Представление о ситуации лиц с инвалидностью
Согласно официальной информации Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается более 1 млрд. людей с инвалидностью. Рост числа людей с инвалидностью происходит по причинам старения населения, увеличения количества хронических болезней, экологических катастроф, воин, показатели которых выше в странах с низким уровнем доходов.
Всемирный доклад об инвалидности, опубликованный Всемирной организацией здравоохранения является одним из первых документов, который дает полное представление о ситуации лиц с инвалидностью, их потребностях и барьерах, с которыми они ежедневно сталкиваются в жизни.
Согласно статистике, один человек из семи имеет инвалидность, но они:
- в 2 раза чаще сталкиваются с недостаточными знаниями и практическими навыками работников системы здравоохранения, а также отсутствием соответствующего оборудования;
- в 3 раза чаще могут получить (и получают) отказ в предоставлении услуг в сфере здравоохранения;
- в 4 раза чаще встречаются с отрицательным отношением среди работников здравоохранения.
Половина лиц с инвалидностью могут оплатить необходимые им медицинские услуги в сфере охраны здоровья, так как они имеют большую вероятность пострадать от недостаточного финансирования системы здравоохранения, и это приводит к бедственному положению людей с инвалидностью и их семей. Наличие современных реабилитационных программ и вспомогательных приспособлений уменьшают «барьерность» окружающей среды и способствуют независимости людей с инвалидностью и их равному участию во всех сферах жизни.
Численность лиц с инвалидностью увеличивается в каждой стране. Факторы окружающей среды и другие причины, такие как дорожно-транспортные происшествия, природные катастрофы, военные конфликты, несбалансированное питание, злоупотребление наркотическими веществами - являются факторами роста инвалидности вместе со старением населения. Стариков относят к группе риска. Что же касается вопросов инвалидности - это рост хронических состояний, диабет, сердечнососудистые заболевания и психические заболевания.
В стереотипах, которые существуют относительно инвалидности, основной акцент делается на физической инвалидности (нарушение мобильности) и таких нарушениях, как слух и зрение. Но жизненный опыт людей с инвалидностью, как результат взаимодействия состояния здоровья, личных факторов и факторов окружающей среды, варьирует в широких пределах.
Инвалидность непропорционально широко затрагивает наиболее уязвимые группы населения. Данные «Всемирного обзора в области здравоохранения» свидетельствуют о более высокой распространенности инвалидности среди женщин, пожилых людей и бедных слоев населения, а также в странах с низким уровнем дохода. Женщины с инвалидностью наряду с общими барьерами очень часто испытывают гендерную дискриминацию.
Показатели по инвалидности в школьном образовании отличаются в зависимости от характера нарушений, причем дети с физическими нарушениями находятся в более благоприятном положении, чем дети с нарушениями умственного развития или сенсорными нарушениями.
В наибольшей степени исключенными из жизни общества являются те, кто имеет трудности в сфере психического здоровья или имеют умственные отклонения.
Окружающая среда может играть как положительную, так и отрицательную роль для обеспечения полноценного участия людей с инвалидностью в жизни общества. К барьерам, с которыми практически ежедневно встречаются лица с инвалидностью, относятся следующие:
- Неадекватные меры политики, законодательства и стандарты. При разработке политики не всегда учитываются потребности лиц с инвалидностью или не применяются на практике существующие современные мероприятия законодательства и стандарты.
- Негативное отношение профессионалов, общественности. Предвзятое отношение, предрассудки и недостаток современных знаний и понятий в сфере инвалидности способствуют созданию дополнительных барьеров в здравоохранении, образовании, занятости, трудоустройстве, участии в социальной жизни. Например, отношение учителей, школьной администрации, других детей и родителей влияет на степень и уровень включения детей с инвалидностью в общеобразовательные учебные заведения. Ложное представление работодателей о том, что люди с инвалидностью якобы работают менее эффективно, чем их коллеги без инвалидности, и неосведомленность о доступных мерах по совершенствованию режимов труда. Недостаточные знания и негативное отношение работников здравоохранения приводят к ситуации, когда лица с инвалидностью воспринимаются в основном как больные, пациенты, которые нуждаются в постоянном лечении и реабилитации. Такая ситуация не только неправильная, но и нарушает их права на равное участие во всех сферах жизни.
- Недостаток современных услуг. Лица с инвалидностью значительно более уязвимы при дефиците или при наличии устаревших услуг в сферах медико-санитарного обслуживания, реабилитации, а также поддержке и помощи по месту жительства.
- Проблемы с предоставлением услуг. Недостаточная межведомственная координация услуг, недостаточное кадровое обеспечение и низкий уровень профессиональной подготовки персонала по предоставлению услуг этой группе населения, могут негативно повлиять на качество, доступность и адекватность услуг для людей с инвалидностью.
- Недостаточное финансирование. Ресурсы, выделяемые на осуществление мероприятий политики и программ в сфере инвалидности, часто являются недостаточными. Дефицит финансирования является основным препятствием для стабильного предоставления современных услуг в странах и регионах, относящихся к разным группам по уровню дохода. Во многих странах с низким или средним доходом государство не может обеспечить предоставление надлежащих услуг, а коммерческие поставщики услуг физически или экономически недоступны большинству семей. Люди с инвалидностью испытывают гораздо больше трудностей, чем лица без инвалидности при получении права на бесплатную или льготную медико-санитарную помощь.
- Отсутствие доступности. Многие дома (в том числе места общественного пользования), транспортные системы и информация недоступны для всех. Отсутствие доступа к транспорту для лиц с инвалидностью является распространенной причиной отказа от поисков роботы или фактором, ограничивающим доступность здравоохранения.
- Недостаточность и недоступность информации. Мало информации предоставляется в доступных форматах и большинство потребностей лиц с инвалидностью в области коммуникации не удовлетворяются должным образом. Лица с нарушением слуха, например, часто не имеют доступа к переводу жестового языка при оказании медицинских услуг (визит в поликлинику, аптеку, медицинские тесты). Также, люди с инвалидностью значительно меньше используют информационно-коммуникационные технологии, по сравнению с лицами без инвалидности. Во многих случаях у них нет доступа к телефону, компьютеру или Интернету.
- Отсутствие консультирования и включения в общественную жизнь. Для большинства людей с инвалидностью ограниченное участие в процессах принятия решений по вопросам, которые непосредственно влияют на их жизнь.
- Отсутствие достоверных статистических данных и опыта может препятствовать пониманию проблем и необходимости практических действий. Осведомленность об общей численности и условиях жизни людей с инвалидностью и их семей может способствовать повышению эффективности подходов, направленных на устранение барьеров и предоставление услуг, способствующих равному участию лиц с инвалидностью во всех сферах общественной жизни.
Для понимания вопросов инвалидности необходимы два источника:
- Конвенция Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью, которая обеспечивает моральный компас, рассматривая инвалидность как проблему прав человека и развития;
- Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья Всемирной организации здоровья, которая представляет собой модель функционирования и инвалидности для концептуальной ясности, а также является эпидемиологической классификацией для сбора данных и клинической практики.
В Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья проблемы функционирования человека делятся на три взаимосвязанные сферы:
- повреждение - проблемы с функциями частей тела, органов, клеток или структурные изменения (например, паралич или потеря контроля над мочевым пузырем или кишечником);
- ограничение деятельности - сложности в осуществлении деятельности (например, ходьба или принятие пищи);
- ограничение участия - сложности участвовать в любой сфере жизни (например, дискриминация при трудоустройстве или использовании общественного транспорта).
Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья может
Одна из основных инноваций в Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья - это наличие классификации по факторам окружающей среды.
Применяя классификацию по этой схеме, которая может использоваться для сбора данных на уровне отдельных людей или же на уровне всего населения, можно создать инструменты, которые оценивают окружающую среду в плане их уровня «благоприятности» или создать препятствия для различных видов и уровней ограничения жизнедеятельности. Имея в руках эту информацию, станет возможным еще больше развивать и внедрять принципы универсального дизайна и другие положения, касающиеся окружающей среды, расширяющие уровень функционирования людей с ограничениями в различных сферах жизнедеятельности.
Улучшить доступ ко всем услугам системы здравоохранения для лиц с инвалидностью возможно путем:
- устранения физических барьеров к инфраструктуре, информации, медицинскому оборудованию;
- финансово доступных услуг системы здравоохранения;
- подготовки всех сотрудников системы здравоохранения в области современных знаний и подходов в сфере инвалидности;
- инвестирования в конкретные услуги и программы, которые будут способствовать большей самостоятельности лиц с инвалидностью.
- медицинские работники считают, что женщины с инвалидностью не могут мечтать о своей семье, беременности и материнстве. Женщины с инвалидностью, которые рассматривают возможность беременности и материнства сталкиваются с целым рядом проблем.
Женщины с инвалидностью имеюттакой же биологический риск развития раковых заболеваний, как и другие женщины. К сожалению, их недостаточная проинформированность, безответственность со стороны работников здравоохранения, а также физические барьеры препятствуют эффективной профилактике раковых заболеваний среди женщин с инвалидностью. В совокупности все эти факторы могут привести к поздней диагностике и лечению многих распространенных злокачественных заболеваний. Женщины с инвалидностью, особенно старшего возраста, реже проходят гинекологические обследования и соответствующие тесты, а также маммографию. Хотя некоторые барьеры являются физическими и системными - физически недоступны смотровые кушетки, другое вспомогательное оборудование и принадлежности для обследования. Научные исследования показывают, что врачи иногда не рекомендовали любой скрининг для женщин с инвалидностью. Некоторые женщины описывают работников здравоохранения как непосвященных относительно их проблем, нечувствительных к вопросам инвалидности и к тому, как инвалидность влияет на репродуктивное здоровье.
- люди с инвалидностью имеют выше среднего риск хронических заболеваний, таких как болезни сердца, ожирение, диабет и остеопороз. Даже умеренная физическая активность может предотвратить дальнейшую потерю функций организма, снизить стресс, лучше контролировать кровяное давление и вес тела, а также повысить общее состояние здоровья.
- , фитнес и активный образ жизни положительно влияют на эмоциональное состояние, физическое и психическое здоровье женщин с инвалидностью, так же как у других женщин. Это помогает в повышении уверенности в себе, приобретении чувств свободы и самостоятельности, силы и расширении прав и возможностей, которые могут помочь людям заново оценить свои физические возможности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)