Изучение динамики психического развития младенцев с нарушениями здоровья различной этиологии
Теоретические основы и методологические подходы к изучению психического развития детей первого года жизни
Фундаментом методики изучения психического развития детей раннего возраста послужили: учение о закономерностях, об особенностях и этапах онтогенетического развития высшей нервной деятельности в раннем детстве (Бехтерев В.М., 1997; Павлов И.П., 1949; Щелованов Н.М., 1957; Красногорский Н.И., 1939; Клоссовский Б.Н., 1987); культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского (1911); концепция деятельности А.Н. Леонтьева (1972, 1977); положение о неравномерности психического развития и значимости каждого возрастного периода в развитии личности ребенка (Запорожец А.В., 1974; Эльконин Д.Б., 1960). Психика как сложный продукт взаимоотношений детского организма со средой реализует совокупность врожденных свойств и качеств ребенка и одновременно является результатом деятельности головного мозга. Единство психики как системы выражается в ее общей функции, будучи субъективным отражением объективной действительности, она осуществляет регуляцию поведения индивидуума многоплановые и многоуровневые. Именно психологические эти двусторонние, взаимоотношения ребенка с социальной средой составили объект психолого-педагогического изучения. Различного рода активность ребенка в окружающей среде, с помощью которой малыш устанавливает свои взаимоотношения с нею, а также индивидуальные психические качества детей, позволяют определить основные тенденции и благоприятные условия их развития, которые можно будет использовать для формирования компенсаторных механизмов в случаях отклоняющегося развития.
В экспериментальном исследовании фиксировался возраст ребенка, в котором произошло изменение способов психологического взаимодействия с внешним миром, а также условия и факторы, обусловливающие возникновение данных явлений. Анализ психических реакций малыша и его поведения осуществлялся с учетом сведений о среде, в которой он воспитывался, и стимулов, определяющих особенности его поведения. Известно, что собственно психологическая и социальная активность самого ребенка проявляется в различном содержании, видах и формах, постепенно усложняющихся по мере его развития, приобретающих все большую произвольность и ярко выраженный творческий, преобразующий характер. Чем разнообразнее и сложнее становятся взаимоотношения растущего ребенка с миром людей и вещей, тем больше изменяется и усиливается его обратное воздействие на них. Данные положения считаются элементарной истиной и чрезвычайно важны в ходе исследования явлений психической жизни, так как помогают установить происхождение и закономерность появления изучаемых фактов. Психическое развитие ребенка рассматривалось нами как процесс постоянного движения последовательно сменяющих друг друга психологических возрастов, в которых сознательно не выделены этапы, раскрывающие количественное накопление навыков, а указаны лишь те периоды, в которых возможно констатировать наличие качественных преобразований в отношениях ребенка с миром людей и предметов. Это было также обусловлено тем, что каждый период психического развития или психологический возраст имеет свое внутреннее единство, выражающееся в своеобразных отношениях с внешним миром. В каждом периоде появляется новый способ реагирования на внешнее воздействие, он изменяет поведение ребенка, ставя его на более высокую ступень социальных отношений со средой, отражая определенный «уровень его культурного развития» (Выготский Л.С., 1960). Мы исходили из того, что психологический возраст ребенка – это определенные мотивы поведения и операционная сторона его деятельности
Период допсихической активности – от рождения до 1 месяца 29 дней жизни. В это время психическая активность ребенка проявляется в бессознательных ответах на раздражитель в виде сосредоточения и элементарных моторных актов. У ребенка появляется способность дифференцированного отражения действительности, формируются первые привычки и предпочтения.
Период согласованной психической активности – от 7 до 9 месяцев 29 дней жизни. У детей второго полугодия жизни наблюдается процесс «сращивания», «слияния» отдельных ощущений в сложные комплексы или ассоциации.
Период самостоятельной психической активности – от 10 до 12 месяцев 29 дней жизни. К концу первого года жизни дети способны самостоятельно достигать поставленной цели путем произвольного использования статико-моторных навыков, подражать и самостоятельно воспроизводить (копировать) часто наблюдаемые действия взрослого.
Период первых предметных действий – от 13 до 18 месяцев 29 дней жизни. В первой половине второго года жизни у детей появляются более совершенные формы умственного отражения действительности, а именно перцептивное восприятие и обобщение, которые служат предпосылками мышления.
Период ориентировки на функциональное назначение предмета – от 19 до 24 месяцев 29 дней жизни. В последние месяцы второго года жизни ребенок в процессе практических действий и игры с предметами совершенствуется в их операциональном использовании, знакомится с различными свойствами предметов. За это время практический опыт накапливается и претерпевает значительные качественные изменения, наличие которых обеспечивает ребенку возможность понимания и умения пользоваться символами и знаками.
Период самостоятельной предметной деятельности – от 25 до 30 месяцев 29 дней жизни. На этом возрастном этапе ребенок начинает самостоятельно устанавливать связи между предметами окружающей среды, воспроизводить с ними цепочку действий, с которой ранее его познакомил (обучил) взрослый. Начинает соотносить слово с предметом и использовать знаковую функцию речи в ходе общения.
Период полной сформированности наглядно-действенного мышления – от 31 до 36 месяцев 29 дней жизни. На третьем году жизни багаж многообразной информации и практического опыта преобразуется в новый тип познания и усвоения ребенком культурно-исторического опыта, накопленного человечеством. У него появляется символическая функция мышления, которая выражается в возможности усвоения реального опыта с помощью слова-знака. Ребенок становится способен самостоятельно путем практического целенаправленного применения ранее усвоенных способов ориентировки и деятельности решать новые практические задачи. На первом году жизни ребенок переходит с одного уровня ориентировки на другой за три месяца жизни, на втором и третьем годах жизни – за шесть месяцев. Соответствие способа ориентировки в окружающем физиологическому возрасту ребенка свидетельствует о том, что он усваивает новое в нормальном темпе.
Темп психического развития – это временной интервал, в течение которого ребенок овладевает центральным психологическим образованием,
Временной интервал или количество дней, месяцев, которых достаточно ребенку для усвоения нового более сложного способа ориентировки в окружающем, т. е. для перехода с одного уровня психического развития на другой, от одного более простого способа ориентировки к другому более сложному, – выступает основным критерием, по которому определяется темп психического развития (Иванова Е.А., 1976; Венгер Л.А., 1988; Катаева А.А, 1998). Темп психического развития ребенка определялся путем установления соответствия или несоответствия между выявленным психологическим способом взаимоотношений со средой (психологическим возрастом) и физиологическим (паспортным) возрастом малыша (учение о взаимосвязи биологического и социального в психическом развитии ребенка). Степень несоответствия способа ориентировки в окружающем возрасту ребенка выражена в длительности временного отрезка, что и характеризует темп психического развития
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)