Социально-просветительский тренинг как форма просветительской работы
Тренинг имеет свои преимущества: активность группы; сочетание информации и эмоционального отношения к ней; повышение уровня мотивации; способность группы к коллективному мышлению и принятию решений и практическая проверка и закрепление полученных знаний.
Планирование тренинга можно начать только тогда, когда будет утверждена цель и его задачи. В зависимости от каждой конкретной задачи подбираются соответствующие упражнения. В зависимости от сложности темы, которую нужно осветить, необходимо решить, сколько времени нужно для тренинговых занятий.
Если в тренинге присутствует тема, которая требует определенного интеллектуального или эмоционального напряжения, то такие упражнения необходимо рассматривать в середине занятий, а в начале и в конце нужно применять более легкие двигательные и игровые упражнения.
Тренинговая программа имеет такие особенности разработки:
- организационный момент: приветствие, упражнения на разминку, с целью знакомства участников и тренера и эмоциональной зарядки;
- ожидание, с целью получить информацию, которую ожидают участники от дальнейшего сотрудничества;
- установление правил, с целью организации работы;
- основная часть: настроение как подготовка к восприятию нового материала - введение нового содержания;
- подведение итогов: эмоциональная реакция - осмысление, с целью рефлексии участников и тренера;
- домашнее задание (применяется не всегда), с целью закрепления новых знаний;
- прощание и упражнения на разминку, с целью эмоциональной разрядки.
Для осуществления просветительского воздействия на формирование у юношей представление об инклюзивном образовании было проведено экспериментальное исследование.
Стратегия исследования: Формирующая.
Зависимая переменная: Особенности представления юношей об инклюзивном образовании.
Независимая переменная: Просветительская работа психолога.
Экспериментальная гипотеза: Просветительская работа психолога способствует формированию представления юношей об инклюзивном образовании.
Экспериментальное воздействие осуществлялось с помощью программы просветительского тренинга формирования у юношей представления об инклюзивном образовании.
Целью тренинга является формирование у юношей представление об инклюзивном образовании.
Задание:
- Определить особенности представлений студентов о детях с инвалидностью.
- Определить особенности представлений студентов об инклюзивном образовании.
- Осуществить просветительское влияние на представления юношей о детях с инвалидностью.
- Осуществить просветительское влияние на представления юношей об инклюзивном образовании.
Этапы просветительской работы:
I этап - создание ситуации сотрудничества и определения особенностей представлений юношей об инклюзивном образовании. На этом этапе практический психолог создает ситуацию сотрудничества, настраивает группу и каждого лично на работу, а также определяет особенности и формирует представление студентов о детях с инвалидностью.
II этап - определение особенностей и формирование представления студентов об инклюзивном образовании. Работа психолога направлена на ознакомление участников тренинга с преимуществами инклюзивного образования, понимание того, что все имеют одинаковые права с различными возможностями.
III и IV этапы - определение особенностей и формирование представления студентов об инклюзивном образовании и групповая рефлексия выполнения задач. Практический психолог обобщает предварительно приобретенные знания, проводит срез на определение особенностей представления студентов об инклюзивном образовании и вместе с участниками тренинга анализирует процесс совместной работы.
Эмпирические исследования эффективности программы просветительского тренинга формирования у юношей представления об инклюзивном образовании
С целью исследования представления студентов о детях с инвалидностью и об инклюзивном образовании, исследуемым предлагалось назвать 10 ассоциаций на слово-стимул «человек с инвалидностью». После осуществления частотного анализа материала, были получены результаты, которые указывают на то, что чаще всего юноши ассоциируют человека с инвалидностью с инвалидной коляской.
Ассоциации, которыми чаще всего характеризуют юноши «человека с инвалидностью», такие: коляска, закрытость, жаль, ограниченные возможности, так как все, закрытость.
Все слова-ассоциации к слову-стимулу «человек с инвалидностью», которые были названы юношами, можно разделить на пять категорий:
- Межличностные отношения (об этом свидетельствуют такие слова-ассоциации: чувство долга перед другими, изолированность, помощь, закрытость, забота, одиночество, насмешки, чувство незащищенности, потребность в поддержке, сочувствие, беззащитный, уважение, открытый, дружелюбный, обида на весь мир).
- Внешние признаки (инвалид, костыли, ограниченные возможности, травмирован физически (духовно), малоподвижность, такой, как все, травма, плохое здоровье, человек).
- Быт (ограничение в деятельности, несамостоятельный).
- Эмоциональная сфера (несчастный, надежда, страдания, апатия, доброта, внимание, печаль, боль, сила воли, отчаяние, любовь, надежда, искренний).
- Самоопределение (личные потребности, стремление быть здоровым, стремление к чему-то лучшему).
В результате факторизации данных обобщенной матрицы оценки признаков человека с инвалидностью юношами, было выделено два значимых фактора.
В состав первого фактора вошли такие признаки человека с инвалидностью:
- Полноценный человек, такой как все.
- Ограниченные возможности.
Анализ шкал, которые образуют факторы, позволяет интерпретировать его как то, что юноши понимают, что люди с инвалидностью, хотя и имеют определенные проблемы, но при этом считают их полноценными, такими как все и при этом противопоставляют, что они теряют то, чтобы быть полноценным человеком.
Это можно интерпретировать таким образом, что юноши считают детей с инвалидностью такими же, как все, единственное, что отличает их это то, что другие имеют определенные недостатки и не являются полноценными физически, однако, являются полноценными в обществе.
Второй фактор включает всего один признак: ограниченные возможности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)