- Направление А: Создание инклюзивной культуры. Часть 2
А1: Развитие общества
1 Каждый чувствует, что ему в школе рады.
2 Члены коллектива сотрудничают между собой.
3 Дети помогают друг другу.
4 Члены коллектива и дети относятся друг к другу с уважением.
5 Члены коллектива и родители / опекуны сотрудничают между собой.
6 Члены коллектива и представители совета школы хорошо работают вместе.
7 Школа является моделью демократической гражданственности.
8 Школа поощряет понимание взаимосвязей между людьми во всем мире.
9 Взрослые и дети с пониманием воспринимают различные проявления гендерной идентичности.
10 Школа и местные общины способствуют развитию друг друга.
11 Члены коллектива связывают происходящее в школе, с жизнью детей дома.
А2: Формирование инклюзивных ценностей
1 Школа развивает совместные инклюзивные ценности.
2 Школа поощряет уважение ко всем правам человека.
3 Школа поощряет уважать целостность планеты Земля.
4 Инклюзия рассматривается как повышение уровня участия для всех.
5 Относительно всех детей существуют высокие ожидания.
6 Детей ценят одинаково.
7 Школа борется со всеми формами дискриминации.
8 Школа пропагандирует ненасильственные способы взаимодействия и урегулирования споров.
9 Школа поощряет детей и взрослых положительно относиться к самим себе.
10 Школа прилагает усилия для укрепления здоровья детей и взрослых.
А1.1 Каждый чувствует, что ему в школе рады.
a) Когда люди впервые обращаются в школу, и относятся ли к ним доброжелательно?
b) Создают ли члены коллектива, дети и семьи ощущение сообщества в школе?
c) Доброжелательно ли встречает школа у себя всех родителей / опекунов и других представителей местной общины?
d) Доброжелательно ли встречает школа у себя тех, кто недавно переехал из другого региона страны или прибыл из другой страны?
e) Здороваются ли друг с другом работники, дети и родители / опекуны вежливо и дружелюбно?
f) Пытаются работники, дети, родители и члены совета школы запомнить имена друг друга?
g) Повышается у людей настроение от посещения школы?
h) Считается качество отношений более важным для создания приветливой и доброжелательной атмосферы для людей, чем качество зданий и оборудования?
i) Открыты двери школы для всех детей из местной общины, независимо от их финансовых обстоятельств, ситуации в семье, традиций или уровня успешности?
j) Прилагает школа усилия для того, чтобы радостно приветствовать у себя тех, кто может подвергаться исключению и дискриминации, в том числе людей, которые часто переезжают с места на место, беженцев, беспризорных и детей с инвалидностью?
k) Видно ли из документации, объявлений и стендов, что школа гостеприимно приветствует людей, чьи традиции или идентичность пока в ней не представлены?
l) Понятно по информации, которую предоставляют родителям / опекунам и претендентам на работу, что для школы важно принимать детей и работников различного происхождения и с разными интересами?
m) Вся информация в школе доступна для всех (например, при необходимости, предоставляется она в переводе, шрифтом Брайля, в аудиозаписи или напечатана крупным шрифтом)?
n) Привлекаются ли переводчики жестового языка или других родных языков (при необходимости)?
o) Отражают стенды и указатели в вестибюле школы многообразие всех представителей школы и сообществ, проживающих в ее местности?
p) Отражают стенды связь школы с другими частями страны и мира?
q) Оформлен ли вход в школу с мыслью о взрослых и детях, связанных со школой, а не для того, чтобы произвести впечатление на инспекторов?
r) Отсутствует ли специальная профессиональная лексика и речевые штампы на указателях и щитах?
s) Существуют ли положительные ритуалы поздравления новых детей и членов коллектива и прощания с ними - независимо, когда это происходит и о ком идет речь?
t) Чувствуют себя дети хозяевами своей классной или учебной комнаты?
u) Чувствуют себя дети, родители / опекуны, работники, члены наблюдательного совета и представители общественности совместными хозяевами школы?
А 1.2 Члены коллектива сотрудничают между собой.
a) Создают ли работники культуру сотрудничества, которая распространяется на каждого человека в школе?
b) Выявляют ли работники барьеры для расширения сотрудничества и пытаются ли устранять их?
c) Есть ли командная работа членов коллектива примером для сотрудничества детей?
d) Все ли работники школы умеют хорошо слушать?
e) Находятся ли члены коллектива в хороших отношениях между собой?
f) Интересуются лили работники жизнью и работой друг друга?
g) Всем ли членам коллектива, в том числе учителям другим работникам, нравится работать вместе?
h) Относятся ли работники с уважением друг к другу - независимо от своих обязанностей и статуса?
i) Уважают ли работники друг друга безотносительно к гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, национальности или наличии нарушений развития?
j) Все ли члены коллектива чувствуют, что их ценят и поддерживают?
k) Отдают ли работники преимущество диалогу для совместного поиска истины вместо дискуссии, в которой каждая из сторон пытается доказать свою правоту?
l) Есть ли понимание того, что работники с местной общины играют особую роль в развитии школьной культуры?
m) Чувствуют ли работники - представители местной общины, что их знание местных реалий и особенностей ценят?
n) Все ли члены коллектива чувствуют, что их рады видеть на общешкольных мероприятиях?
o) Выдвигают ли члены коллектива обычно собственные предложения по организации работы на уроках и внеклассной деятельности?
p) Уделяется ли одинаковое внимание значительным событиям (например, рождение ребенка, день рождения, смерти, свадьбы и заключения брака) независимо от функций и статуса работников?
q) Приглашают ли всех членов коллектива на заседание совета школы, посещают ли они эти заседания и берут ли в них активное участие?
r) Могут ли работники свободно и уверенно выражать свое несогласие на совещаниях?
s) Удобно ли работникам обращаться друг к другу за советами по вопросам обучения и преподавания?
t) Легко ли работникам обсуждать с коллегами свои трудности в отношениях с детьми?
u) Замечают ли работники, что их коллеги расстроены или испытывают трудности, и предлагают ли помощь?
v) Можно ли обсуждать трудности сотрудничества между работниками и конструктивно их решать?
w) Размышляют ли члены коллектива школы о том, как преодолевать барьеры для сотрудничества, возникающие в ситуациях, когда многие работники освобождаются или, приходит работать в школу?
x) Заступаются ли работники друг за друга, если с ними плохо обращаются другие члены коллектива?
y) Поощряется ли активное участие в жизни школы работников материально-технического обеспечения или иного временно занятого персонала?
z) Поощряют ли профессиональные объединения работников вносить вклад в жизнь школы?
А 1.3 Дети помогают друг другу.
a) Интересуются ли дети жизнью друг друга, и спрашивают ли друг друга, что они изучают?
b) Дети и взрослые проявляют барьеры для усиления сотрудничества между детьми?
c) Понимают ли дети, как настрой принимать и ценить других помогает им положительно относиться к самим себе?
d) Осуществляется ли активная работа по развитию дружеских отношений?
e) Учатся ли дети дружить вместе вместо того, чтобы бороться за друзей?
f) Приглашают ли дети других детей в свои игры во время перерыва или обеда, когда они видят, что тем не с кем поговорить или поиграть?
g) Работники способствуют налаживанию отношений между детьми во время перерыва, до или после уроков?
h) Понимают ли дети, как посмотреть на вещи глазами другого лица?
i) Продолжают ли дети после уроков общие дела, которые они начали в школе?
j) Обращаются ли дети друг к другу за помощью?
k) Знают ли дети о том, что они могут сделать, чтобы помочь другим, и о том, какими способами другие могут помочь им?
l) Дети охотно делятся своими знаниями и навыками?
m) Предлагают ли дети помощь друг другу, когда считают, что такая помощь необходима, не дожидаясь ничего взамен?
n) Дети вежливо отказываются от помощи, когда она им не нужна?
o) Радуются ли дети достижением друг друга?
p) Представлены ли на стендах результаты совместной работы детей, а также их индивидуальные достижения?
q) Признают ли дети усилия других детей независимо от уровня их достижений?
r) Понимают ли дети, что от разных детей могут требовать различной степени соблюдения школьных правил?
s) Обращаются ли дети к членам коллектива, когда они сами или кто-то другой нуждается в помощи?
t) Чувствуют ли дети, что в ситуации спора между ними всё решается справедливо?
u) Учатся ли дети урегулировать споры, что между ними возникают?
v) Учатся ли дети заступаться за других, когда считают, что другие дети или взрослые поступили с ними несправедливо?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)