- Направление А: Создание инклюзивной культуры. Часть 6
А 2.2 Школа поощряет уважение ко всем правам человека.
a) Прививает ли школа убежденность в том, что каждый имеет права и что все равны в своих правах?
b) Помогает ли отношение взрослых и детей друг к другу воспитывать уважение к правам?
c) Существует ли понимание того, что понятие прав предполагает наличие общего набора ценностей относительно равенства, сострадания и уважения к разнообразию?
d) Существует ли осознание того, что права человека могут ограничиваться только там, где их реализация напрямую нарушает права другого лица?
e) Берется во внимание то, что ограничение прав определенного лица, чьи действия мы не одобряем (например, в отношении права заключенных голосовать на выборах), умаляет уважение прав для каждого?
f) Считают ли взрослые и дети, преданность правам проявлением одинаковой оценки каждого, независимо от его или ее происхождения, условий жизни, убеждений или идентичности?
g) Понимают ли под базовыми правами права на обеспечение питанием, одеждой, жильем, правом на уход, образование, безопасность, свободное выражение мнений, оплачиваемый труд, участие в процессе принятия решений и уважение к собственной идентичности и достоинства?
h) Изучают ли дети историю рабства и то, до какой степени оно продолжает существовать в их собственной стране и во всем мире?
i) Изучают ли дети современные и прошлые кампании за права человека в своей стране и во всем мире?
j) Узнают ли дети о том, каким образом они могут сделать собственный вклад в кампанию за права человека?
k) Сочетает ли школа национальное и глобальное правосудия с идеей прав?
l) Изучают ли дети то, как изменился бы мир, если бы в нем было меньше несправедливости?
m) Сочетается ли понятие прав с идеей глобальной гражданственности?
n) Существует ли понимание того, что различные виды неравенства в обществе лишают людей возможности реализовать свои права?
o) Существует ли понимание того, что права часто остаются непризнанными?
p) Исследуется ли в школе то, насколько распространены случаи голода и заболеваний, которые можно предотвратить?
q) Узнают ли дети о документах в области прав человека, в частности о Всеобщую декларацию прав человека и Конвенцию о правах ребенка?
r) Думают ли взрослые и дети о том, до какой степени можно улучшить содержание документов о правах человека?
s) Рассматривают ли взрослые и дети то, как поддержка прав человека интегрирована в национальное законодательство?
t) Знают ли дети о нарушении прав человека в своей собственной стране и в других странах, даже если эти страны подписали документы о правах человека и их правительства однозначно их утвердили?
u) Существует ли понимание того, что все дети имеют право посещать свою местную школу или одну из своих местных школ?
v) Заступаются ли дети и взрослые за других, с которыми в школе поступают несправедливо?
w) Находят ли дети и взрослые способы заступаться за тех, с кем поступают несправедливо на национальном и международном уровне?
x) Используется ли принцип важности прав для отрицания различных видов неравенства и предубеждений - например, дискриминации женщин, дискриминации по социальному или экономическому статусу, расизма, дискриминации людей с инвалидностью, гомофобии и трансфобии?
y) Помогает ли школьный совет поощрять соблюдение Конвенции о правах ребенка?
А 2.3 Школа поощряет уважать целостность планеты Земля.
a) Признают ли взрослые и дети права той части природы, которая не принадлежит к человеческому роду, - как живой, так и неживой?
b) Исследуют ли взрослые и дети значение экологической устойчивости, преемственности функционирования видов, экосистем и ландшафтов, а также отсутствия их нарушения?
c) Размышляют ли взрослые и дети над Всеобщей декларацией о правах Матери Земли?
d) Думают ли взрослые и дети о том, как они зависят от благополучия планеты?
e) Берут ли взрослые и дети на себя обязанность проявлять заботу о морях и земле на планете?
f) Думают ли взрослые и дети над тезисом, что земля существует для того, чтобы люди ее эксплуатировали и подчиняли своей воле?
g) Думают ли взрослые и дети над тезисом, что люди должны жить в гармонии с Землей среди других видов и природных формаций планеты?
h) Имеют ли взрослые и дети собственную точку зрения на свои отношения с планетой?
i) Обсуждают ли взрослые и дети тезис, что экономику и доходы нужно развивать только в той степени, в которой они поддерживают здоровье планеты?
j) Задумываются ли взрослые и дети о том, что если бы каждый человек потреблял столько же, сколько потребляют жители богатых стран, то для выживания человечества понадобилось бы несколько планет?
k) Задумываются ли взрослые и дети о том, что кроме некоторых ресурсов планеты, являются исчерпывающими, также существуют образование, культура, музыка, игры, информация, дружба и любовь, которые не заканчиваются никогда?
l) Задумываются ли взрослые и дети над мыслью о том, что поведение, которое приводит к загрязнению окружающей среды, чрезмерной застройки и ставит под угрозу дальнейшее существование жизни, нужно отнести к категории международных преступлений?
m) Думают ли взрослые и дети о возможности признания преступлением загрязнения почвы и воды - независимо от того, можно ли доказать, что оно действительно вредит человеку?
n) Задумываются ли взрослые и дети о том, кто может владеть землей, морями, реками и озерами на планете?
o) Думают ли взрослые и дети об исторических правах на пользование земель коренных народов, у которых не было официальных документов о праве собственности?
p) Думают ли взрослые и дети о последствиях потери доступа к общинным землям, которыми граждане пользуются совместно в своей собственной стране и в других странах?
q) Думают ли взрослые и дети о том, кто владеет воздухом и водой и заявляют о своем владения ими?
r) Думают ли взрослые и дети о том, как люди могут бороться с загрязнением окружающей среды и что будет, если они этого не будут делать?
s) Рассматривают взрослые и дети то, к чему приведет готовность каждого поколения передать следующим поколениям процветающую планету?
t) Обсуждают ли преступления против будущих поколений, которые ставят под угрозу их здоровье, выживание и безопасность, наносят серьезный ущерб окружающей среде, приводят к истощению ресурсов, вырубки лесов и создают угрозу для выживания других видов и экосистем?
u) Рассматривают взрослые и дети экологическую задолженность перед планетой и будущими поколениями, которую накопили современные поколения и которую им нужно возместить?
v) Признают ли взрослые и дети, что больший долг перед планетой имеют те, кто потребляет больше всего?
w) Думают ли взрослые и дети о том, как небольшое дополнительное загрязнение земли, морей и воздуха может иметь непропорциональные последствия - например, последняя песчинка на вершине песчаной пирамиды, небольшой костер в лесу
A 2.4 Инклюзия рассматривается как повышение уровня участия для всех.
a) Понимают ли инклюзию как бесконечный процесс повышения уровня участия для всех?
b) Понимают ли в качестве выходящего за пределы жизни и обучения в сотрудничестве и идентичности друг друга?
c) Понимают ли инклюзию как принципиальный подход к развитию всех аспектов жизнедеятельности школы, а также образования общества в более широком масштабе?
d) Понимают ли инклюзию как модель, которая помогает наметить возможные пути развития школ, семей, сред и широкого общества с тем, чтобы содействовать участию и поддерживать ее, так же, как поощряют участие индивидуальных лиц?
e) Рассматривают инклюзию как модель, которая касается участия взрослых и детей?
f) Касается инклюзия всех, а не только детей с нарушениями развития или тех, которых относят к категории «детей с особыми образовательными потребностями»?
g) Избегают все ли члены коллектива рассматривать барьеры для обучения и участия как вызванные инвалидностью и / или нарушениями развития детей?
h) Существует ли понимание того, что любой может столкнуться с барьерами для обучения и участия?
i) Существует ли понимание того, что в разных контекстах разные люди будут сталкиваться с барьерами для обучения и участия?
j) Считается ли, что барьеры для обучения и участия могут возникать в процессе взаимодействия со всеми аспектами жизнедеятельности школы: ее культурой, политикой, зданиями, организацией образовательного пространства?
k) Считается ли, что барьеры для обучения и участия обусловлены национальной политикой, местной и национальной культурой и ценностями, а также другими факторами, существующими вне школы?
l) Подвергаются ли критическому анализу установки относительно ограничений в доступе и участии некоторых категорий детей и взрослых, в частности, что дети с тяжелыми или комплексными нарушениями развития не могут быть частью школьного сообщества?
m) Понимают ли «инклюзивную школу» как «движение в направлении инклюзии», а не конечный пункт назначения?
n) Существует ли понимание того, что повышение уровня инклюзии требует борьбы с исключением и дискриминацией?
o) Понимают ли инклюзию как процесс, который может начинаться в классе, на игровой площадке, в учительской, и не заканчиваться тем, что ребенок или взрослый человек уходит из школы?
p) Признают ли факторы, ведущие к исключению, как такие, которые имеются всегда и которым всегда необходимо противодействовать?
q) Делают ли акцент на понимании ценности различий, вместо соответствия единому стандарту «Нормальности»?
r) Ценят ли разнообразие и считают ее не проблемой, а ресурсом для обучения?
s) Существует ли общая решимость уменьшать до минимума неравенство возможностей в школе?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)