Разработка вопросов и методологии
Основным мероприятием исследования было проведение семинара, цель которого помочь местным модераторам исследования посмотреть и приобщиться к разработке вопросов и методологии исследования. Модераторы исследования имели возможность познакомиться с рядом приемов проведения подобных исследований и отработать их на практике.
Исследователи развили свои навыки проведения практических исследований, разработали и адаптировали вопрос для различных целевых групп, а также отработали на практике и усовершенствовали свои умения и навыки по проведению обсуждений в фокус-группах и их документированию с использованием рисунков и схем.
В ходе исследования применялись интерактивные методы, в том числе с использованием техники рисования. Например, в начале обсуждений в фокус-группе детей модераторы сделали рисунок их школы. Рисунок выполнялся на большом листе бумаги, который затем повесили на стене, а дети рисовали или записывали на нем то, что им нравилось в их школе. В других местах проведения исследования модераторы также просили детей делать в малых группах рисунки на больших листах бумаги о том, что им нравится в их школах. Модераторы также использовали диаграммы, чтобы собрать мнения участников об образовательных барьерах и способах их преодоления.
Фокус-группы с детьми проводились за закрытыми дверями - без участия учителей или родителей, что позволило детям высказываться свободно. Детям было непривычно, что незнакомцы ставили им такие вопросы, но когда им удавалось расслабиться, они не хотели заканчивать обсуждение. Модераторы при необходимости перефразировали вопросы, чтобы детям было легче их понять.
Школы выбирали для участия в исследовании тех детей, которые, по их мнению, были способны четко изъясняться. Дети приходили вместе с родителями. Первыми проводились фокус-группы с участием детей, и когда родители видели, что их дети выходят из обсуждения радостные и живо общаются между собой, им легче было расслабиться во время обсуждений в фокус-группах для родителей.
Во всех группах участников предупреждали, что обсуждение будет проходить анонимно. В начале обсуждений наиболее неохотно раскрывались учителя, поскольку это был первый раз, когда им давали возможность открыто высказываться на такие темы. Однако, обещание анонимности давало им возможность честно делиться своими мыслями, не боясь негативной реакции со стороны своих руководителей. Участники обсуждений из числа представителей органов власти также были рады получить возможность обсудить эти вопросы без присутствия их руководства.
Одна из детских фокус-групп казалась заранее подготовленной - будто детей заранее научили, как надо отвечать на вопросы. Однако модераторы сделали выводы из этого опыта и в других местах не оказывали школам подробной информации о вопросах, которые планировались для детей. Некоторым модераторам в начале сессии (после рисования) было трудно установить с детьми связь и говорить с ними на их уровне. Однако они быстро научились адаптировать стиль и тон своей речи.
Отношение к инклюзивному образованию и понимание этого понятия
Понимание целесообразности инклюзивного образования и его преимуществ, особенно среди учителей и родителей детей без инвалидности является недостаточным. Это проявляется в популярности индивидуальной формы обучения или специальных школ, особенно среди учителей, директоров школ и специалистов. Однако среди родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, а также среди некоторых учителей, есть такие, кто четко выражает свое убеждение в том, что совместное обучение учеников с инвалидностью со здоровыми сверстниками является не только целесообразным, но и полезным для всех учеников.
Очевидно, непонимание сущности инклюзивного образования иногда сочетается с весьма негативным отношением к детям с инвалидностью, их способности к обучению, и возможности (необходимости) посещения ими обычных школ. В частности, некоторые учителя говорят о том, что они не верят в инклюзивное образование и не думают, что для учителей возможно или желательно обучать детей с инвалидностью в обычных классах.
Некоторые директора не допускают детей с инвалидностью в свои школы или советуют родителям отдавать их в специальные учебные заведения, или обучать их по индивидуальной форме обучения, даже если родители этого не хотят. Негативное отношение среди педагогического состава проявляется сильнее в сельской местности. Оптимистичное отношение к инклюзивному образованию имеют дети, и именно дети лучше всего относятся к идее совместного обучения детей с инвалидностью и без инвалидности и их взаимной поддержки.
Многие понимают инклюзивное образование как таковое, которое касается только учеников с инвалидностью (в отличие от процесса улучшения всей системы образования или школы на благо всех учащихся). Однако есть те, которые лучше понимают концепцию инклюзивного образования и верят в нее. Эти люди могут быть потенциальными «союзниками» в деле улучшения осведомленности и понимания концепции инклюзивного образования.
Нужно проводить просветительскую работу по вопросам инклюзивного образования и обеспечения права на образование. В рамках такой работы можно рассказывать истории успеха детей с инвалидностью и их семей, а также распространять информацию о положительных аспектах инклюзии для общества.
Различным категориям заинтересованных лиц нужны возможности услышать о проблемах друг друга, что поможет им лучше понять друг друга, а органы власти в сфере образования смогут осуществлять свое планирование и эффективнее реагировать на ожидания и настроения различных целевых групп.
Распространение информации и просветительская работа должны проводиться во всех частях страны - как в городских, так и в сельских обществах.
Учителя, директора школ и представители местных органов управления образования должны проходить обучение (в идеале - в рамках получения ими профильного образования и прохождения программ повышения квалификации), что поможет им лучше понять инклюзивное образование, права детей, стратегии качественного инклюзивного обучения, а также соответствующее национальное и международное законодательство.
Доступность и вспомогательное оборудование
Помощь специалистов (например, школьных психологов и логопедов) является важной для инклюзивного образования. Повсюду говорят о недостаточности такой помощи специалистов, или о том, что такая поддержка на самом деле доступна только детям в специальных учебных заведениях.
Учителям, другим работникам школ и местным представителям органов власти нужно полностью понять концепцию инклюзивного образования, как с теоретической, так и практической точки зрения. Им нужно понять и применять (поощрять к применению) соответствующие техники обучения, которые обеспечат участие и достижения в учебном процессе для всех детей.
Все педагоги (в том числе воспитатели дошкольных учебных заведений, учителя начальной и средней школы), директора и вспомогательные работники школ должны пройти подготовку по теории и практике инклюзивного обучения, прав детей, стратегий инклюзивного обучения, национального и международного законодательства, социальной модели инвалидности.
Учитывая нынешние реформы в направлении децентрализации, нужно разработать учебный курс для директоров школ, который охватит вопросы управления в условиях инклюзивной среды, сотрудничества с различными заинтересованными лицами, обеспечит аргументы в пользу инклюзивного образования и др.
Учителя нуждаются в организованных возможностях делиться своим опытом инклюзивного образования («увидеть, как это делают другие»).
Для того чтобы помочь учителям поддерживать и учиться друг у друга, целесообразно внедрить системы наставничества и взаимопомощи.
В каждом обществе должен существовать инклюзивный ресурсный центр, который будет предоставлять консультации и поддержку учителям и родителям в контексте интеграции всех детей в обычные классы.
Такие специалисты, как логопеды, школьные психологи и врачи-трудотерапевты уже есть, но нужно готовить больше. Такие специалисты должны быть доступны для каждой школы и для всех детей (а не только там, где родители могут оплатить их услуги).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)