Развитие терапии и медико-социальной реабилитации
Постоянное развитие обновляющей терапии и медико-социальной реабилитации направлено повышение качества жизни хронических и тяжелых больных и уменьшение расходов общества на содержание людей с ограниченными возможностями.
В диагнозе указывается заболевание или его осложнения, которое приводит к ограничениям жизнедеятельности.
По желанию инвалида в этом пункте может быть выставлен только код, без указания полного диагноза.
В кавычках указывается принадлежность лица к основным нозологическим формам заболеваний, определенных в Государственной типовой программе реабилитации инвалидов.
«Сопутствующие заболевания» - это нозологические формы, которые этиологически и патогенетически не связанные с основным заболеванием, но способны влиять на ход и тяжесть основного заболевания или возможность реабилитации больного.
При наличии показаний, по сопутствующим диагнозам также назначаются технические и другие средства реабилитации согласно Государственной типовой программе.
Последствия болезни классифицируются по международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья. Учету подлежат все обнаруженные у инвалида (ребенка-инвалида) ограничения жизнедеятельности независимо от того, проводятся или не проводятся реабилитационные меры в отношении ограничения жизнедеятельности.
Сведения о выполнении медицинской реабилитации заполняются врачами лечебно-профилактических учреждений, профессиональной реабилитации, заполняются службой занятости, учебными заведениями или работодателями, заведениями социальной реабилитации - работниками медико-социальной экспертной комиссии и других учреждений, которые оказывают услуги социальной реабилитации, в том числе обеспечивают техническими средствами.
Раздел «Медицинская реабилитация» заполняется в соответствии с потребностью инвалида (ребенка-инвалида) в мероприятиях медицинской реабилитации. Указывается характер медицинских мероприятий, их количество, объем, методы и сроки выполнения.
Программа медицинской реабилитации заполняется в случае, когда не исчерпан биомедицинский и реабилитационный потенциал и в случае необходимости обеспечения инвалида базовой медикаментозной и другими видами медицинской реабилитации.
Основой для назначения медицинской реабилитации является программа восстановительного лечения и других медицинских реабилитационных услуг, которая составлена врачами врачебно-консультационной комиссии при направлении больного в медико-социальную экспертную комиссию. В случае необходимости оперативного вмешательства в сопроводительной документации больного должно быть заключение специалистов о наличии показаний к конкретной операции.
Нейрофизиологические механизмы медицинской реабилитации
Процесс реабилитации с позиции нейрофизиологии рассматривается как содействие компенсаторно-приспособительным механизмам саногенеза в интересах организма человека как единой биосоциальной системы. Основные механизмы саногенеза: реституция, регенерация и компенсация.
Реституция - это первый этап восстановления в остром периоде заболевания за счет частично пораженных и функционально заторможенных структур. В дальнейшем происходит регенерация этих структур. По окончании острого периода болезни наступает компенсация - замещение утраченной функции за счет функционально близких или других структур.
Медицинская реабилитация наиболее эффективна на этапах реституции и регенерации.
Максимальный уровень социально-трудовой и профессиональной реабилитации у лиц с ограниченными возможностями достигается за счет компенсации.
Классификация учреждений медицинской реабилитации:
- Центр медицинской реабилитации.
- Реабилитационное отделение.
- Реабилитационный кабинет (палата).
- административно-территориальному уровню: республиканские, межрегиональные, областные, межрайонные, районные, городские, ведомственные.
- нозологическому профилю: монопрофильные (кардиологические, неврологические и т. д.), полипрофильные.
- реабилитационному профилю:
- Медицинской реабилитации.
- Комбинированные центры медицинской и профессиональной реабилитации.
- форме оказания помощи: стационарные, амбулаторные (поликлинические), дневной стационар.
- «Психолого-педагогическая реабилитация» заполняется медико-социальной экспертной комиссией, врачебно-консультационной комиссией с определением объема, количества и продолжительности курсов, сроков выполнения услуг по консультированию, диагностике, патронажу, психологической и педагогической коррекции развития детей и молодежи с функциональными ограничениями. К заполнению этого раздела обязательно привлекаются специалисты органов образования или их уполномоченные представители соответствующих психолого-педагогических и медико-педагогических консультаций.
- -педагогический потенциал инвалида должен оцениваться психологом и определяться для детей-инвалидов. Психологический потенциал оценивается для всех инвалидов.
- психолога в составе медико-социальной экспертной комиссии:
- экспертная диагностика психологических особенностей и нарушений психических функций, обусловленных как самим заболеванием, так и статусом инвалида, инвалидностью в целом;
- реабилитационная диагностика, а именно: исследования и оценка уровня психологического компонента реабилитационного потенциала больного;
- психологическая коррекция и психотерапия нарушений, обнаруженных при диагностике;
- разработка рекомендаций для педагогов, медицинских работников, родителей относительно подбора индивидуальной программы обучения, ранней профориентации;
- формирование индивидуальной программы психологической реабилитации инвалида в зависимости от реабилитационного прогноза и возможного конечного эффекта реабилитации;
- экспертная диагностика психологической составляющей профессиональной пригодности инвалида;
- профориентационная диагностика: исследование задатков и способностей к дальнейшей профессиональной деятельности;
- определение плана профессиональной переподготовки:
формирование сознательного подхода к выбору или изменению профессиональной деятельности, вида и места трудовой деятельности в соответствии с состоянием здоровья, обеспечение единства психолого-педагогических и медико-социальных рекомендаций, создание благоприятных условий для развития задатков и способностей, получения профессиональных навыков и умений; - участие в разработке отраслевых программ экспертной оценки инвалидов, подготовке и переподготовке специалистов для медико-социальной экспертной комиссии.
- «Физическая реабилитация» заполняется медико-социальной экспертной комиссией, врачебно-консультационной комиссией о характере мер физической реабилитации, количестве курсов с привлечением к формированию этого раздела соответствующих специалистов лечебно-профилактических учреждений или центров социально-психологической реабилитации для детей и молодежи с функциональными ограничениями.
- адаптация - система мероприятий, направленных на обеспечение успешного профессионального становления работающего лица, формирование у него профессиональных качеств, установок, необходимости активно и творчески работать.
- отбор - избрание из группы кандидатов на определенную должность лиц, которые при прочих равных условиях способны обеспечить наибольшую эффективность выполнения задач, которые ставятся перед ними.
При оценке эффективности проведенных реабилитационных мероприятий необходимо учитывать показатели эффективности для каждой составной части индивидуальной программы реабилитации отдельно на основании цели, которая ставилась в начале реабилитации.
Критерии эффективности медицинской реабилитации для больных:
- полное, практически полное, частичное восстановление или выработка замещающих компенсаций двигательных функций;
- отсутствие жалоб соматического характера, увеличение толерантности к нагрузкам;
- восстановление способности к самообслуживанию и бытовой активности;
- восстановление работоспособности (рациональное трудоустройство тяжело работающих инвалидов);
- Средства для передвижения.
- Специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией:
- мобильные телефоны для письменного общения, факсы и другие сурдотехнические средства;
- специальные магнитофоны;
- электронные записные книжки с брайлевским и языковым выводом;
- телевизионные увеличительные приборы;
- прибор для письма шрифтом Брайля;
- тифломагнитолы;
- машины, которые читают бумагу для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля;
- диктофоны;
- плееры для воспроизведения звукозаписи;
- часы;
- книги, напечатанные шрифтом Брайля.
- Специальные средства для самообслуживания: вспомогательные бытовые устройства.
- Специальные средства для ухода:
- вспомогательные средства для туалета;
- вспомогательные средства для подъема;
- кресла-стулья с санитарным оснащением.
- Специальные средства для образования и занятий трудовой деятельностью:
- компьютерные программы для обучения;
- специальные учебники;
- литература со шрифтом Брайля;
- мебель специального назначения.
- Протезные изделия:
- ортопедические изделия;
- ортопедическая обувь;
- специальная одежда.
- Специальное физкультурно-спортивное оборудование и снаряжение, спортивный инвентарь:
- тренажеры;
- специальные кресла-коляски для занятия отдельными видами спорта;
- шведская стенка;
- другие специальные тренажеры и специальное физкультурно-спортивное оборудование.
-----
Оценивание в специальном образовании
Критике подвергают три проблемных области применения стандартизированных тестов: содержание, формулировка тестовых заданий и имеющиеся в тестовых заданиях предубеждения. Цель стандартизированных тестов - найти наилучшее соответствие предполагаемой типовой программе на определенном году обучения. Однако, для таких программ, как двуязычное образование, цель которых выполнение задач, основанных на уникальных потребностях учащихся, многие пункты в стандартизированных тестах не способны измерять задачи или содержание таких программ.
Стандартизированные тесты могут иметь низкую валидность (достоверность) содержания для специфических двуязычных образовательных программ. В таких ситуациях тест может не соответствовать реальному прогрессу ученика. Программа, которая измеряется таким тестом, может оказаться неэффективной.
Стандартизированные тесты успеваемости учащихся преимущественно состоят из задач, где из многих вариантов выбирают один ответ. Такой формат заданий теста позволяет шире охватить содержание, а также объективно и эффективно подсчитывать баллы. Ожидаемый ответ при таком формате вопросов - распознать правильный вариант ответа.
Однако такой тип ответа не обязательно совпадает с теми ответами, которые ученики обычно дают в классе, например, во время выработки или синтеза информации. Если ученики не имеют привычки отвечать в том формате, к которому побуждает формулировка заданий в тесте, может пострадать общий результат такого теста.
Некоторые тесты подвергают критике за задачи, которые содержат предубеждения относительно отдельных групп учащихся (например, этнических меньшинств, жителей сельской местности или города). Основанием для такой критики является убеждение, что задания тестов отражают речь, культуру или стили обучения рядового большинства лиц среднего класса. Когда же компании-разработчики тестов пытались вносить задания культурного контекста, изолировать вопрос от значимого контекста оказалось проблематичным для учеников из числа национальных меньшинств.
Итак, существуют сильные аргументы в поддержку тех педагогов, которые предлагают применять альтернативные формы оценивания для дополнения информации, полученной путем прохождения стандартизированных тестов. Такие альтернативные формы оценивания должны проходить вовремя, без значительных затрат времени, быть действительно репрезентативными с точки зрения учебной программы, и быть ощутимо значимыми для учителя и ученика. Методы неформального оценивания могут соответствовать как названным критериям, так и программным требованиям к текущим и заключительным оценкам.
Валидность (значимость) и надежность не являются исключительными характеристиками формальных, ориентированных на норму тестов. Неформальные методы также являются валидными, если они измеряют навыки и знания, которые приобретаются в процессе обучения; они являются надежными, если измерение происходит последовательно и точно.
Стандартизированные тесты подвергают критике главным образом за следующее:
- Слишком большое значение придается припоминанию и механическому заучиванию за счет понимания и осознания.
- Производится обманчивое впечатление, что существует единственно правильное решение для почти любой проблемы или вопроса.
- Учеников превращают в пассивных слушателей, которым надо только распознавать, а не самим конструировать ответы и решения.
- Учителей заставляют больше сосредоточиваться на том, что можно легко проверить тестом, а не на том, что ученикам важно изучать.
- Овладение содержанием и развитие навыков становится тривиальным, когда все, что изучается сводится к формату «обвести в кружок правильный ответ».
- того чтобы лучше подготовить учеников к стандартным, ориентированным на достижение тестам, учителя, как правило, посвящают много времени преподаванию той информации, которая содержится в этих тестах. Особенно это касается ситуаций, когда стандартизированные тесты также становятся мерилом педагогических возможностей самих учителей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)