Помощь близких по уходу за недееспособным ребенком
Могли рассчитывать на помощь близких по уходу за ребенком и воспользоваться услугами няни 31 (31,3 %) респондентов. Мать единолично осуществляла все обязанности по воспитанию и уходу за малышом в 68 (68,7 %) семьях, помощью родственников она воспользоваться не могла. Мужчина в этих семьях был единственным добытчиком и кормильцем, времени на решение проблем бытового характера у него практически не оставалось. Проживали в отдельной квартире и имели отдельную комнату для ребенка 28 (28,3 %) семей. Проживала совместно с родственниками 71 (71,7 %) семья. В случае совместного проживания нескольких семей в квартире для ребенка было отведено отдельное пространство в комнате родителей. Таким образом, большинство родителей имели предыдущий опыт воспитания детей младенческого возраста, либо могли воспользоваться помощью и советом родственников. Однако факт наличия особенностей здоровья, психологического взаимодействий детей с внешним миром и поведения указывает на то, что опыта и семейных традиций воспитания для создания оптимальных условий развития психологического потенциала младенца с легкими функциональными нарушениями здоровья недостаточно. Дети с нормальным темпом психического развития имеют индивидуальные физиологические и психологические потребности, удовлетворение которых возможно при организации условий воспитания с учетом их особенностей здоровья и деятельности центральной нервной системы. Изучение медицинских сведений о состоянии здоровья детей первого года жизни с нормальным темпом психического развития позволило соотнести клинические и психолого-педагогические данные, а на основании их комплексного анализа получить клинико-психолого-педагогическую характеристику данного варианта психического развития детей, выявить причину особенностей поведения и трудностей социальной адаптации. Согласно данным анализа большинство из всех обследованных детей этой группы были рождены молодыми матерями (79,7 %), возраст которых не превышал 30 лет. У других матерей (20,2 %) возраст на момент рождения данного ребенка превышал 30 лет, но не достигал 40 лет. Небольшая часть матерей 24 (32,4 %) имела вредные привычки в виде курения, периодического употребления алкоголя. В большинстве случаев (86,5 %) матери не имели отягощенного акушерско-гинекологического анамнеза (наличие преждевременных родов, самопроизвольных выкидышей, мертворождений и др.), и лишь у 13 (13,5 %) из всех обследованных были выявлены нарушения репродуктивной функции. Несмотря на отсутствие предполагаемых рисков развития осложнений во время вынашивания плода, большинство 82 (82,8 %) матерей получали лечение и имели те или иные нарушения здоровья или течения беременности. В силу чего лишь 17 (17,1 %) детей были рождены от физиологически протекавшей беременности. Процесс родов не имел осложнений в 95 (95,9 %) случаях и состояние детей при рождении было охарактеризовано как удовлетворительное. Аномалии родовой деятельности были выявлены у 4 (4,0 %) рожениц, в силу чего дети появились на свет в состоянии средней тяжести. Большинство детей 95 (95,9 %) были рождены доношенными, лишь малая часть детей 4 (4,0 %) имела низкую массу тела. Особенности течения беременности и родов оказали отрицательное влияние на функционирование органов и систем организма, в том числе центральной нервной системы. Так, у 88 (88,9 %) детей была выявлена легкая степень ишемического поражения ЦНС, а у 11 (11,1 %) детей отмечалось гипоксически-ишемическое поражение ЦНС средней тяжести. С помощью лабораторных, визуальных и инструментальных методов обследования у 7 (7,0 %) младенцев была обнаружена внутричерепная гипертензия, а у 3 (3,0 %) субэпиндемальные гематомы. Других врожденных патологий структур и систем головного мозга выявлено не было. При оценке неврологического статуса у 82 (82,8 %) детей наблюдалась рассеянная неврологическая симптоматика. Нарушение тонуса имело место у 14 (14,1 %) обследованных, а также у 3 (3,0 %) младенцев обнаружена дисплазия тазобедренных суставов. Малые аномалии сердечнососудистой системы выявлены у 14 (14,1 %) детей. Аллергические реакции в виде атопического дерматита отмечены у 42 (42,4 %) малышей. Особенности функционирования желудочно-кишечного тракта зафиксированы у 31 (31,9 %) младенца. Других отклонений в здоровье детей первой группы с нормальным темпом психического развития на первом году жизни не выявлено. Таким образом, обобщенная клинико-психолого-педагогическая характеристика состояния здоровья, психического развития и социальных условий среды детей с нормальным темпом психического развития представляет собой следующее. Все они воспитывались в благоприятных условиях среды, родителями и близкими родственниками со средним или высшим образованием, часть из которых имеет вредные привычки. С первых дней жизни у младенцев наблюдается высокая потребность в новизне и устойчивая ориентировка на сенсорные раздражители, устойчивая двигательная и познавательная активность в окружающем. За счет этого они быстро накапливают практический опыт и знания о социальной среде, в течение первого года быстро и последовательно своевременно (согласно онтогенезу) переходят с одного способа психологического взаимодействия с миром к другому более сложному. Вначале овладевают ориентировкой «что это?», непосредственным эмоционально-личностным или ситуативно- личностным общением. Затем в ходе ситуативно-практического сотрудничества – навыком произвольного управления движениями тела и обработки сенсорной информации, ручными действиями с предметами. В большинстве случаев они рождены доношенными или с низкой массой тела, молодыми матерями, имеющими функциональные отклонения течения беременности и родов. В силу чего у детей при рождении отмечается перинатальная патология легкой или средней степени тяжести гипоксического или ишемического, редко травматического генеза, функциональные отклонения в работе одной из систем организма: вегетативной, иммунной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта. Отметим важный факт: отдельные функциональные особенности здоровья не оказывают негативного влияния на темп формирования психологических достижений возраста или динамику психического развития, но осложняют становление психологических взаимоотношений детей с внешним миром, снижают адаптационные возможности нервной системы, ограничивая тем самым опыт практического развивающего взаимодействия. Это проявляется в виде повышенной чувствительности и быстрой истощаемости ребенка при воздействии стимулов окружающей среды, ограничивает опыт, приводит к трудностям социальной адаптации. Вторая группа – 180 (36 %) детей с задержкой темпа психического развития, – оказалась самой многочисленной. Анализ сведений о форме и методах медицинской помощи, результатов психолого-педагогических обследований детей с задержанным темпом психического развития выявил следующее. При проведении клинических осмотров детей уже в первые месяцы жизни врач-педиатр отмечал у них задержку и своеобразие формирования нервно-рефлекторных реакций.
При проведении психолого-педагогического обследования педагогу-дефектологу необходимо было использовать специальные педагогические методы и приемы для привлечения внимания малышей к сенсорному стимулу и их сосредоточения на зрительном и акустическом раздражителе. В процессе эмоционального взаимодействия педагога с ребенком нужно было делать паузы, выделять время для отдыха, оказывать постоянное стимулирующее воздействие для поддержания познавательной активности малыша. Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети этой группы имели особенности психологического взаимодействия с окружающей средой, в силу чего формирование новых более сложных способов психического отражения действительности у них задерживалось. На протяжении всего первого года жизни темп психического развития оставался задержанным, а разрыв между актуальными достижениями психики и возрастным нормативом в основных линиях психического развития составлял 1 психологический возраст. К концу первого года жизни в линии социального или речевого развития отставание от возрастного норматива превысило 1 психологический возраст, т. е. увеличилось. Выявленная дисгармония в становлении психологических достижений возраста у детей свидетельствовала о замедлении темпа психического развития по мере роста и взросления. Наряду с этим число и устойчивость особенностей психологического взаимодействия детей с внешним миром, в том числе поведения, постепенно увеличивались. Подавляющее большинство 87 (87,8 %) детей этой группы в возрасте 6-7 месяцев жизни имели от 2 до 4 особенностей психологического взаимодействия: сглаженность и отреченность ответов на воздействие сенсорных стимулов, снижение познавательной и двигательной активности, неустойчивость биологического ритма, истощаемость или возбудимость. Данный факт свидетельствует о том, что у всех этих детей отмечалось сочетание трудностей психологического взаимодействия. Наряду с этим у небольшой части 12 (12,1 %) малышей выявились те или иные первые предикторы (предвестник) становления патологических ответов психики при взаимодействии с внешним миром: избирательность в еде, предпочтение одних сенсорных стимулов или предметов другим, негативное отношение к новому, симбиотическая связь с матерью, потребность соблюдения определенного ритуала во время засыпания.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)