Роль и место специальных педагогических технологий в развитии психологического потенциала детей с нарушениями здоровья
Различия в состоянии здоровья ребенка, темпе психического развития, характере взаимоотношений с окружающей средой и восприятии сенсорной информации требовали дифференцированного подхода к организации и разработке содержания коррекционно-педагогической помощи в течение всего раннего детства. В связи с чем результаты обучающей части исследования будут представлены для каждой группы отдельно.
Особенности формирования новых уровней психологического взаимодействия с внешним миром у детей с нормальным темпом психического развития (НТ) в первые три года жизни Согласно анализу медицинской документации дети первой группы обучения (ГО) и контроля (КО) с нормальным темпом психического развития, рожденные с последствиями перинатального поражения ЦНС гипоксическиишемического генеза в виде функциональных отклонений в работе органов и систем организма, без нарушения деятельности анализаторов. В течение раннего возраста они болели не чаще 1 раза в 3–4 месяца. Чаще всего это были вирусные или респираторные инфекции, обострение атипического дерматита, функциональные отклонения в работе желудочно-кишечного тракта. Других осложнений и заболеваний у них выявлено не было. Контроль их здоровья и медицинская помощь осуществлялись по месту жительства в районной детской поликлинике, а также специалистами НЦЗД РАМН. Для стабилизации состояния достаточно было назначения симптоматической терапии и организации восстановительного лечения в домашних условиях под контролем лечащего врача и патронажной медицинской сестры. Функциональные отклонения в состоянии здоровья, незрелость нервной системы стали причиной дисбаланса процессов возбуждения и торможения, неустойчивости эмоциональных реакций, что, в свою очередь, обусловило снижение качества психологических достижений возраста и вызвало постепенное замедление темпа психического развития в период овладения предметными действиями и произвольным поведением. У большинства детей – 76,6 % (23), – наблюдались нарушение иннервации тонуса мышц лицевой мускулатуры, задержка становления речи как психологического средства. Снижение качества психологических достижений возраста и незначительное замедление тема психического развития, небольшие трудности социальной адаптации к внешним условиям (в количестве 1–3 социальных отклонений) являются социальными последствиями функциональных отклонений в здоровье детей. Для предупреждения негативного влияния функциональных нарушений здоровья на психическое развитие ребенка требовалось с первых месяцев жизни создать социальные условия среды, наличие которых позволяло учесть и удовлетворить их особые образовательные потребности: необходимость индивидуального подбора режима дня и объема сенсорной нагрузки; создание в период бодрствования специальных развивающих условий; оказание стимулирующего воздействия для активизации и продуктивной реализации психических потребностей, повышения качества психического взаимодействия с внешним миром; систематический медицинский контроль состояния здоровья и исполнение восстановительных мероприятий по его сохранению и укреплению, в том числе медико-педагогических процедур для нормализации тонуса лицевой мускулатуры и темпа формирования речи как средства коммуникации. Исходя из особенностей здоровья и особых образовательных потребностей детей, мы включили в программу воспитания и обучения специальные педагогические методики, способствующие расширению практического опыта, развитию сенсорного восприятия и социальных движений, предметных и орудийных действий, овладению более совершенными способами познания внешнего мира и коммуникации с людьми. Отдельным направлением коррекционно-педагогической работы являлось логопедическое воздействие в целях нормализации тонуса артикуляционной мускулатуры, активизации и развития голосовой и собственно речевой активности, фонематического слуха, произвольного управления движениями органов артикуляции, формирования навыка подражания мимике и артикуляции взрослого. Применения специального игрового инструментария для детей с нормальным темпом психического развития в три года жизни не требовалось. В первые месяцы жизни детей обучение происходило в форме эмоционального взаимодействия и активной внешней стимуляции деятельности основных анализаторов различными сенсорными стимулами; в возрасте от 1 до 3 месяцев – в форме эмоционального-развивающего общения на ряду с дополнительной внешней сенсорной стимуляцией основных анализаторов для увеличения продолжительности психической активности и продуктивности психического взаимодействия ребенка с внешним миром; в возрасте от 3 до 6 месяцев – в форме практической совместной активности ребенка со взрослым и взаимодействия ребенка с внешней средой. Этого результата удавалось достичь путем выполнения первых координированных моторных актов и действий с игрушкой взрослым вместе с младенцем; в реализовывались возрасте в от форме 6 до 9 месяцев развивающие ситуативно-личностного и занятия практического (имитационного) взаимодействия рука в руку; в возрасте от 9 до 12 месяцев – ситуативно-делового (копирующего) взаимодействия; в возрасте от 12 до 18 месяцев – в форме ситуативно-делового (подражающего) сотрудничества; в возрасте от 18 до 24 месяцев – в форме наглядной демонстрации и совместной деятельности (практическое сотрудничество); в возрасте от 24 до 36 месяцев – в форме показа, организации и партнерства в практическом сотрудничестве (взрослый оказывал помощь в выполнении, контролировал и давал эмоционально положительный отклик при достижении результата, а также подводил итог), наряду с речевым сопровождением каждого действия, фиксацией или обозначением словом его результата, самих предметов и их свойств. На каждом возрастном этапе для оптимизации процесса обучения, снижения степени сложности, наряду с повышением результативности выполнения ребенком новых способов взаимодействия со средой, а также для ощущения им чувства удовлетворения от применения нового способа действия, взрослый использовал соответствующую психологическому возрасту ребенка форму обучения, а также более ранние, в том числе и самые первые. Применение такого сочетания форм обучающего взаимодействия оказалось наиболее эффективным во время усталости, затруднения и ухудшения самочувствия ребенка. Цель психолого-педагогической поддержки детей на каждом возрастном этапе менялась потенциальными в соответствии с возможностями актуальными детской достижениями психики. Взрослый и мог сформировать у ребенка новые более совершенные способы психологических взаимоотношений с внешней средой, только применяя на каждом возрастном этапе такие формы обучения, которые, с одной стороны, соответствовали текущим психологическим возрастным достижениям малыша, используя их как опору при формировании новых уровней психического отражения действительности. С другой стороны, при организации детской деятельности активизировались потенциальные возможности увеличивались практический опыт и психики ребенка, степень сложности социальных взаимоотношений индивида со средой. Таким образом, соответствующая каждому возрасту форма обучения являлась эффективным способом передачи и усвоения ребенком общественного опыта от взрослого, повышала качество психологических достижений в основных линиях развития. Периодические отклонения в состоянии здоровья, снижение регуляторной функции нервной системы детей, потребность родителей в повышении собственной педагогической компетентности, наличие вопросов по уходу за детьми, их воспитанию и обучению определили необходимость систематического контроля хода психического развития детей, индивидуального подбора режима и объема сенсорной развивающей нагрузки в период бодрствования ребенка, обучения близких педагогическим технологиям развития психологических возможностей с учетом выявленных у ребенка индивидуальных психофизиологических характеристик, состояния здоровья и работы нервной системы. Для семьи ребенка с нормальным темпом психического развития на первом году жизни было достаточно 2–3 встреч со специалистом каждые три месяца жизни, что в общей сложности составляет не более 1 консультации ежемесячно. Таким образом, общее число контрольных профилактических осмотров в стандарте медицинского обслуживания детей раннего возраста на амбулаторно-поликлиническом участке составило: на первом году жизни 5 контрольных осмотров и не более 15 обучающих консультативных встреч с семьей, на втором году жизни 2 контрольных осмотра и до 10 обучающих консультативных встреч, на третьем году жизни 2 контрольных осмотра и не более 5 обучающих консультативных встреч. Всего педагог-дефектолог осуществил в учреждениях здравоохранения 10 контрольных осмотров и 20 обучающих занятий с ребенком за три первых года его жизни с целью познакомить родителей с современными методиками воспитания и обучения детей раннего возраста, а также оказать им практическую помощь в формировании психологических достижений возраста у детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)