Формы реализации и методы обучающей части
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста осуществлялась в форме индивидуального занятия и включала в себя следующие направления: развитие ориентировочной активности, сенсорного восприятия, движений, эмоций и социального поведения, голосовых ответов и речи. Индивидуальная программа обучения и организация консилиумом обучающего с процесса участием воспитания, форма и согласовывались лечащего врача, и утверждались невролога и врача восстановительной медицины. Известно, что формирование более совершенных уровней психического отражения окружающей действительности у детей происходит на основе образования новых временных связей в процессе развития ориентировочно исследовательских реакций в ходе самостоятельной непроизвольной активности самого ребенка. В связи с чем, при построении коррекционно-педагогического занятия педагог создавал такие развивающие условия окружающей среды, при которых интерес, внимание и активное посильное участие малыша в процессе эмоционально-личностного общения по поводу действия с предметами будут максимально возможными для него. Обучение ребенка новым способам взаимодействия с окружающей средой осуществлялось в процессе многократного повторения совместных действий, а позже в ходе осуществления совместной деятельности. Совместная деятельность является основным и единственным методом (способом) воздействия на ход психического развития младенца первого года жизни. С помощью совместного выполнения определенных двигательных актов ребенок может в максимально короткий срок ощутить результат от совершенных им действий, осуществить их наиболее верно, что, в свою очередь, позволяет запечатлеть их правильное результативное выполнение в памяти. Развитие органов чувств ребенка, его движений и ориентировочно исследовательской деятельности происходило в процессе непосредственного эмоционального, ситуативно-личностного общения со взрослым, а позже ситуативно-деловой деятельности. Задачей взрослого было вызвать, своевременно поддержать кратковременные инициативы ребенка, развивать их специальными педагогическими средствами и приемами, так как интерес к внешней среде и близким людям является важнейшим условием становления воспитывающих взаимоотношений и условием формирования человеческой личности. Поэтому специально учебно-ознакомительную деятельность ребенка организовывали так, чтобы предметы познавались в их функциях и назначениях при совершении практических действий с ними. Практические действия ребенка с предметами окружающего мира и людьми были гармонично включены в процесс эмоционального и речевого общения, как его неотъемлемая составляющая.
Еще одно обстоятельство, которое учитывалось при организации педагогического процесса с детьми первого года жизни, – это своеобразие человеческого обучения, которое заключается не в адаптации, не в индивидуальном приспособлении к условиям существования, а в активном овладении индивидом способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. Обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребенок усваивает новые знания не пассивно, а активно, в процессе самостоятельного выполнения практических действий или деятельности. Этот научный факт объясняется в трудах известного ученого А.Р. Лурия следующим образом: «Известно, что существенным условием для образования новых временных связей, как и каждой познавательной деятельности, является известный уровень активности самого ребенка. Эта активность самого ребенка, необходимая для сохранения каждой полноценной деятельности, всегда возможна только при устойчивом активном внимании ребенка и только при его активном участии в данном виде деятельности». В связи с этим при подборе упражнений и дидактического материала для индивидуального практического занятия и самостоятельного бодрствования малыша использовались такие, которые воздействуют на несколько анализаторов одновременно, несут в себе элемент новизны и посильной сложности, психического практической развивают развития, навыки, характерные интересны познавательной и для доступны активности следующего для ребенка. уровня самостоятельной Для отработки психологических способов и формирования навыка их использования, постоянства и устойчивости их проявления занятия проводились в различной обстановке. Взрослый постоянно менял позы ребенка, поверхность, на которой проходило игровое взаимодействие, дидактический инструментарий. Все это позволяло расширить сенсорный опыт ребенка, приучить его к воздействию различных сенсорных стимулов, сформировать потребность, желание, интерес и привычку к их ощущению, повысить устойчивость нервной системы при контакте с внешней средой. В процессе занятия создавались условия для частого повторения однородных действий в ходе выполнения различных упражнений. Систематически упражняя младенца в ответах на различные сигналы окружающей действительности, мы способствовали как совершенствованию его нервной деятельности, так и созреванию новых уровней психического отражения действительности.
Для активизации и развития компенсаторных механизмов психики ребенка в ходе занятий создавалась специальная предметно-развивающая среда. Она выполняла основную роль в активизации следующих психических процессов ребенка: внимания, восприятия, интереса к окружающему, эмоционального настроя. Таким образом, предметно-развивающая среда была создана с учетом системного подхода и личностно-ориентированного подхода к коррекционному обучению, направленного на формирование эмоционального общения взрослого с ребенком, а затем предметного характера деятельности ребенка первых лет жизни. Разнообразие всестороннюю исследовательских информацию о методов социальной позволяло ситуации получить развития и психологических достижениях детей на разных возрастных этапах, установить не только важные факты и закономерности этого процесса, выявить образовательные потребности, оптимальную организацию учреждениях здравоохранения, необходимые условия воспитания коррекционно-педагогической результативность и помощи показатели и в ее эффективности. Весь объем информации, полученный с помощью выбранных нами методов, был подвергнут тщательному анализу и статистической обработке, на основании которых была подтверждена гипотеза исследования и сформулированы основные выводы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)