Поэтапное восстановление физического и психического здоровья детей
Система предусматривала последовательное поэтапное восстановление физического и психического здоровья детей, организацию образовательного процесса в различных организационных формах: консультативной – в амбулаторно-поликлинических условиях (Конституционное право РФ Право на охрану здоровья и медицинскую помощь/ месту жительства и психоневрологических диспансерах); реабилитационной – в неврологических, психоневрологических, нейрохирургических стационарах, отделениях патологии профилактических речи и нейро реабилитации в учреждениях; при лечебно- санаторно-курортной – в специализированных санаториях психоневрологического профиля и для детей с заболеванием центральной нервной системы; пролонгированной (в течение нескольких лет) – в отделениях и центрах восстановительного лечения, домах интернатах, учреждениях социальной защиты, учреждениях для детей-сирот. Во всех перечисленных формах медицинской помощи детям фармакологическая терапия обеспечивала лечение и улучшение физического состояния больного, способствовала усвоению знаний, облегчала организацию учебного процесса. Содержание коррекционно-педагогической работы базировалось на клиническом, возрастном и деятельностном принципах развития детской психики. Так, для детей младенческого и раннего возраста с последствиями перинатальной патологии ЦНС, вследствие которой наблюдалась задержка психического развития, целью педагогического воздействия в процессе лечения являлось создание специальных условий для активизации темпа формирования сенсорного восприятия, предметных действий и общения. Для детей дошкольного и школьного возрастов коррекционно-педагогическая помощь в комплексной реабилитации состояния здоровья осуществлялась по типовой программе образовательного учреждения компенсирующего вида, что позволяло не прерывать учебного процесса. Педагогическая нагрузка в процессе лечения ребенка могла варьироваться за счет организации индивидуальных занятий. По окончании лечения по решению медико-психолого-педагогической комиссии ребенок направлялся в образовательное учреждение компенсирующего вида. К концу 80-х гг. система специального образования представляла собой 15 типов учреждений, объединивших в себе 8 специальных педагогических маршрутов, способных отвечать специальным образовательным потребностям детей с 55 отклонениями развития различной нозологии и степени тяжести. Таким образом, в стране за достаточно короткое время, чуть более 50 лет, несмотря на глобальные катаклизмы: Великую Отечественную войну, смену политического режима, создается и успешно функционирует оптимальная для детей с ограниченными возможностями здоровья система восстановительного лечения и специального обучения.
Согласно учению П.Я. Гальперина, познавательная активность совершенствуется у маленького ребенка в ходе его практического знакомства с окружающим: миром людей и предметов. Активно действуя с предметами, малыш узнает их свойства и раскрывает существующие между ними связи. Благодаря практическим действиям с предметами происходит формирование мыслительных операций, а затем и наглядно-действенного мышления. Таким образом, мышление развивается, вырастает из практической деятельности. Однако успешная реализация этого процесса становится возможной только при наличии у ребенка способности к подражанию и условий для многократного повторения увиденных им действий взрослого с предметом. Именно путем подражания и повторения происходит усвоение культурно-исторического опыта, накопленного человечеством.
Итак, мы вправе утверждать следующее. Различного рода активность ребенка в окружающей среде, с помощью которой он устанавливает свои взаимоотношения с нею, а также индивидуальные особенности ее проявления встают перед нами как предмет особого значения, как особая часть исследования. Именно это позволяет, с одной стороны, выявить психические качества ребенка, а, с другой, - определить основные, а может быть, и глобальные тенденции, присутствие которых можно будет использовать в целях формирования компенсаторных механизмов.
Выводы: 1. Уменьшение доли детского населения, рост числа детей с нарушениями здоровья в общей популяции новорожденных определяют приоритетные направления социальной политики российского государства и указывают на необходимость безотлагательного создания условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья нации, увеличения трудового потенциала его граждан. Здоровье ребенка является биологической основой психического развития. Реализация заложенного природой и обусловленного состоянием здоровья психологического потенциала зависит от социальной ситуации развития, т. е. воспитания и обучения. Социальная среда создает или не создает условия для развития биологически обусловленных возможностей психики, при этом она не может изменить их биологическую природу и генетическую программу.
Идеи профилактической и восстановительной медицины неразрывно связаны с научными подходами к специальному обучению и воспитанию, удовлетворения созданию специальных особых педагогических образовательных условий потребностей и для реализации индивидуальных психологических возможностей детей с нарушениями развития.
Генезис- с помощью методов клинической диагностики можно установить заболевания, высокотехнологичным а благодаря видам современным, медицинской помощи, в том числе стабилизировать состояние здоровья.
Только при создании специальных развивающих педагогических условий в процессе лечения и воспитания ребенка в семье смогут быть использованы большие потенциальные и компенсаторные возможности детской психики, установлены социальные взаимоотношения ребенка со средой.
Исходя из единства биологического и социального в этом процессе, очевидно, что система воспитания и обучения детей раннего возраста является неотъемлемой частью комплексного медико-социального процесса, который объединяет в себе клинические методы воздействия на органическую природу психического развития и собственно педагогическую составляющую в виде индивидуально подобранной образовательной программы.
Общество и система медико-социальной реабилитации детей призваны разделить с родителями ответственность за сохранение жизни, воспитание и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Детские государственные образовательные и медицинские учреждения обязаны оказывать помощь семье в определении программы лечения, развития и обучения ребенка, тем более что родители больного ребенка не имеют знаний и опыта в восстановлении его здоровья, воспитании и обучении.
Расширение видов медико-социальной помощи семье ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья за счет включения современных психолого-педагогических технологий развития и активизации его познавательного потенциала в процессе восстановительного лечения ребенка, сети педиатрических учреждений, оснащенных современным оборудованием и технологиями восстановления физического и психического здоровья, могли бы активизировать психофизическое развитие детей больных с рождения,. Все это будет способствовать реализации их права на полноценную и самостоятельную жизнь, снижению экономических затрат государства на их обеспечение в будущем.
Необходимо выработать механизмы эффективного взаимодействия системы медицинских, образовательных учреждений и семьи, разработать эффективные меры социальной политики для возрождения традиционной социальной роли и функции семьи, обеспечить условия для их реализации в период пребывания детей в системе общественного воспитания или лечения в учреждении системы здравоохранения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)