Особенности психологического сопровождения слабовидящих детей в условиях инклюзивного пространства
Ученики специальных интернатов для слепых и слабовидящих детей не имеют достаточных условий для успешного включения в социокультурную среду, ведь учреждения данного типа не всегда целенаправленно работают в этом направлении. Чаще всего семья недостаточно активно влияет на интеграционный процесс детей по причине незнания потенциала их личности, удаленности проживания. Старшеклассники с нарушениями зрения не готовы к совместной социокультурной деятельности с одноклассниками, которые не имеют проблем со зрением, потому сталкиваются с трудностями, которые отсутствуют у их зрячих сверстников.
Неподготовленность незрячего выпускника с пространственной ориентации не позволяет ему самостоятельно ориентироваться в помещении учебного заведения и прилегающей территории. Недостаточные знания компьютера и системы Брайля, неумение конспектировать, отсутствие навыков квалифицированной работы с тифлотехническими средствами затрудняют для незрячих и слабовидящих процесс усвоения образовательной программы. Неразвитость коммуникативных навыков существенно ограничивает возможности межличностного общения со зрячими, адаптации в студенческой среде, понимание с профессорско-преподавательским коллективом.
Основной целью психологического сопровождения становится создание максимально комфортных условий пребывания личности с нарушениями зрения в учебном заведении, позволяющих в полной мере реализовать их способности и наклонности, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к самореализации. То есть, психологическое сопровождение должно обеспечивать условия для эмоционального благополучия и полноценного личностного развития школьника с нарушенным зрением в ситуациях социального взаимодействия, существующих в пределах учебно-воспитательного пространства. Кроме того, психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление проблем в психосоциальном развитии личности, определение условий и средств их коррекции и профилактики.
Психологическая профилактика понимается как профессиональная деятельность, направленная на предупреждение недостатков личностного развития лиц с глубокими нарушениями зрения в целом и социально-перцептивной компетентности людей в частности. Основными проблемными сферами, определяющими направления психопрофилактической работы, представляются следующие:
- суженный объем и незначительная глубина представлений об окружающих людях у лиц с глубокими нарушениями зрения;
- низкий уровень дифференцированности и точности в восприятии коммуникативных партнеров;
- неспособность к определению межличностных отношений и
Важной задачей психологического консультирования является подготовка к работе в группе, ведь групповая работа направлена на помощь в межличностном взаимодействии, развитие самосознания и коммуникативной компетентности.
Психологическое сопровождение в инклюзивном пространстве должно осуществляться в таких направлениях.
- Незрячие и слабовидящие учащиеся, их зрячие одноклассники: оптимизация межличностного взаимодействия и взаимопонимания, принятие своеобразия личности с нарушениями зрения, формирование сплоченности класса, повышение личностного статуса ученика с проблемами зрения, формирование его адекватной самооценки и адекватного отношения к своим сенсорным и интеллектуальным возможностям и, соответственно, рост уровня притязаний, активизация жизненной позиции.
- Родители: анализ существующих стереотипов о слепоте, проведение бесед с родителями зрячих учеников об особенностях зрительного восприятия, повышение мотивированности обучать своих детей вместе.
- Педагогический коллектив: повышение психологической готовности учителей, ассистентов учителей к равноценной учебной деятельности, преодоление социальных стереотипов о слепоте.
- Администрация школы: разъяснения и анализ социально-психологических особенностей учащихся с нарушениями зрения, осознание конфликтных сфер между родителями зрячих и незрячих детей, создание психологического взаимодействия в вопросах учебно-воспитательного процесса для педагогического персонала.
- Высшие учебные заведения:
- психологическая адаптация незрячих и слабовидящих студентов на первом курсе, анализ внутригрупповых отношений в студенческом коллективе;
- наблюдения за характером отношений зрячих и незрячих студентов, содействие в решении конфликтных ситуаций;
- проведение бесед с преподавателями, кураторами, деканами об особенностях адаптации студентов с нарушениями зрения в учебном процессе;
- организация тренингов межличностного общения;
- организация центров поддержки студентов с нарушениями зрения, предоставление индивидуальных или групповых консультаций по подготовке к самостоятельной трудовой деятельности.
- В процессе профессиональной деятельности: адаптация слепого и слабовидящего человека на рабочем месте, проведение индивидуальных консультаций.
Таким образом, психологическое сопровождение незрячих и слабовидящих людей является важным на всех этапах развития личности. Вместе с этим, психологическая, в том числе психокоррекционная работа должна осуществляться со всеми участниками инклюзивного пространства.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)