Вопросы формирования инклюзивной образовательной среды
Среди актуальных проблем развития школьного образования выделяют вопросы формирования инклюзивной образовательной среды, внедрение инновационных моделей социально-педагогической поддержки и обучения учащихся с особыми потребностями. Выполнение этой задачи возможно при условии изучения отечественных достижений и использования достижений зарубежных стран в области образовательной инклюзии.
Идея внедрения инклюзивного образования трактуется как критерий социальной справедливости, а инклюзия обосновывается с точки зрения теорий оправдания и внедрения. Теория оправдания обусловливает причины необходимости инклюзивного образования, результативность которых определена целями, обстоятельствами, спецификой ситуативных условий применения. Теория внедрения сосредоточена на путях реализации инклюзивных технологий как совокупности научно обоснованных приемов образовательно-воспитательного воздействия на человека или группу людей.
Изменение в организации специального образования заключается в создании новой образовательной среды, отвечающей потребностям каждого ученика.
Результаты анализа научной литературы дают возможность рассматривать инклюзию как основной образовательный аспект воздействия на личность ребенка с особыми потребностями. Этот аспект охватывает способность самостоятельно решать существующие и будущие жизненные проблемы через понимание их сущности и значимости, способность к усвоению социально принятых правил и норм и выбору индивидуальных путей и стратегий решения каждой отдельной проблемы, умение ориентироваться в источниках информации.
В модели эффективной инклюзивной школы отражено влияние управленческих структур (федеральное правительство и государственные органы образования штатов) на полноценное функционирование инклюзивной школы, в частности:
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- сотрудничество общественных организаций и научно-исследовательских учреждений в решении проблем образовательной инклюзии;
- взаимодействие участников совместных консультаций (родители, учителя, сверстники, специалисты) в среде коммуникации;
- средства создания благоприятной учебной среды и модели инклюзивного обучения учащихся.
- модели показаны взаимосвязи каждого звена, которые в совокупности предопределяют успешность реализации учебно-воспитательного процесса. В современной модели обучения детей с особыми потребностями объединились и образовали смешанную систему обучения, которая является доминирующей моделью предоставления инклюзивных образовательных услуг. Для обеспечения эффективной работы инклюзивные учреждения создают мультидисциплинарные команды (учитель общеобразовательной школы, педагог специальной школы, ассистент учителя, психолог, социальный педагог и др.), которые работают в режиме совместных консультаций для оказания поддержки, педагогического и социально-психологического сопровождения в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.
Социально-экономические и политические реформы ускорили совершенствование процесса обучения детей с особыми потребностями. В современных условиях экономической нестабильности, кризисного состояния гуманитарной сферы дети и подростки с ограниченными возможностями оказались одной из самых незащищенных групп населения. В то же время, приходится констатировать, что при наличии достаточно разветвленной и развитой системы специального образования значительная часть таких детей, прежде всего, с нарушениями психофизического развития, не получает специальной помощи и не имеет возможности удовлетворить свои особые образовательные потребности.
На основе изучения опыта внедрения инклюзивного образования, обоснованы рекомендации относительно возможностей творческого использования прогрессивных американских идей в образовательном пространстве, в частности, предусмотрено:
- совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения равного доступа к образованию лиц с особыми потребностями;
- совершенствование системы повышения квалификации педагогов инклюзивной школы или переквалификации педагогов общеобразовательной школы;
- обеспечение сотрудничества между высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, научными школами, учеными и педагогами-практиками с целью внедрения передового опыта и новейших дидактических наработок в практику обучения.
Опыт становления и развития инклюзивного образования может быть использован для совершенствования социальной политики. Анализ законодательных и нормативно-правовых документов показал, что политика в отношении лиц с особыми потребностями характеризуется максимальным привлечением государства к системному решению этой проблемы. Инклюзивное образование в конце ХХ века вышло на новый качественный уровень, и занимает прочную позицию по поддержке развития и внедрения новых концепций.
Особенностями генезиса инклюзивного образования является основательное нормативно-правовое обеспечение равных прав лиц с особыми потребностями, сосуществование моделей инклюзивного обучения учащихся, организация дифференцированного подхода к инвалидам с учетом их образовательных потребностей, интеграция деятельности учебных заведений, научных учреждений, общественных организаций в области поддержки лиц с особыми потребностями.
Основные этапы становления инклюзивного образования:
- сегрегация - маргинализация лиц с особыми потребностями;
- нормализация - обеспечение их нормального жизненного пространства;
- образовательный мейнстриминг - привлечение инвалидов к образовательной среде;
- инклюзивное обучение - совместное обучение лиц с особыми потребностями со сверстниками с типичным развитием;
- смешанная система обучения - комплексная инклюзивная образовательная система.
- развитие идеи инклюзивного образования как проявления социальной справедливости значительное влияние имели образовательные реформы, требующие изменения всей образовательной системы не только для решения проблем обучения детей с особыми потребностями, а также детей из разных культурных и языковых центров в глобальном и технологическом обществе. Современный этап развития образовательной среды является эпохой переосмысления основных концептуальных ориентиров, использования идей различных школ и направлений для того, чтобы с помощью их сбалансированного синтеза выйти на качественно новый уровень подготовки всех учащихся.
- эффективного внедрения инклюзивной формы обучения в общеобразовательные классы предусматривают сочетание четкого определения целей и задач этого процесса с гибкостью и динамизмом его планирования, создания атмосферы доверия, поддержки, открытого общения и сотрудничества учителей. Организация инклюзивного обучения общеобразовательной школы требует внесения изменений, которые будут способствовать созданию эффективной инклюзивной школы. В частности, речь идет об изменениях на уровне философии принятия инклюзии, формирования адекватной физической среды и качественного учебно-методического обеспечения, создания новых методик преподавания (в зависимости от индивидуальных потребностей ученика) и др.
- предоставления инклюзивных образовательных услуг:
- адаптивные учебные среды;
- интегрированный класс;
- максимизация образовательной коррекции;
- командная индивидуализация;
- кооперативное обучение;
- смешанная система обучения;
- обучение, основанное на результатах достижений учащихся.
- этих моделей в работу современной школы позволяет учесть социальные, образовательные, культурные, экономические, структурные и демографические требования, которые возникают перед школой.
- значение для теоретического анализа содержания образования в средней школе предоставлено созданию благоприятной учебной среды для учащихся с особыми потребностями и разработке для них индивидуального учебного плана. Определяя инклюзию и сегрегацию как взаимоисключающие понятия, а общеобразовательные и специальные классы как принципиально отличные среды, установлено, что инклюзивное обучение следует рассматривать как эффективное организационное реформирование школьного образования, поскольку инклюзивная школа - комплексная образовательная и социально-ориентированная организация для детей с особыми потребностями.
- аспектом в эффективном внедрении инклюзивного образования в является подготовка специалиста-профессионала, личности с развитыми коммуникативными качествами, инновационным мышлением, пониманием инклюзивного педагогического процесса, умением применять опыт лучших педагогов этой отрасли в собственной практической деятельности. В процессе подготовки педагогов инклюзивного класса в университетах используют широкий спектр методов (проблемного и группового обучения, привлечение учащихся с особыми потребностями к занятиям, исследования на конкретном примере, видео-занятия, интервью, портфолио, экспериментальное исследование, командный подход) и форм (индивидуальная, групповая, коллективная). Важным фактором эффективной организации учебной деятельности является обеспечение учителей такими условиями, в которых они могут качественно обучать, рационально используя знания общих и специальных предметов, лучший педагогический опыт.
Можно выделить две модели профессиональной подготовки педагогов инклюзивной школы в системе американского педагогического образования. Модель макросистемы подготовки педагогов инклюзивного класса и модель микросистемы взаимодействия обучения и практики отличаются видением относительно происхождения педагогического опыта, которым должен овладеть учитель инклюзивного класса, и различным соотношением теории и практики в процессе его подготовки.
- целью эффективного применения важных позиций американского опыта по внедрению идей инклюзивного обучения сформулированы методические рекомендации, главными положениями которых являются:
- разработка квалификационных характеристик учителя инклюзивной школы с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- обеспечение тесного сотрудничества университетов, занимающихся подготовкой педагогических кадров со школами, преподавателей университета - со школьными учителями, правительственных и неправительственных организаций - с общеобразовательными школами;
- усовершенствование нормативно-правовой базы инклюзивного образования в социально-образовательной политике;
- введение новых педагогических технологий и инклюзивной модели обучения;
- изменение в направлении объединения двух систем образования - общей и специальной.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)