Трудности психологического взаимодействия
Можно предположить, что в дальнейшем, т. е. уже в раннем возрасте, сочетанные трудности психологического взаимодействия будут ограничивать практический опыт детей и тем самым замедлять темп их психического развития. С помощью статистической обработки полученных данных было установлено, что без организации специальных развивающих условий среды и воспитания дети с задержкой психического развития к возрасту 6 месяцев имеют большее число и выраженность проявлений особенностей психологического взаимодействия с внешним миром, чем в первые три месяца жизни (р<0,05). В дальнейшем по мере роста и развития вторичные социальные по своей природе последствия нарушений здоровья нарастали (р<0,01). Для выяснения причин происходящего и степени влияния социальных условий жизни ребенка на динамику психического развития нами был проанализирован подробно социально-экономический статус семей, в которых они воспитывались. Так, возраст большинства 74 (41,1 %) матерей был менее 30 лет, у других 58 (58,8 %) матерей возраст соответствовал интервалу между 30 и 40 годами жизни. Возраст матерей на момент рождения данного ребенка определял их социальное положение. Большинство 91,1 % детей было рождено в полной семье со средним материальным доходом. Лишь небольшая часть родителей охарактеризовала свой социально-экономический статус как низкий в 9 (5,0 %). Значительное число (58,4 %) малышей имели братьев и сестер, а сами они являлись вторыми или третьими детьми в семье. Половина из общего числа опрошенных имели отдельное жилье, другие 94 (52,2 %) семьи делили квартиру с родителями, а ребенку было выделено специальное пространство для сна и бодрствования. Несколько 2 (1,1 %) семей располагались в общежитии, где и создали необходимые для роста и развития ребенка условия жизни. Условия по уходу и воспитанию ребенка были оценены респондентами как хорошие в 97 (53,8 %) случаях, другие 83 (46,1 %) сочли их достаточными. Многие 72,7 % матери имели высшее образование, остальные 49 (27,2 %) человек – среднее. Существенная часть опрошенных 61,1 % указывали на наличие вредных привычек в виде курения и периодического употребления алкоголя. Возраст, социально-экономический статус и условия жизни 46 (25,5 %) семей позволяли иметь матери помощь по уходу за ребенком, другие 134 (74,4 %) матери обходились без нее. Таким образом, большинство детей росли и воспитывались в благоприятных условиях семейного воспитания, для их развития и здоровья близкие делали все необходимое. Родители этих детей имели среднее или высшее образование, профессию, у многих был опыт воспитания предыдущих детей. Большинство родителей заботу по воспитанию малыша делили с родственниками, т. е. дети имели широкий круг общения. Однако этих социальных условий последовательного психологическими оказалось овладения недостаточно детьми взаимоотношениями новыми с для более окружающим эффективного сложными их миром. Особенности здоровья и работы центральной нервной системы обусловили постепенное нарастание особенностей поведения, что, в свою очередь, становилось вторичным препятствием для накопления необходимого опыта развивающего взаимодействия, своевременного появления психологических достижений возраста и успешной социализации. Изучение клинической характеристики состояния здоровья детей помогло раскрыть причину особенностей функционирования регуляторных механизмов нервной системы в периоды перехода с одного способа психологического взаимоотношения с социальной средой на другой, более сложный, а также снижения приспособительных (адаптационных) возможностей и патологических реакций детской психики на возрастающие требования социальной среды. Анализ данных раннего неонатального периода жизни новорожденного показал, что матери не имели наследственной патологии и могли быть отнесены к категории здоровых в 75,5 % случаев. У небольшого числа рожениц – 44 (24,4 %) женщин, – акрушерско-гинекологический анамнез был отягощен. Беременность протекала без осложнений лишь в 64 (35,5 %) случаях. Остальные 116 (64,4 %) матерей получали в течение всей беременности медикаментозное лечение. На состояние здоровья 47 (26,1 %) детей при рождении также оказала отрицательное влияние патология родовой деятельности.
В силу вышеизложенного очевидно, что незрелый организм 111 (61,6 %) детей потерпел сочетанное воздействие различных негативных факторов в течение раннего перинатального периода. Все это повлияло на состояние новорожденных при рождении и проявилось в виде различных нарушений их здоровья. Родились доношенными 103 (57,2 %) ребенка, с низкой массой тела – 69 (38,3 %) младенцев, с очень никой массой тела – 8 (4,4 %) малышей. Состояние при рождении расценивалось как удовлетворительное в 88 (48,8 %) случаях. У детей, появившихся на свет в удовлетворительном состоянии, зафиксировано легкое гипоксическое или ишемическое поражение центральной нервной системы. Другая половина – 86 (47,7 %) детей, – имела при рождении состояние средней степени тяжести и сочетанное гипоксически ишемическое поражение ЦНС. Несколько детей – 6 (3,3 %), – родилось в тяжелом состоянии с сочетанным гипоксически ишемическим и травматическим поражением ЦНС. Из всех обследованных детей этой группы (3,8 %) новорожденных перенесли гемолитическую болезнь, а у 1 ребенка развилась гипогликемия. Исследования с помощью результатов компьютерных и аппаратных методов лабораторных методов диагностики у детей показал: была выявлена различная патология систем и структур головного мозга – внутри желудочковые кровоизлияния зафиксированы у 3 (1,7 %) детей, субэпидемальные кровоизлияния – у 11 (6,1 %) младенцев, повышение внутричерепного давления и увеличение объема желудочков мозга – у 64 (35,5 %), врожденный порок развития головного мозга обнаружен у 1 ребенка, кистозные образования в первентрикулярных пространствах мозга у 9 (5,0 %) обследованных. Дезорганизация ритмов биоэлектрической активности головного мозга определена у 52 (28,8 %) детей, эпилептиформная активность имела место у 13 (7,2 %) новорожденных. Особенности функционирования ЦНС привели к нарушению иннервации мышечного тонуса (гипертонус или гипотония) у 103 (57,2 %) детей. Наряду с этим у 33 (18,3 %) пациентов была установлена дисплазия тазобедренных суставов, врожденные пороки сердечно-сосудистой системы – у 4 (2,2 %), малые аномалии сердца – у 33 (18,3 %), наследственные болезни органов пищеварения – у 2 (1,1 %), наследственное заболевание эндокринной системы (гипотиреоз) – у 1 малыша, дисфункция эндокринной системы у других 5 (2,8 %) обследованных. Наряду с этим 65 (43,3 %) детей имели болезни органов дыхания (пневмонию, синдром дыхательных расстройств), другие 73 (40,6 %) аллергические болезни (атопический дерматит), болезни мочеполовой системы имели место у 28 (15,6 %) и проявились в виде нефропатии (6,7 %), врожденного порока развития почки 5 (2,7 %), пиелонефрита (5,6 %). Заболевания желудочно-кишечного тракта выявлены у 177 (65 %) детей. Последствия ретинопатии недоношенных выразились в снижении зрения, косоглазии и астигматизме у 3 (1,7 %) детей. Таким образом, у всех детей с задержкой темпа психического развития на первом году жизни были выявлены не менее 2 болезней, а у некоторых структура нарушений здоровья включала в себя 3-4 болезни. Все они являлись последствиями перенесенного перинатального поражения ЦНС, либо имели врожденный генез. Сочетание различных по этиологии нарушений здоровья привело к снижению адаптационных восприимчивости возможностей сенсорного воздействия, детского организма ограничило и психическую активность ребенка в период бодрствования, замедлило процесс накопления сенсорного и практического опыта. Все дети с сочетанными нарушениями работы органов и систем с первых месяцев жизни нуждались в создании особых педагогических условий, при наличии которых они моги бы увеличить продолжительность и повысить результативность психической активности, накопить достаточный сенсорный и практический опыт эффективных социальных взаимоотношений с окружающей средой и людьми. Без использования в процессе воспитания и ухода специальных педагогических технологий, учитывающих особенности здоровья, индивидуальные потребности и возрастные возможности детей с нарушениями здоровья и высоким познавательным потенциалом, формирование новых психологических взаимоотношений с окружающим миром на первом году жизни у них задерживается, а социальная адаптация происходит со значительными затруднениями. Третью группу составили 147 (29,4 %) детей, у которых путем сопоставления результатов психолого-педагогических обследований, проведенных в разные возрастные этапы первого года жизни, было выявлено стойкое отставание психического развития от возрастных нормативов на 2 психологических периода. Согласно показателям обследования, темп психического развития этих детей был охарактеризован как медленный. Основная часть – 72 (48,9 %) ребенка, – в первые месяцы жизни восстанавливали свое здоровье в круглосуточном стационаре второго этапа или третьего этапа – 18 (12,2 %). Многие дети – 93 (63,2 %), – восстанавливали свое здоровье в условиях стационара за первое полугодие жизни дважды.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)