Снижение адаптационных возможностей детского организма и отставание темпа психического развития
Для выявления значимых причин, вызывавших снижение адаптационных возможностей детского организма и отставание темпа психического развития от возрастного норматива, нами было проведено изучение степени влияния антенатального и интернатального факторов (отягощенного акушерско гинекологического анамнеза, особенности течения беременности, осложнения или патология родовой деятельности) на состояние ребенка при рождении по научным данным и данным статистической обработки полученных нами результатов, степень тяжести состояния ребенка при рождении определялась наличием и степенью тяжести нарушений здоровья и была напрямую связана с темпом психического развития в дальнейшем. Чем тяжелее было состояние ребенка при рождении, тем сложнее была структура нарушений его здоровья и значительнее задержка темпа психического развития (p<0,01). Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на состояние детей при рождении, оказались такие переменные, как осложнения родовой деятельности и тяжелое течение родов (0,488). Меньшее влияние оказывали патология беременности гинекологический (0,247), анамнез а матери также и, в отягощенный акушерско- частности, заболевания репродуктивной системы (0,233). Наиболее тяжелое состояние детей при рождении и значительное число отклонений здоровья различного генеза и степени тяжести были выявлены при сочетании этих переменных. Для определения степени влияния социальных факторов на здоровье новорожденного нами были сопоставлены такие социальные переменные, как возраст, вредные привычки, социальное положение, материальный доход, жилищные условия. Ведущее влияние на состояние ребенка при рождении и общий показатель заболеваемости ребенка, и как следствие, дальнейший темп его психического развития, оказывает возраст матери на момент данной беременности (0,432). Статистически значимой разницы между остальными переменными не выявлено. Возраст матери является социально-биологическим фактором. Именно его биологическая составляющая оказывает влияние на состояние здоровья ребенка, так как возраст матери напрямую связан с возможностями и качеством ее репродуктивной функции. Наши данные подтвердили прямую зависимость возраста матери, течения беременности и родов, а значит и состояния здоровья новорожденного. Установлено, что с увеличением возраста матери увеличивался риск рождения ребенка с проблемами развития. Данные статистического анализа указывают на то, что у зрелых родителей социальные условия их жизни являются более стабильными и наиболее устойчивыми к воздействию различных неблагоприятных социальных факторов (р<0,01). В молодых семьях, где возраст родителей не достигает 30 лет, социальные условия жизни семьи являются нестабильными. Именно в этих семьях наблюдались низкие числовые показатели по основным, определяющим социальную ситуацию развития ребенка, переменным и значительные их колебания (р<0,05). Именно возраст родителей и связанные с ним социально-экономические различия между молодой и зрелой семьей определяют как социальную ситуацию развития ребенка с сочетанными нарушениями здоровья, так и форму социальной государственной поддержки или обеспечения. Рождение больного ребенка в молодой семье в силу социально-экономической неустойчивости может привести к ее распаду, а в некоторых случаях к отказу родителей от своей социальной роди и передаче ребенка на государственное попечение. Для поддержки семейных форм воспитания и оказания помощи в общественном развитии молодой семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, необходимо своевременно создать такие материальные, жилищно-бытовые условия, оказать педагогическую, социальную и правовую поддержку, при которых ребенок смог бы реализовать свой психологический потенциал, а родители – состояться как активные члены российского общества. Зрелым семьям со стабильным социально-экономическим положением и сложившимся общественным статусом следует в первую очередь оказать помощь в вопросах обучения, воспитания и ухода за «особым» ребенком, что позволит родителям, а что особенно важно, матери сохранить свой привычный уклад жизни, профессию, личностную и духовную реализацию (реализоваться как личность). Дифференцированный подход и возможность предоставления адресной социальной помощи будут способствовать улучшению социальной ситуации развития ребенка, сохранению семейной формы воспитания и межличностных отношений, использованию трудового потенциала родителей, а также обеспечит экономический и социальный эффект. Расширение видов медикосоциальной помощи семье ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья, сети педиатрических учреждений, оснащенных современным оборудованием и технологиями восстановления физического и психического здоровья, могли бы сохранить и развить познавательный потенциал детей больных с рождения, повысить степень их социализации, а значит реализовать их право на полноценную и самостоятельную жизнь, снизить экономические затраты государства на их обеспечение в будущем. Огромный естественный развивающий и реабилитационный потенциал семьи должен быть использован обществом в целях восстановления здоровья ребенка в разумном и рациональном объеме. Совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, обеспечение равных возможностей членов российского общества, что характерно для демократического, гражданского общества, должно быть распространено не только на детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на их родителей. Конституцией Российской Федерации обеспечивается право каждого на полноценную жизнь и реализацию своего личностного потенциала. Необходимо обеспечить миллионам родителей, воспитывающих детей с перинатальной патологией ЦНС различной этиологии, структуры и степени тяжести, возможность демократического выбора профессиональной деятельности и видов государственной медико-социальной помощи в вопросах лечения и обучения ребенка, социальных услуг, страхования и материальной помощи. Близкие ребенка должны быть способны реализовать свое право на профессиональный и личностный рост. Общество и система медико-социальной реабилитации детей призваны разделить с родителями ответственность за сохранение жизни, воспитание и развитие ребенка. Общество и система социальной экспертизы должны осуществлять оценку и контроль социальных условий жизни ребенка и их способность обеспечить сохранение и реализацию психофизического здоровья подрастающего поколения. Такой подход будет содействовать изменению положения семьи в иерархии социальных институтов, возвращению семье ее социальных функций и сохранению ее целостности.
Выводы: 1. Подавляющее большинство детей – 463 (92,6 %), – с последствиями перенесенного перинатального поражения ЦНС имели на первом году жизни различное число заболеваний, этиология, степень тяжести и структура которых оказали негативное влияние на процесс психического развития и становление психологических взаимоотношений ребенка с внешней средой.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)