Стремление к деинституциализации и обеспечение доступности всех ресурсов общества для лиц с особыми потребностями
Современной мировой тенденцией является стремление к деинституциализации и обеспечение доступности всех ресурсов общества для лиц с особыми потребностями. Продолжает формироваться и внедряться новая культурная и образовательная норма - создание условий для активного участия в жизни общества для всех граждан, включая инвалидов.
На смену государственно-центристской образовательной системе, в которой главная цель определена как формирование личности по определенным стандартам и подчинение собственных интересов государственным, а основным признаком была жесткая регламентация учебного процесса, приходит так называемая детско-центристская система образования, в которой доминирует ориентация на интересы ребенка, на удовлетворение его потребностей.
Признание Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах ребенка» усилило внимание к проблемам детей, которые имеют те или иные отклонения в развитии, обусловило необходимость разработки целенаправленных действий государства для создания благоприятных условий для обеспечения их самоактуализации, активного участия в системе современных общественных отношений. Сегодня наблюдается ситуация, когда права детей с особыми образовательными потребностями на получение образования, социальную интеграцию и др. только декларируются при отсутствии механизмов их реализации и недостаточного знания других эффективных практик обучения. Для детей с особыми образовательными потребностями и их родителей выбор, который гарантируется законодательством, является достаточно ограниченным. Специальные школы-интернаты и учебно-реабилитационные центры, при известных позитивных сторонах имеют и существенные недостатки, как то:
- оторванность ребенка от семьи, широких социальных контактов;
- ограниченность круга межличностного взаимодействия;
- не всегда качественный социально-образовательный уровень;
- снижение конкурентоспособности на рынке труда и тому подобное.
Практика показывает - после окончания школы-интерната значительная часть детей оказывается неприспособленными к социальной среде, а интеллектуальный потенциал выпускников используется недостаточно.
В современном мире все большее развитие получает инклюзивная модель образования - модель, связанная с соблюдением прав человека. Инклюзивное образование базируется на социальной модели понимания инвалидности, которая в противовес медицинской модели, рассматривает недостаток здоровья как социальную проблему, а не как характеристику личности, поскольку эта проблема обусловлена неприспособленностью окружения. Такая модель направлена на изменения, происходящие в обществе таким образом, чтобы оно обеспечивало равное участие граждан в реализации своих прав и предоставляло им такую возможность.
В 90-х годах ХХ века активизировалось движение по созданию условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве, которое было инициировано родителями таких детей и негосударственными организациями.
Все положительные изменения, достигнутые за это время, были бы невозможны без глубокого понимания педагогами и родителями преимуществ инклюзивного образования, без самоотверженного труда педагогов, без поддержки дирекции школ и местных отделов образования, без поддержки донорских организаций.
Роль руководителей в развитии инклюзивной школы является критической. Ведь от них зависит налаживание успешного сотрудничества с родителями и специалистами, поддержка педагогов, создание такой учебной среды, в которой каждый ученик может достичь успеха, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, каждой семьи, а различия рассматриваются как ценный опыт для развития компетенций, определяемых современными реалиями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)