Особые потребности- что это такое
- Дети с интеллектуальными нарушениями и социально-педагогической запущенностью (дети с парциальной несформированностью высших психических функций, дети с недостаточным уровнем психолого-педагогической готовности к школьному обучению; неуспевающие школьники).
- Дети-инвалиды (дети с физическими нарушениями, с психическими нарушениями, с интеллектуальными нарушениями, с соматическими нарушениями).
- Дети с отклонениями в развитии и поведении (одаренные дети, дети девиантного поведения, делинквентного поведения).
- Дети с отклонениями в психоэмоциональном и речевом развитии (дети с речевыми нарушениями, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с эмоциональными и поведенческими нарушениями).
- Дети-сироты (социальные сироты, дети под опекой, дети в приемной семье; усыновленные дети).
- оказание консультативной помощи детям, испытывающим трудности в усвоение образовательных программ и социальной адаптации;
- осуществление индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям;
- оказание психолого-педагогической и социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
- формирование единого образовательного пространства и развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, организаторов образования, педагогов, родителей; обеспечение взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты и другими причастными к организациям в решении различных проблем;
- выработка единого алгоритма эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.
Социальный педагог выступает в роли наставника, посредника и координатора. Поэтому возникает необходимость создания условий для подготовки педагогической деятельности с максимальной эффективностью и доступностью, потенциальным путем к которым является широкое использование информационно-коммуникационных технологий. Например:
- создание мультиформатных средств массовой информации;
- участие в различных конкурсах защитно-охранной деятельности (совершенствование системы сбора, анализа информации, учета и контроля решения проблем социальной жизни ребенка);
- создание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности;
- составление мониторинга (относительно социальной защиты детей, оформления пенсий и т.п.);
- составление отчетов, запросов, подготовка пакетов документов в различные инстанции;
- введение журналов социального педагога и личных карточек детей.
Особое внимание уделяется созданию базы данных детей с особыми потребностями и их семей, поскольку необходимым условием эффективного процесса сопровождения ребенка является составление и ведение социального паспорта ребенка в течение всего развития, паспорта семьи. Для отработки навыков составления и ведения социального паспорта ребенка и семьи разрабатывается схема электронной базы данных.
С одаренными детьми наиболее целесообразно использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента обучения, самообразования. С помощью новых информационных технологий такие дети могут найти ответы на многие вопросы. Развитие информационно-коммуникационных технологий открывает перед такими клиентами новые возможности для расширения сферы общения с пользователями сети Интернет. Таким образом, одаренный ребенок включается в информационное образование, которое в настоящее время происходит в массовых социальных сетях и с помощью специализированных информационных сайтов, блогов, порталов, где можно получить необходимую информацию, пообщаться со специалистами, обменяться информацией.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)