- Направление А: Создание инклюзивной культуры. Часть 4
А 1.7 Школа является моделью демократической гражданственности.
a) Каждый ли учится находить общий язык с другими и быть хорошим гражданином благодаря пребыванию в этой школе?
b) Члены коллектива, дети и семьи целенаправленно ли работают над тем, чтобы создавать культуру участия и сотрудничества?
c) Учатся ли дети быть активными гражданами друг у друга и у взрослых?
d) Члены коллектива приветствуют ли активное участие детей и взрослых в жизни школы?
e) Есть ли активное участие детей и взрослых очевидной в классных комнатах, в учительских, на пришкольной территории до и после занятий, на стендах и во время школьных событий?
f) Разделяют ли дети и взрослые то значение, которое они вкладывают в понятие демократии?
g) Думают ли дети и взрослые о том, до какой степени их школа поощряет демократическое участие?
h) Проводятся ли в школе открытые форумы, где взрослые и дети регулярно обмениваются своими мыслями и идеями?
i) Отмечает ли школа успехи, достигнутые в процессе борьбы за признание прав и развития демократии, в том числе ключевые вехи собственной истории?
j) Определены ли важные для школы вопросы, по которым классы и школа в целом регулярно проводят голосования?
k) Все ли дети имеют возможность приобщиться к деятельности совета школы или ученического парламента?
l) Все ли дети приобщаются к выполнению конкретных дел, которые способствуют развитию школы?
Возможные дела:
Посещение пожилых людей, проживающих в обществе или убежища
Компостирование
Приготовление пищи, ее подача и уборка
Создание художественных произведений
Работа в школьном музее и поиск экспонатов для него
Благоустройство / уборка пришкольной территории
Документирование видов животных и птиц, которые находятся в местности постоянно или временно
Волонтерская работа: оказание помощи учителю на уроках иностранного языка и информационно- просветительская работа с целью содействия изучению иностранных языков
Помощь в библиотеке
Уход за школьными животными
Уход за школьным прудом
Мониторинг потребления электроэнергии
Помощь в обслуживании школьной компьютерной сети
Организация культурно развлекательных мероприятий в общине
Чтение для других
Вторичная переработка использованных материалов Решение конфликтных ситуаций
Возвращение утерянных вещей
Работа в школьном саду
Проведение экскурсий по школе
Организация театральных постановок
Постановка пьес
Обучение игре в шахматы
А 1.8 Школа поощряет понимание взаимосвязей между людьми во всем мире.
a) Используются связи между взрослыми и детьми в школе с другими людьми во всем мире в качестве отправной точки для формирования более широкого понимания глобальных взаимосвязей?
b) Рассматривается ли месторасположение школы в регионе, в стране и ее связи с миром с разных исторических и географических взглядов и отражено ли это на стендах?
c) Получают ли дети представление о том, как глобальные взаимосвязи между людьми меняются со временем?
d) Осознают ли дети, как жизнь людей в одной части мира влияет на людей в другой его части?
e) Исследуют ли дети глобальные факторы, которые влияют на то, что они изучают, какие употребляют слова, какие произведения искусства смотрят, какую музыку слушают, вид энергии потребляют, какую пищу едят, какие книги и газеты читают, какие виды спорта и игры смотрят играют в них сами?
f) Демонстрируют ли взрослые и дети, как глобальная гражданственность проявляется в повседневных действиях?
g) Есть ли дети ведут себя достойно с соседями из прибывающих в их страну из другой части мира людей?
h) Исследуют ли дети характер конструктивных отношений и отношений угнетения между странами?
i) Помогают ли детям понять значение понятий «расизм» и «ксенофобия», а также то, как они влияют на отношение между людьми и между странами?
j) Изучают ли дети, каким образом страны связаны между собой торговлей?
k) Исследуют ли дети и взрослые возможности для того, чтобы покупать только товары, которые соответствуют их этическим принципам?
l) Обязуется ли школа придерживаться принципов справедливой торговли в закупках и осуществлении банковских операций?
m) Изучают ли дети вопрос о том, что происходит с кредитами и финансовой помощью, которая предоставляется экономически бедным странам?
n) Изучают ли дети, в какой степени отношения между странами основываются на ценностях равенства, участия и гуманности?
o) Изучают ли дети вопрос о том, какое значение имеет торговля оружием для их страны?
p) Есть ли у детей понимание того, каким образом деятельность корпораций, банков и правительств может положительно и отрицательно влиять на жизнь людей во всем мире?
q) Поддерживает ли школа связи с партнерской школой с учениками из экономически бедной страны?
r) Следит ли школа за тем, чтобы отношения со взрослыми и детьми с любой школой партнером основывались не на принципе благотворительности, а на принципах равенства, уважения и развития диалога?
s) Поддерживает ли школа связи со школой из другой местности в своей стране - городской или сельской?
А 1.9 Взрослые и дети с пониманием воспринимают различные проявления гендерной идентичности:
a) Признают ли взрослые и дети, что не каждый может думать о себе как о мужчине или женщине?
b) Размышляют ли члены коллектива о сложности своей собственной человеческой индивидуальности, определяемой по гендерным признакам?
c) Чувствуют ли себя члены коллектива способными дать детям свободу развивать свои гендерные особенности таким образом, который позволяет им чувствовать себя наиболее комфортно?
d) Узнают ли дети о том, что у лица может быть сильное осознание собственной гендерной принадлежности как мужчины или женщины, или как транссексуала, и учатся ли не связывать поведение человека, его способ выражения чувств, интересов и отношений с ее достижениями?
e) Обсуждают ли взрослые то, насколько стереотипными есть их собственные представления о гендерных ролях мужчин и женщинах, и как выражение таких отношений может сужать набор вариантов для выражения детьми их гендерной идентичности?
f) Избегают ли взрослые и дети заставлять других людей к формированию у них определенного стиля жизни и проявления себя как мальчика или девочки употреблением по ним стереотипных маркеров - например «девочка-сорванец»?
g) Приобщаются ли взрослые и дети к поиску путей уменьшения непропорционально высокой доли мальчиков, которых причисляют к категории так называемых «трудных», или к категории учащихся, которые сталкиваются с трудностями в обучении?
h) Есть ли у взрослых и детей соответствующий набор языковых средств для обсуждения вопросов по гендеру, гендерной неопределенности, периодической смены гендерного самосознания лицом себя как мужчины или женщины, мужественности и женственности?
i) Пользуются ли члены коллектива алфавитным списком детей в журналах вместо отдельных списков мальчиков и девочек?
j) Имеют дети возможность заниматься видами спорта, где совместно вовлечены девочки и мальчики, и посещать общие уроки физкультуры?
k) Взрослые и дети подвергают ли сомнению мысли о том, что мужчинам и женщинам предстоит выполнять различные роли в школе, в других сферах профессиональной деятельности, по уходу за детьми или в выполнении домашней работы?
l) Ценят ли усилия взрослых и детей, когда они заботятся о ком то, независимо от их пола?
m) Проводят ли члены коллектива информационно-разъяснительную работу среди людей разного пола, чтобы помочь им осознать, что роль отца / матери / опекуна в воспитании маленького ребенка часто является одним из важнейших дел и большим источником радости в жизни человека?
n) Существует ли понимание того, что для одних людей гендерная самоидентификация является более важным аспектом их индивидуальности, чем для других, и ее значение со временем может меняться так же, как изменяется значение религиозной или этнической принадлежности?
o) Поощряется ли назначения мужчин на различные должности с различными функциями в детских садах, начальных и средних учебных заведениях?
p) Пытается ли школа не поощрять стереотипные представления о манере одеваться, свойственную ребятам, в выборе моделей школьной формы?
q) Обсуждают ли члены коллектива и дети факторы культурного характера, побуждающие мужчин и женщин прикрывать или открывать те или иные части тела?
r) Поощряют ли детей надевать в школу такую одежду и обувь, в которой они могут свободно двигаться?
s) Объясняют ли детям, что не стоит считать один гендер важнее другого и так же не следует воспринимать одну форму (мужественности или женственности) как важнее другой?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)