Наличие познавательной активности и целенаправленности
Педагогические занятия организовывались как в индивидуальной, так и подгрупповой форме. На подгрупповых занятиях объединялись дети в стабильном соматическом и неврологическом состоянии, которые не имели контактов с инфекциями. В подгрупповых занятиях участвовали не более 2–3 детей в целях знакомства со сверстниками, усвоения социальных норм взаимодействия, формирования навыка делового сотрудничества, эмоционального и речевого контакта. Это стало возможным благодаря наличию познавательной активности, целенаправленности, произвольности эмоций и поведения, социальных способов взаимодействия и навыка сотрудничества со взрослым. Продолжительность развивающих занятий в этом возрасте у детей могла достигать 15 мин, после чего 5–7 мин ребенок воспроизводил усвоенное в самостоятельной игре. Педагог в это время общался с матерью, раскрывая нюансы и суть каждого игрового задания, наблюдая действия ребенка и комментируя их матери, обращая ее внимание на важные детали. Такой значительный объем коррекционно-педагогической помощи семье ребенка с МТПР в течение второго года жизни был реализован не менее чем за 50–70 встреч. Это позволило всем малышам к концу второго года жизни овладеть социальным поведением, предметными действиями и ориентировочно-исследовательской активностью, начать использовать речь в качестве психологического средства. В начале третьего года жизни всем детям ГО МТПР было рекомендовано посещение не реже 1–2 раз в неделю специальных развивающих занятий в инновационных формах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, организованных в учреждениях дошкольного образования, расположенных по месту их жительства. Наряду с этим, родителям и детям оказывалась регулярная педагогическая поддержка в амбулаторно- консультативной форме в учреждении здравоохранения, что позволяло осуществлять постоянный контроль состояния их здоровья и хода психического развития, а также обеспечить родителей необходимыми педагогическими знаниями и своевременно оказывать информативную, психологическую и обучающую помощь. В общей сложности психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка третьего года жизни не превышала 50 занятий, организованных в виде консультации в форме амбулаторно-поликлинического приема. В этом возрасте для формирования новых более сложных способов психологических взаимоотношений с окружающей средой педагог организовывал обучение в форме совместного выполнения и ситуативно делового сотрудничества, копирующих действий. В ходе игры по знакомым ребенку правилам и схемам применялся метод наглядной демонстрации, партнерского взаимодействия, а в ситуации усталости или утомления ребенка – метод совместной деятельности. Разнообразие форм общения взрослого с ребенком расширяло его социальный опыт. Хорошо знакомые и освоенные ребенком формы взаимодействия применялись для его успокоения, способствовали ощущению им чувства комфорта и уверенности в собственных силах, удовольствия от общения со взрослым, снимали эмоциональное напряжение, т. е. являлись от части эмоционально-поддерживающим средством. В и релаксационным коррекционно-педагогическом процессе, психологическим как и ранее, использовался многофункциональный игровой материал, который включал в себя дидактические пособия и технические средства для развития общих движений, точных социальных движений руки, продуктивной и игровой деятельности, речи и социальных навыков. Педагогическая поддержка осуществлялась регулярно как в индивидуальной, так и подгрупповой форме. На индивидуальных занятиях дети знакомились с новыми формами межличностного общения, а также осваивали более совершенные способы взаимодействия со средой и познания. На подгрупповых занятиях формировался навык социального взаимодействия со сверстниками, предметной, игровой и продуктивной деятельности. Наиболее важные методические приемы и упражнения были отражены в индивидуальной программе воспитания и обучения. В общей сложности для успешного восстановления здоровья и социализации детей с МТПР в процессе комплексной реабилитации необходимо было реализовать от 150 до 200 специальных педагогических занятий. Содержание коррекционно-педагогической помощи на каждом возрастном этапе разрабатывалось с учетом этиологии, структуры и степени тяжести нарушений здоровья, актуального уровня и темпа психического развития, особых образовательных потребностей. Программа комплексного восстановительного воздействия должна была реализовываться родителями как в домашних условиях, так и во время лечения ребенка в учреждении здравоохранения. Специальным образом организованный процесс воспитания и обучения детей ГО МТПР с сочетанными нарушениями здоровья способствовал последовательному овладению психологическими достижениями возраста, социальными способами коммуникации и взаимодействия. Это позволило большинству малышей своевременно начать обучение по существующим образовательным программам, а небольшой части из них, посещать группы кратковременного пребывания в образовательном учреждении, так как они были психологически готовы к продуктивному социальному взаимодействию со сверстниками, т. е. социально адаптированы. Положительные результаты специальным образом организованного процесса воспитания и обучения стали заметны к концу первого полугодия жизни детей. В этом возрасте у них появилась потребность в сенсорных раздражителях, эмоциональном кратковременная общении ориентировочная и с близким познавательная взрослым, активность. Совершенствование психического развития проявлялось также в оптимизации взаимодействия и постоянстве использования различных социальных способов контакта детей с внешним миром, в связи с чем число психологических отклонений не превышало 3–5 и колебалось в этих пределах до конца раннего детства. К концу первого года жизни у нескольких детей – 6 (15 %), – отмечалась незначительная активизация темпа психического развития. В последующие два года эти дети последовательно в близком к задержанному темпе овладевали новыми, более сложными психологическими взаимоотношениями с внешним миром, за счет чего к концу раннего детства отставание актуального психологического возраста от онтогенетического норматива в линии движений, сенсорного (познавательного) и социального развития сократилось до 1 психологического периода, а в линии речевого развития оставалось на уровне 2 психологических периодов. У других 23 (57,5 %) детей темп психического развития на протяжении первых трех лет жизни оставался стабильно медленным, а разрыв между актуальным психологическим возрастом и показателями онтогенетического норматива составлял 2 психологических периода. У третьей части детей – 11 (27,5 %), – на втором году жизни в период освоения первых предметных действий наблюдалось замедление темпа психического развития в линии сенсорного или познавательного развития, а также речи. В этих линиях психического развития разрыв между актуальными психологическими достижениями детей и показателями возрастного норматива достиг 3 психологических периода. В обычных условиях воспитания у одной части детей – 12 (60 %), – ГК МТПР, начиная со второго года жизни, т. е. в период овладения предметными действиями, наблюдалось замедление темпа психического развития в линии сенсорного или познавательного развития, а также речи, аналогичное таковому у небольшой части детей ГО МТПР – 11 (27,5 %). Крайне медленный темп познавательного и речевого развития детей не был преодолен до конца третьего года жизни. У другой части детей ГК МТПР – 8 (40 %), – начиная со второго полугодия жизни отмечалось постепенное замедление темпа психического развития. В связи с чем при достижении ими возраста трех лет разрыв между актуальными достижениями психики в основных линиях психического развития и онтогенетическими возрастными нормативами увеличился до 3 психологических периодов, т. е. стал крайне медленным. Замедление темпа психического развития происходило на фоне увеличения числа и устойчивости проявлений особенностей психологического взаимодействия детей с внешним миром. В конце третьего года жизни их количество достигло 6–8, т. е. они стали множественными и затрудняли процесс социализации детей. В начале дошкольного детства включить этих детей в коллектив сверстников, начать обучение в групповой форме не представляюсь возможным. Анализ полученных данных показал, что у младенцев с медленным темпом психического развития начиная со второго года жизни формирование психики реализуется по одному из 4 вариантов. У небольшой части малышей ГО – 6 (10 %), – за счет систематической поддержки в период раннего детства разрыв между актуальным психологическим возрастом и онтогенетическим нормативом сокращается. К концу раннего детства составляет от 1 до 2 психологических периода, так как психологические достижения в линии речевого развития отстают от показателей возрастного норматива на 2 психологических периода, а число особенностей психологического взаимодействия не превышает 3 быстро устранимых отклонений. Дети, у которых с помощью раннего коррекционного обучения удалось активизировать и тем самым преобразовать темп психического развития из медленного в задержанный, к концу третьего года жизни начинали овладевать ориентировкой на сенсорные признаки предметов, осознавать последовательность своих действий и событий, а первые умственные действия, свойственные наглядно-действенному мышлению, обнаруживались у них в качестве «зоны ближайшего психического развития».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)