Индивидуальная программа обучения и воспитания
По результатам контрольного психолого-педагогического обследования составлялась индивидуальная программа обучения и воспитания, а ее содержание раскрывалось родителям в процессе 3–6 занятий с детьми, которые организовывались сериями, по 2 занятия в неделю. С родителями 179 были проведены беседы, обучающие занятия в целях демонстрации эффективных и необходимых для ребенка специальных педагогических методов активизации темпа их психического развития, коррекции социальных отклонений, а также формирования социальных способов взаимодействия и усвоения общественного опыта, рекомендовано посещение развивающих центров системы образования. Таким образом, на протяжении второго года жизни было реализовано около 25–30 обучающих встреч с семьей. На третьем году жизни педагогический процесс был организован в амбулаторно поликлинических условиях. После контрольного психолого-педагогического обследования с детьми группы обучения проводилась серия занятий, количество которых не превышало 3–5 встреч. Родители возможностям знакомились и с соответствующими возрастным потребностям психологическим детей содержанием педагогической помощи, приемами воспитания и обучения. Стабильное состояние здоровья ребенка позволяло им посещать дошкольные образовательные учреждения и начать общение со сверстниками, что было крайне важно для развития социальных навыков и формирования готовности к групповой форме обучения. В случае необходимости каждый месяц в амбулаторных условиях детской поликлиники дополнительно организовывались 1–2 обучающих встречи и беседы, на которых обсуждались текущие возрастные и индивидуальные особенности детей, проводилась корректировка программы обучения. Таким образом, общее число обязательных контрольных осмотров и обучающих встреч с семьей ребенка с задержкой темпа психического развития в стандарте восстановительного лечения составило разное количество. Так, на первом году жизни не менее 5 контрольных психолого-педагогических осмотров и от 20 до 25 обучающих коррекционно-педагогических занятий, число которых определялось в зависимости от структуры и степени тяжести нарушений здоровья, потребностей семьи. На втором году жизни - не менее 3 обязательных контрольных психолого-педагогических обследований и до 20– 30 обучающих занятий ребенка и родителей. На третьем году - не менее 3 обязательных контрольных психолого-педагогических обследований и от 10 до 20 обучающих занятий с семьей в зависимости от ее потребностей и особенностей социального взаимодействия ребенка с внешней средой. За весь период работы педагогом-дефектологом было проведено не менее 10 контрольных психолого-педагогических обследований и от 60 до 80 обучающих занятий с детьми для оказания помощи в овладении более совершенными психологическими взаимоотношениями с внешней средой и реализации детского психологического потенциала в целом. Систематическая, в период раннего детства, педагогическая помощь детям, которые при рождении имели задержку темпа психического развития на 1 психологический период, сочетанные нарушения здоровья в виде функциональных отклонений в работе органов и систем организма, позволила активизировать темп психического развития у 9 (22,5 %) из них, не оказав негативного воздействия на состояние их здоровья, не истощив защитные и адаптационные механизмы нервной системы. У этих детей за счет постоянного расширения сенсорного и практического опыта формирование новых умений и навыков в основных линиях развития происходило в темпе, незначительно отличающемся от возрастного норматива. За счет возможности регулярного накопления опыта развивающего взаимодействия с внешним миром начиная со второго года жизни разрыв между актуальными достижениями психики у детей и онтогенетическим возрастным нормативом сократился, однако сохранились отличия в качестве и объеме психологических достижений возраста. Другие обследумые – 31 (77,5 %) ребенок, – на каждом возрастном этапе смогли гармонично овладевать психологическими достижениями возраста в задержанном темпе. Причем у 7 (17,5 %) из них начиная со второго года жизни темп психического развития в линии речевого и сенсорного развития немного замедлился, за счет чего отставание актуальных достижений возраста от возрастного норматива составило 1–2 психологических периода. Таким образом, можно утверждать, что с помощью систематической комплексной реабилитации и включения в нее специальных педагогических технологий удалось у небольшой части детей (22,5 %) нормализовать темп психического развития, а у остальных предупредить его замедление при овладении сложными социальными умениями и навыками, более совершенными психологическими взаимоотношениями с внешним миром. Этот факт является подтверждением положительного влияния специального обучения на ход психического развития детей, ослабленных с рождения. Первые результаты специальным образом организованного обучения и воспитания, как во время лечения детей в стационаре, так и в домашних условиях можно было наблюдать, начиная со второго полугодия жизни детей. Это проявлялось в виде последовательного и постепенного увеличения продолжительности периода бодрствования, активизации познавательной, двигательной, социальной (мимика, положительные эмоции при удовлетворении потребности в общении и сенсорных раздражителях) и голосовой активности. В результате накопления разнообразного сенсорного опыта в процессе регулярного практического взаимодействия детей с окружающей действительностью происходило постепенное повышение адаптационных возможностей и устойчивости к воздействию различного рода внешних стимулов, в том числе эмоциональным и двигательным нагрузкам, что, в свою очередь, позволяло детям устанавливать результативные и позитивные психологические взаимоотношения с внешним миром. Благодаря этому, дети с сочетанными нарушениями здоровья последовательно и гармонично осваивали новые уровни психического развития без увеличения числа патологических психологических отклонений при взаимодействии с внешним миром. На протяжении всего периода раннего детства их число не превышало 3–4 особенностей психологического взаимодействия, а сами они отличались непостоянством и кратковременностью проявлений. Согласно полученным данным, показатель особенностей психологического взаимодействия у детей с задержанным темпом психического развития не отличался от такового у детей с нормальным темпом психического развития и отдельными функциональными нарушениями здоровья. Все вышеперечисленное позволяет утверждать, что целенаправленно организованный процесс обучения детей способствовал качественному освоению психологических достижений возраста в индивидуальном для каждого темпе, оптимизировал психологические взаимоотношения ребенка с окружающей средой, что облегчало процесс социализации. Своевременное устройство детей в дошкольные образовательные учреждения, быстрая адаптация к режиму и требованиям новых взрослых, незнакомым социальным условиям, отсутствие трудностей в общении со сверстниками явились наглядным и объективным подтверждением полученных нами данных. Наличие профессиональной педагогической помощи семьям, в которых растет ребенок, ослабленный с рождения, а также обучение родителей процессу воспитания и развития его психических возможностей с учетом особенности функционирования детского организма способствует повышению их педагогической компетентности, улучшает социальную ситуацию развития ребенка и микроклимат в семье. Отсутствие специальным образом организованных условий воспитания и обучения детей в семье привело к тому, что у всех без исключения отмечалось постепенное увеличение степени отставания психического развития до 1,5–2 периодов психического развития, а также рост числа социальных отклонений вследствие сочетанных нарушений здоровья, отклонений в работе органов и систем организма.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)