Целенаправленная система психолого-медико-педагогической коррекционной работы
История отечественной коррекционной педагогики и специальной психологии свидетельствует о том, что в России и в странах постсоветского пространства отсутствует целостная, многогранная, целенаправленная система психолого-медико-педагогической коррекционной работы, направленная на преодоление аутистических нарушений. Несмотря на это, актуальность создания полноценной системы коррекционно-педагогической помощи лицам с первазивными расстройствами во всех сферах их социальной и личной жизни приводит к повышению интереса к исследованию научно-теоретических основ проблемы коррекции аутистических расстройств у детей.
Обращаясь к историческим источникам, выясняется, что возникновение и происхождение термина «аутизм» связаны со становлением системы знаний по проблеме диагностики и последующей терапевтической работы с детьми, которые требуют специальных подходов к обучению и воспитанию.
Термин «аутизм» впервые был применен для определения категории эгоцентрического мышления при шизофрении, которое характеризовалось активным отказом от контакта с внешним миром, погружением в мир собственных фантазий, переживаниями, оторванностью от реальной жизни, игнорированием реальных отношений. И взгляды на суть аутистического феномена, несмотря на всеобщее признание, получили неоднозначную оценку и послужили основой для оригинальных концепций аутизма, которая существенно отличалась от исходного толкования. Наиболее значимыми оказались взгляды ученого, который трактовал аутизм как особую форму психической жизни, вызванную потерей приветственного контакта с реальностью, «болезненно-рационалистическое» восприятие, «потерю жизненного контакта», «внутреннюю пустоту» и выделял первичный и вторичный аутизм, видел в аутизме ключевой симптом шизоидного характера. Таким образом, уже в указанных концепциях синтетический аутистический феномен оказался раздробленным на два по сути противоположных типа аутизма, имеющих разное психопатологическое значение. Это разъединение в дальнейшем повлияло на возникновение терминологической неясности и стало причиной трудностей в определении диагностической ценности понятия «аутизм». В дальнейших исследованиях доминирующее положение заняла тенденция к сужению понятия аутизма. Аутизм рассматривался как симптом различных процессуальных состояний, социальных связей, характеризующихся потерей эмоционального резонанса, потребности в общении.
Интенсивные исследования, изучения аутизма в детстве во многих странах, анализ накопленных наблюдений, расширение биологических и генетических экспериментов позволили подтвердить клиническую и биологическую гетерогенность синдрома раннего детского аутизма и выделить его формы относительно шизофрении и ранее дифференцированных групп аутистических расстройств.
Был введен термин «нарушения аутистического спектра», который показывает, что есть целый спектр проблем и подтипов аутизма. Позже был введен термин «расстройства спектра аутизма».
Переход из ХХ в ХХI век в коррекционной педагогике и специальной психологии отличился выделением этапа активного изучения аутизма, где на первый план ставится решения наиболее насущных вопросов по проблеме аутизма: коррекция интеллектуального развития, формирование социальных компетенций, развитие коммуникативной сферы.
Научный поиск в отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии в последнее десятилетие характеризуется повышенной активностью исследования проблем развития, обучения и социализации детей с аутистическими нарушениями, что подтверждается многочисленными публикациями ученых и практиков.
Таким образом, современный взгляд на клинико-психологическую картину особенностей аутистических нарушений находится в достаточно широком диапазоне понимания проблемы и требует создания системы коррекции как первичных аномалий - аффективно-коммуникативной сферы и поведения, так и вторичных, возникающих вследствие блокирования ими активного взаимодействия с взрослыми и детьми - познавательной сферы. Дальнейшие исследования направлены на поиск путей развития коммуникативной сферы и, непосредственно, речевой активности у детей с аутизмом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)