Частота выявления нарушений систем и структур головного мозга
Приводим данные в количественных и процентных соотношениях частоты выявления нарушений систем и структур головного мозга: внутричерепная гипертензия – у 119 (81 %), внутрижелудочковые кровоизлияния – у 76 (51,7 %), субэпидемальные кровоизлияния – у 14 (9,5 %), врожденные пороки развития головного мозга – у 53 (36,1 %), задержка миелинизации – у 11 (7,5 %), кисты головного мозга – у 71 (48,3 %), дегенерация вещества головного мозга у 17 (11,6 %), микроцефалия – у 2 (1,3 %), гидроцефалия – у 16 (10,8 %). Наряду с этим дезорганизация биоэлектрической активности головного мозга отмечалась у 67 (45,6 %) малышей, а эпилептиформная активность и пароксизмы – у 13 (8,8 %) детей. Заболевания опорно-двигательного аппарата в виде различных двигательных расстройств установлены у 105 (71,4 %) обследованных, врожденные аномалии строения конечностей имели место у 2 (1,4 %) новорожденных, дисплазия тазобедренных суставов – у 30 (20,4 %) детей, миодистрофия – у 3 (2,0 %) пациентов. Таким образом, все обследованные дети этой группы имели сочетанные проблемы здоровья различной этиологии и степени тяжести, многие из которых на первом году жизни явились первопричиной социальной дезадаптации, а в дальнейшем могли привести к инвалидизации. Изучение социально-экономических сведений об условиях жизни семей детей с сочетанными нарушениями здоровья и медленным темпом психического развития показало следующее. В большинстве случаев по возрасту рождения ребенка матери могли быть отнесены к категории поздно родящих. Возраст большинства матерей превышал 30 лет – 89 (60,5 %) женщин, а некоторых – 7 (4,8 %), – сорока лет. Лишь 51 (34,6 %) мать родила данного ребенка в возрасте старше 20, но младше 30 лет. При этом очень небольшое количество родителей – 25 (17 %), – имели вредные привычки. Практически все 130 (88,4 %) детей воспитывались обеими родителями, т. е. в полных семьях, малая часть матерей – 17 (11,5 %), – могла быть отнесена к категории матерей-одиночек. Большинство детей – 102 (69,3 %), – были вторыми или третьими в семье. Из ответов на вопросы анкеты о материальном положении стало ясно, что относят себя к среднему классу 109 (74,1 %) опрошенных, охарактеризовали свой достаток как высокий 22 (14,9 %) родителей, крайне недостаточным, низким свой доход сочли 16 (10,8 %) родителей. Материальный достаток и возраст родителей оказал непосредственное влияние на условия воспитания детей. Так, в 93 (41,4 %) семьях были созданы все необходимые условия для развития маленького ребенка, а по ответам респондентов их можно было определить как хорошие. В других 86 (58,5 %) семьях условия были достаточными, так как времени родителей и достатка семьи, по мнению отвечающих, не хватало для удовлетворения возрастных и образовательных потребностей ребенка первого года жизни. Воспользоваться помощью по уходу и воспитанию матерей в течение дня могли лишь 42 (28,5 %) матери, остальные 105 (71,4 %) такой возможности не имели. Условия проживания семей были благоприятными, а социально- экономическое положение имело прямую связь с возрастом родителей на момент рождения данного ребенка. Чаще всего дети, чьи родители были старше 30 лет, проживали в отдельной квартире. Число семей с отдельным жильем составило 89 (60,5 %), а количество молодых семей, проживающих совместно со своими родителями, не превышало 58 (39,4 %). Лишь несколько 8 (5,4 %) семей растили ребенка в условиях общежития.
Данное обстоятельство требовало индивидуального подхода к набору диагностических заданий, создания в процессе обследования специальных условий среды, использования дополнительных сенсорных раздражителей для активизации их внимания и фиксации первых физиологических проявлений в ситуации эмоционального общения со взрослым и контакте с внешним миром. Отличия в организации, ходе, продолжительности обследования, а также и результатах особенности психолого-педагогического формирования психики ребенка наблюдались начиная с первых месяцев их жизни, усугубляясь и нарастая по мере роста и развития ребенка. Первичное диагностическое обследование было проведено в стационаре второго этапа выхаживания по окончании острого периода адаптации и стабилизации их состояния здоровья, которое наступало в возрасте 1,5–2 месяцев жизни. Обобщение результатов обследования показало, что у всех без исключения детей этой группы в первые два месяца жизни безусловно рефлекторные реакции отличались крайней незрелостью, стертостью и слабостью внешних проявлений, а собственно психические ответы на воздействие стимулов окружающей среды, в том числе способы выражения эмоций при возникновении чувства дискомфорта и опасности, удовлетворения врожденной потребности в новизне и комфорте, не регистрировались. Данный факт является свидетельством того, что у детей КМТ нарушения здоровья привели к угнетению функциональных возможностей нервной системы. Это, в свою очередь, стало препятствием для формирования и внешнего проявления психологических ответов организма ребенка при контакте с внешней средой. Таким образом, изначально процесс становления психологических взаимоотношений ребенка со средой был нарушен и проходил искаженно. Для стабилизации здоровья и восстановления работы детского организма в последующий месяц все дети этой группы продолжали получать медицинскую помощь в круглосуточном стационаре второго или третьего этапа. В возрасте 3–4 месяцев жизни у детей с КМТ на фоне стабилизации состояния здоровья, повышения уровня зрелости нервной системы выявленные ранее особенности поведения сгладились. За это время у всех детей сформировались стойкие безусловно-рефлекторные ответы на воздействие сенсорных стимулов. При этом утомление у одной части детей – 38 (51,3 %), – проявлялось угасанием безусловно-рефлекторных ответов, а кратковременная психическая активность сменялась полным безразличием и отсутствием реакций на внешнее воздействие. У других 36 (48,6 %) малышей контакт с внешним миром и общение с матерью вызывало возбуждение, повышение двигательной активности, а спустя некоторое время раздраженный длительный монотонный плач. Однако именно в этом возрасте у детей были обнаружены первые положительно эмоционально окрашенные психологические ответы в виде разнообразных мимических реакций при чувстве дискомфорта и удовольствия, непроизвольной улыбки во время бодрствования и сна. У всех без исключения детей за 3-4 месяца жизни не удалось сформировать устойчивый график или режим дня, время кормления, сна и бодрствования ими часто менялись. Наряду с этим у небольшой части детей – 15 (15,1 %), – имели место негативное отношение и раздраженный плач при воздействии незнакомых (новых) стимулов. Потребность в непосредственной близости матери наблюдалась у 9 (9 %) детей. Других 27 (27,2 %) детей отличали пассивность в период бодрствования, однообразная мимика, сглаженность ориентировочной реакции на новизну и стертость психологических ответов на воздействие внешних стимулов. Таким образом, в течение первых месяцев жизни у большинства детей этой группы происходит накопление чувственного опыта, формирование первых психологических ответов и индивидуальных предпочтений, что является показателем активизации психологических возможностей и улучшения состояния здоровья. Однако на фоне физической и психической зрелости выявленные ранее особенности психологического взаимодействия с внешним миром в виде пассивности, отсутствия реакции на новизну и снижения двигательной активности преобразуются в сложный симптомокомплекс и приобретают выраженно патологический характер. В силу того, что особенности здоровья и психического развития требовали систематической комплексной медицинской помощи, все дети с КМТ большую часть первого полугодия жизни находились на лечении в стационаре, где и прошли психолого-педагогическое обследование в третий раз в возрасте 5–7 месяцев жизни. За прошедшие два месяца жизни у детей не произошло значимых изменений в психическом развитии. Начавшие ранее свое становление психологические достижения приобрели устойчивость и наблюдались в самостоятельной активности детей в период бодрствования. У всех малышей сформировался навык зрительной ориентировки в пространстве, увеличились продолжительность и активность в период бодрствования, наладился биологический ритм и стал более устойчивым режим дня, появились интерес к новому, потребность в сенсорных раздражителях. Повышение качества, устойчивости психической и нервной деятельности расценивалось врачами и родителями как положительная динамика, активизация темпа психического развития. Однако реального сокращения разрыва между психологическим и физиологическим (паспортным) возрастом не произошло, темп психического развития не ускорился, отставание от возрастного норматива составляло, как и ранее, 3 психологических периода.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)