 11 (22 %) детей ГК. На основании полученных результатов можно утверждать, что специальное обучение позволяет ускорить темп психического развития детей с сочетанными тяжелыми нарушениями здоровья, cо снижением рабочей функции одного или нескольких анализаторов, оптимизировать их психологические взаимоотношения с социумом, а значит повысить качество жизни ребенка и его семьи. Научное обоснование необходимости оптимизации психолого-педагогической помощи современной семье ребенка с нарушениями здоровья Важнейшей задачей современного общества признано укрепление института семьи и повышение ее социального статуса. Для этого государство принимает различные социальные и экономические меры, предоставляет семье определенные права и наделяет ее членов различными полномочиями. Семья остается основным социальным институтом, который обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Семья создается на основе любви и олицетворяет это чувство, которое определяет нравственную атмосферу данной социальной группы, стиль и характер взаимоотношений ее членов. Семья, как объект социальной действительности, служит для ребенка носителем основных общественных ценностей, источником социализации, психического и духовного развития. Она оказывает непосредственное и определяющее влияние на формирование индивидуального сознания ребенка, способствует передаче базовых социальных ценностей от поколения к поколению. Показывая роль семьи в становлении детской личности , можно выделить те положения, которые представляют собой особенно важные характеристики этого процесса: влияние семьи на развитие задатков, способностей и основных видов мотивации: гностической, этической, эстетической. В русской культуре традиционно женщина берет на себя решение вопросов по воспитанию детей и уходу за ними, она отвечает за их духовное и физическое благополучие. Материнство физиологично по своей природе, но глубоко социально по своей сути. Материнство как бы соединяет природу и культуру. Мать как источник культуры передает ребенку человеческий способ освоения действительности, нормы, образцы, традиции того или иного общества. Сущность материнства как социального феномена в том, что оно играет роль одного из важнейших механизмов трансмиссии культуры от одного поколения другому посредством передачи базовых ценностей общества. Оно выполняет посреднические функции в процессе социализации , связывая ребенка с внешним социальным миром. Общество относит материнство к наиважнейшему виду деятельности и социальной позиции индивида. В целях обеспечения благоприятных социальных условий для матерей государство законодательно делегирует им особые полномочия, создает наиболее благоприятный режим труда, отдыха, лечения. Это подтверждает признание обществом объективной реальности и факта, что от качества выполнения женщиной своей социальной роли зависит будущее российского государства.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)