Понятие инвалидности в международном праве
Признаки инвалидности задают минимальные рамки в вопросе, кого следует считать инвалидом. На усмотрение государств, круг лиц, признанных инвалидами может быть расширен в противовес распространенной ранее «медицинской модели». Например, инвалидами могут быть признаны лица в случае, если нарушение здоровья носит не только устойчивый, но и временный характер.
Понятие инвалидности в международном праве за последние тридцать лет претерпело значительных изменений. Фокус внимания международного права постепенно сместился по медицинским аспектам инвалидности с социальных и правовых - на отношения и взаимодействия инвалида с обществом и окружающей средой. Это предполагает, что инвалидность перестает быть исключительно вопросом оказания медицинской помощи и восстановления здоровья, но становится вопросом обеспечения максимального объема прав инвалида.
Международное право отказалось от стремления преодолеть состояние нездоровья и направило арсенал правовых средств на устранение «барьерности» общества и среды с целью их приспособления для нормальной и полноценной жизни одной десятой части населения планеты. Такой подход к инвалидности должен на международном уровне изменить восприятие инвалидов как лиц, которых государства обычно стремились изолировать от участия в нормальной повседневной жизни. При этом важно, что равенство прав инвалидов, восприятие их через призму прав человека не отменяет их специфики или особых потребностей. Новая модель инвалидности предусматривает создание специфических механизмов реализации прав инвалидов и ответственность государства и общества за преодоление барьеров и ограничений, в том числе, которые возникают в результате недостаточности правового регулирования.
Длительное время трактовки инвалидности отражали только медицинские и диагностические подходы и игнорировали несовершенство и недостатки окружающей среды. Впоследствии было изменено такое утилитарное, прагматическое понимание инвалидности. Жизнь человека на сегодняшний день рассматривается как ценность сама по себе, а не только через призму его возможности или невозможности работать.
Классификация электронных средств обучения.
Проблема выявления главных типов электронных средств, к которым нужно сформулировать требования, создание системных основ их типологии не имеет в наше время однозначного решения в связи с появлением и развитием новых подходов, технологий, еще недостаточно методически проработанных и изученных.
В результате интенсивного развития информационных технологий появляются новые сферы и пути применения электронных средств обучения, поэтому проблемы их типологии возникают более остро. Важным шагом к разработке классификации и создания требований к электронным средствам обучения является определение и упорядочение терминологии.
Выявление и классификация типов деятельности в сфере образования является перспективным объектом исследований в наше время. Вопросы классификации электронных средств обучения и их главных типов рассматривались, однако недостаточно исследованными являются деятельностные аспекты применения средств обучения, связанные с выявлением роли и места, которое занимают определенные типы средств в общей структуре учебной деятельности.
Кроме того, нуждается в дальнейшей разработке классификация и формулирование требований к перспективным типам электронных средств, в частности средств с элементами искусственного интеллекта, которые мало исследованы.
Рассмотрение данных аспектов может служить в дальнейшем основой для создания требований к определенным группам электронных средств обучения.
Проблема терминологии является одной из причин трудностей создания требований к электронным средствам обучения. Часто в используемые понятия вкладывают разный смысл. Например, такой термин, как «электронный учебник», по мнению одних авторов характеризует вообще электронные средства, а, по мнению других - определенный их тип.
Одним из путей решения этой проблемы является рассмотрение тех типов деятельности, для компьютерной поддержки которых запроектировано средство. Такой подход к проблеме классификации позволит более четко определить, какой смысл вкладывается в термин, если это недостаточно полно охарактеризовано определением. При рассмотрении классификации электронных средств обучения можно выделить определенную иерархию. В группу терминов верхнего уровня иерархии можно отнести те из них, которые могут характеризовать эти средства обучения в целом. К этой группе относятся такие, как:
- «электронное средство учебного назначения»;
- «компьютерно-ориентированный метод обучения»;
- «программное средство учебного назначения»;
- «компьютерная система учебного назначения» и другие.
- последнее время распространение получил термин «цифровой электронный ресурс».
- следующем уровне иерархии можно выделить две группы средств - средства с элементами искусственного интеллекта, а также средства, не имеющие в своем составе данных элементов.
- терминов группы средств с элементами искусственного интеллекта, достаточно широко и достаточно мало освещено в литературе.
- Экспертная система учебного назначения - система, осуществляющая управление обучением в некоторой предметной области путем предоставления последовательности учебных задач, пояснений к ним, диагностики ошибок и контроля достигнутого уровня знаний. Моделирование деятельности ученика основывается на знаниях. Обработка знаний предполагает получение результатов на основе имеющихся знаний, генерирование ответов на вопросы, осуществление логических выводов и преобразований в процессе решения задач, объяснение последовательности своих рассуждений в форме, понятной человеку.
- ряд разновидностей систем данного типа.
- система ведения учебного диалога.
- , как правило, для освоения понятийного аппарата некоторой предметной области путем постановки вопросов и предоставления ответов.
- система обучения языкам или система перевода.
- для обучения различным аспектам использования языков - пополнение словарного запаса, формулировка и написание выражений, запрет автоматического перевода, ведение диалога и т.п.
- система обучения предметных или искусственных языков.
- применяться для освоения правил использования символики, преобразований формул, уравнений, построения высказываний, формальных языков и тому подобное.
- система классификации.
- система классификации предназначена для обучения решению задач классификации, например, в биологии, химии, медицине и других науках. Работа с системой заключается в овладении правилами классификации для отнесения объектов изучения к определенному классу, типу, виду, подвиду и тому подобное.
- -ориентированная экспертная система.
- для решения задач, требующих планирования, построения алгоритмов, знания проблемно-ориентированных правил или схем, каждая из которых ведет к решению определенной задачи или подзадачи в различных областях.
- система доказательства теорем.
- система доказательства теорем предназначена для обучения решению задач на доказательство, которое заключается в получении последствий на основе совокупности аксиом (исходных утверждений), теорем (выводных утверждений) и правил вывода.
- Микромир.
- среды (микромиры) применяются для изучения некоторого целостного раздела курса. В структуре среды реализованы средства описания и оперирования с исследуемыми объектами, их свойствами, взаимоотношениями на языке программного обеспечения. Это программы имитационного моделирования некоторого микромира с возможностью достижения определенных учебных целей, руководствуясь методическими указаниями. Довольно часто данные среды предоставляют в распоряжение ученика основные элементы и типы функций для самостоятельного создания модели определенного явления или ситуации.
- Система-тренажер. Тренажеры предназначены:
- для усвоения сложных ситуационных алгоритмов (принятие решений, управление);
- для освоения навыков работы с техническим оборудованием (проектирование, наладка и монтаж и т. д.);
- для диагностики и классификации (поиск неисправностей, выявление принадлежности к классу, медицинская диагностика);
- вообще для решения задач, которые требуют процедурных знаний в виде сценариев, ситуационных алгоритмов, планов, схем выполнения действий и т.д.
- «Интеллектуальная» система контроля знаний. Система учебного назначения (или ее модуль), который проводит контроль уровня знаний ученика, осуществляет диагностику ошибок, предоставляет рекомендации по их исправлению, оценивает результаты повторных опросов, корректирует уровень сложности вопросов в зависимости от этапа изучения темы, на котором находится ученик. Контроль знаний и уровня мастерства ученика может проводиться постоянно, а не обязательно в конце темы или курса. Система может содержать сеть знаний (понятий, правил, положений), которые предлагаются ученику для повторения, если в результате диагностики их отсутствие устанавливается как причина ошибок.
- Система имитации эксперимента. Среда для осуществления экспериментов или лабораторных работ, постановка которых затруднена или вовсе невозможна в средней школе (например, из-за отсутствия дорогого оборудования). Работа в среде основывается на использовании компьютерных имитационных моделей объектов изучения. Предоставляются средства осуществления специфических процедур деятельности экспериментатора - выбор и регулирование значений параметров, измерение, построение на основе данных таблиц, графиков, интерпретация результатов.
- обучения с элементами искусственного интеллекта составляют значительный класс электронных средств. Главным отличием данной группы средств является использование концепций моделирования интеллектуальной деятельности ученика как такой, которая основана на знаниях. Подходы к моделированию знания, разработанные в области искусственного интеллекта, находят все новые сферы применения в образовании.
- деятельность в информационно-образовательном пространстве фактически выступает как процесс работы со знаниями. Причем имеется в виду не только сумма знаний, которая является объектом изучения, освоения, хотя это является центральным моментом и целью обучения, но и сумма навыков, приемов, способов оперирования ими. Современные электронные средства в достаточно большой степени выступают как средства деятельности, основанные на знаниях, или могут быть интегрированы в систему таких средств.
- требований к электронным средствам обучения может опираться в значительной степени на достижения в области искусственного интеллекта в плане компьютерного моделирования учебной деятельности и ее составляющих. Поэтому применение подходов к моделированию знания дает основания для формирования общей основы для объединения различных направлений и подходов разработки средств и их оценки. То, что в основе классификации лежит выявление типов деятельности со знаниями, составляет некоторую общую основу для объединения средств различных типов с учетом внутренней системности самого знания.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)