Об организации внедрения инклюзивного образования в учебно-воспитательный процесс
Информационно-разъяснительная работа психолога с семьями и педагогами (учителями, логопедом) и сотрудничество с ними заключается:
- в разработке индивидуальных рекомендаций по реализации индивидуального подхода к ребенку в школе и семье, которые касаются, в частности, учета динамики его утомляемости, работоспособности, темпов обучения, интересов, свойств высшей нервной деятельности, эффективных форм поощрения и тому подобное;
- в разработке советов и рекомендаций по созданию благоприятного климата для взаимодействия детей, которые имеют психофизические недостатки с одноклассниками, членами семьи, другими людьми;
- в обсуждении индивидуальных условий создания ситуации успеха, переживании преодоления трудностей для каждого ученика;
- в привлечении родителей и педагогов к выполнению домашних заданий, которые даются на каждом групповом коллекционном занятии;
- в выполнении на отдельных групповых занятиях фрагментов домашних заданий, заданных учителем, с использованием усвоенных приемов и навыков познавательной деятельности;
- в репетиции на отдельных групповых занятиях в форме сюжетно-ролевой игры ответов учащихся на уроке;
- в создании поддерживающих условий учителем на уроке для анализа подготовленного домашнего задания и демонстрации других знаний;
Анализ научных источников свидетельствует, что во всем мире почти каждый десятый человек испытывает те или иные ограничения. Статистические данные свидетельствуют, что во всем мире доля людей с ограниченными физическими возможностями постоянно увеличивается из-за старения населения, повышения производственного и бытового травматизма, глобального роста заболеваемости хроническими соматическими патологиями и тому подобное. Увеличение числа лиц с инвалидностью обусловлено комплексным воздействием многих факторов, а именно:
- дефицитом бюджетных ассигнований на лечебно-профилактические мероприятия;
- нехваткой кадров и нехваткой современного оборудования;
- загрязнением окружающей среды;
- высоким производственным и бытовым травматизмом.
- влияние оказывает отсутствие культуры здорового образа жизни. Современной стратегической целью во многих странах является обеспечение полноценного участия людей с инвалидностью в обществе и решение проблем, связанных с привлечением их к активной жизни. В нашей стране разработаны действенные механизмы по социальной защите лиц с инвалидностью, однако рекомендованные подходы часто являются частью декларативных и не обеспечены материальными ресурсами и механизмами управленческого внедрения. Слабым звеном в системе социальной защиты остается привлечение лиц с инвалидностью к производительному труду.
- внимания требует разработка и внедрение системы мер, направленных на преодоление проявлений нарушений структуры и функции организма студента с инвалидностью, психологических ограничений его жизнедеятельности и социальной недостаточности. Россия, как и большинство развитых стран, проводит последовательную политику перехода от медицинской к социальной модели инвалидности, когда существенное организационное и методическое развитие приобретает медико-социальная реабилитация. Развитие реабилитационной помощи наблюдается в фундаментальных направлениях, которые образуют единую систему - сохранение и восстановление жизненно важных функций; приспособление человека к условиям жизнедеятельности; создание соответствующих условий жизни и труда. Реализация указанных направлений предполагает шаги, когда на основе объективной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма и реабилитационного потенциала, лицам с инвалидностью предоставляются необходимые виды медико-биологической помощи и социальной защиты в виде индивидуальной программы медицинской и социально-трудовой реабилитации. Внедрению эффективной системы реабилитационных мероприятий среди лиц с инвалидностью препятствует нормативная и практическая неопределенность вопросов относительно организации реабилитационного процесса, количества отдельных составляющих, их роли, места, цели и задач; противоречивость отдельных дефиниций; нерешенность вопроса методически-теоретического обеспечения и тому подобное. Не определена роль и место физической реабилитации как одной из составляющих процесса социальной адаптации лиц с инвалидностью. При наличии большого количества исследований, касающихся поиска средств повышения эффективности процесса социальной адаптации студентов с инвалидностью, основной проблемой остается поиск инновационных подходов к организации реабилитационной работы, реализации задач, которые требуют перестройки сознания человека, мобилизации его жизненных ресурсов, осознания критического отношения к своему здоровью, соблюдения здорового образа жизни и выработки личной позиции относительно восстановления здоровья и оптимизации уровня функциональных возможностей.
По результатам анкетирования родителей, имеющих ребенка-инвалида, определено, что большая часть семей является неблагополучными по многим социально-экономическим и материально-бытовым показателям и испытывают негативное влияние факторов медицинского, психологического и социального характера. Установлено, что в связи с необходимостью ухаживать за детьми с инвалидностью, почти половина матерей не работают. Очень часто мать одна воспитывает ребенка-инвалида. Выявлена низкая активность родителей в проведении реабилитационных мероприятий среди детей с инвалидностью, только третья часть родителей осознают необходимость восстановления жизненных функций ребенка и четко выполняют рекомендации специалистов.
Особенности жизненных условий накладывают соответствующий отпечаток на психофизиологическое состояние студентов с инвалидностью, когда снижаются мотивации относительно полноценного участия в жизнедеятельности общества. Для лиц с инвалидностью, особенно юношеского возраста, существенными являются проблемы в сфере межличностных отношений. Они склонны воспринимать мир и окружающих как враждебно настроенных против них. Неудачи в установлении и поддержании контактов с социальным окружением значительно усиливают их ориентацию на узкий круг людей. Неадекватность самовосприятия и восприятия окружения приводит к неудовлетворенности межличностными отношениями и вообще к нарушению социально-психологической адаптации. Таким образом, установлено, что у большинства студентов с инвалидностью есть существенные социальные проблемы семейного и бытового характера, которые составляют негативную почву для развития их личности и полноценной интеграции в общество.
Цель формирования профессиональной готовности студентов с инвалидностью заключается в облегчении процесса адаптации в условиях современного производства, в достижении успеха, что требует освоения навыков эффективного обеспечения операционной, нравственной, психической, организаторской сторон выбранной профессии. Высокопроизводительная работа предъявляет серьезные требования к функциональному состоянию организма, психофизиологической и психофизической надежности и готовности к ее выполнению. Для оптимизации процесса производительной профессиональной реализации разработка и применение индивидуальной программы развития у лиц с инвалидностью требует учета характерных особенностей типичных производственных операций их профессии, когда с помощью дополнительных занятий с использованием средств и методов физической реабилитации нужно развить и усовершенствовать физические качества, необходимые для эффективного их выполнения. Большое значение имеет превентивно-профилактический компонент индивидуальной программы развития, когда во время обучения, активного отдыха, использование специализированных упражнений, направленных на оптимизацию и улучшение работы основных биологических систем организма, в дальнейшем существенно уменьшает риск развития хронического утомления, профессиональных заболеваний дыхательной системы, центральной нервной системы.
Практика показывает, что различные методы оценки качества жизни и состояния здоровья охватывают лишь отдельные компоненты и часто, к сожалению, отражают их с недостаточной степенью точности. Использование международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья как принципа позволяет получить справедливую информацию. С учетом высокой эффективности применения классификации для определения функциональных резервов и возможностей организма при отдельных патологиях обнаружена потребность консолидации усилий специалистов родственных отраслей по имплементации международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья к условиям страны.
При дополнительном применении индивидуально подобранных средств и методов физической реабилитации в индивидуальной программе развития, среди студентов с последствиями детского церебрального паралича вместе с улучшением показателей качества жизни, отмечаются следующие изменения: увеличение подвижности в суставах и снижение спастической активности мышц, укрепление мышц; улучшение координации и равновесия. Специалисты-эксперты определили улучшение самообслуживания и мелкой моторики, улучшение ходьбы, оптимизацию психологических параметров, уровня показателей качества жизни, снижение гиперкинезов, уменьшение спастической активности мышц.
Результаты обследований после завершения программы физической реабилитации свидетельствовали о положительной динамике изменений у студентов с последствиями детского церебрального паралича – улучшение показателей объема движений в суставах верхних и нижних конечностей, улучшение показателей ходьбы и передвижения студентов.
Результаты стабилографии свидетельствовали, что дополнительное целенаправленное использование индивидуально подобранных программ физической реабилитации является эффективным средством по регулированию постурального контроля у студентов с инвалидностью. Большее время удержания равновесия в процессе тестирования статического равновесия свидетельствовало об улучшении состояния вестибулярного аппарата и повышении координационных возможностей среди студентов. Подтверждением этого было меньшее отклонение от надлежащей траектории ходьбы по прямой линии. Было установлено, что во время обучения студентов с последствиями детского церебрального паралича в вузе у них улучшался уровень развития процессов восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом определено, что с помощью дополнительного применения программы физической реабилитации в составе индивидуальной программы развития уровень приведенных качеств не только существенно возрастал, когда изменения имели вероятностный характер, но и показатели, которые характеризовали указанные качества, вплотную приближались к рекомендуемым референтным значениям для данной возрастной группы. По результатам целенаправленного использования специальных средств и методов физической реабилитации существенную положительную динамику при проведении простой и сложной зрительно-моторной реакции имели изменения латентного периода реагирования и точности реакции на движущийся объект, что свидетельствовало об улучшении работы сенсорных и моторных отделов центральной нервной системы у студентов с последствиями детского церебрального паралича.
Реализация функций системы медико-социальной адаптации лиц с инвалидностью должна осуществляться благодаря организационной структуре системы, которая предусматривает функционирование совокупности соответствующих элементов, определенным образом связанных между собой и влияющих друг на друга. Основным элементом системы и одновременно главным субъектом и объектом системы медико-социальной адаптации является человек с ограниченными возможностями. Основным компонентом системы является гармоничное развитие такого человека и инклюзия его в общественную жизнь. Для этого работают другие элементы (субъекты) медико-социальной адаптации лиц с инвалидностью. Такие объекты в процессе профессиональной подготовки студентов с инвалидностью можно разделить на три группы.
Первая группа субъектов, организующих и осуществляющих мероприятия по привлечению студентов с инвалидностью к выполнению индивидуальной программы развития - это реабилитационные центры, спортивные клубы оздоровительной направленности, фитнес-центры и т.д.
Вторая группа субъектов, которые способствуют привлечению студентов с инвалидностью к выполнению индивидуальной программы развития - это рекреационные парки, базы отдыха и санатории, научные учреждения, где исследуют проблемы инвалидизации, медицинские учреждения, средства массовой информации, которые распространяют соответствующие пропагандистские и рекламные сообщения.
Третья группа субъектов, обеспечивающих управление взаимодействием субъектов, ответственных за выполнение индивидуальной программы развития.
Увеличение числа лиц с инвалидностью, старение населения страны и рост количества детей с проблемами здоровья приводят к уменьшению количества трудоспособного населения и необходимости решения стратегических задач по привлечению к общественно полезному труду тех категорий населения, которые ранее считались «пассивным грузом» для общества. Вопросы социальной реабилитации непосредственно связаны с перестройкой и развитием специального и интегрированного образования для этих людей, созданием принципиально новых элементов и межведомственных связей в системе коррекционно-реабилитационных служб страны.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)