Специальное образование неполноценных лиц в Польше
Мы живем в эпоху перемен, которые происходят практически во всех сферах нашей жизни. Меняется мир, страна, меняемся мы сами в лучшую или худшую сторону, меняется также наше отношение к инвалидам. У некоторых из нас они вызывают жалость. Нельзя передать все те эмоции, чувства, которые возникают в наших душах, когда мы встречаем на улице, в магазинах, подъезде людей с ограниченными возможностями. Однако можно с уверенностью сказать, что они никого не оставляют равнодушными.
- образование находится на пороге введения новой реформы обучения детей с особыми образовательными потребностями. В кругу ученых, педагогов идут постоянные дискуссии относительно отдельных форм обучения детей с особыми потребностями.
- страны несут полную ответственность за обучение и воспитание детей, а реформы – служат для реализации и раскрытия индивидуальных образовательных потребностей детей и молодежи. Рассмотрение этой проблемы с образовательной точки зрения освещает проблемы, трудности, с которыми сталкиваются в повседневной жизни дети с особыми потребностями.
- опеки лиц с инвалидностью и психически больных в Польше изучаются с XIV века, когда начали организовываться первые учреждения. Это были приюты, в которых в ужасных жилищных и гигиенических условиях проживали вместе взрослые и дети. Занимались инвалидами лица духовные, общество монахов. Первая специальная школа для детей с инвалидностью была открыта в Варшаве - это был Институт глухонемых. Хотя, в некоторых источниках можно найти информацию о том, что первой польской школой был Институт глухонемых в Романове. В межвоенный период в стране резко возросло количество специальных школ. Важную роль в обучении инвалидов сыграло создание Государственного института специальной педагогики - это сложное время для лиц, которые отличались физически, интеллектуально, психически от принятой в обществе нормы.
- сожалению, во время войны количество специальных педагогов значительно уменьшилось, что негативно повлияло на восстановление направления специального образования после окончания войны. Однако после войны их количество увеличилось в три раза. Новостью послевоенного периода стало создание детских садов (дошкольных специальных заведений) и «школ жизни» (заведений для умственно отсталых лиц). Важным шагом стала переквалификация Института специальной педагогики в Высшую профессиональную школу, которая осуществляла профессиональную
- условием существования школьного образования инвалидов является наличие правовой базы. Согласно Конституции каждый гражданин Польши имеет право на обучение и образование. Впервые вопрос обучения инвалидов встал уже в послевоенный период, когда был принят ряд документов, а именно:
- Декрет об обязательном обучении, в котором указано, что дети, которые не в состоянии начать обучение в нормальной школе, могут это сделать в специальной школе.
- Закон о развитии системы и воспитания. В Законе сказано: «Дети и молодежь с умственным отставанием и физическими недостатками имеют право посещать специальные дошкольные учреждения, учиться в начальной школе или учебно-воспитательных центрах».
- документами, которые регулируют современную систему образования специального обучения, являются:
- Закон «О системе образования, который предоставляет детям-инвалидам и молодежи возможность учиться в общеобразовательных и интеграционных школах. Разрешение на организацию и проведение занятий имеют также частные лица.
- Закон «Об охране психического здоровья» и Распоряжение Министра Национального Образования «Об организации и проведении реабилитационно-воспитательных занятий для детей и молодежи с умственными отклонениями» предоставляют возможности обучения детей и молодежи с тяжелой формой умственного отсталости.
К важнейшим исполнительным актам Закона относятся:
- Распоряжение Министерства Национального Образования «О предоставлении учащимся психолого-педагогической помощи».
- Распоряжение Министерства Национального Образования «Об организации деятельности публичных психолого-педагогических центров и других специализированных учреждений».
- Распоряжение Министерства Национального Образования «Об организации опеки, обучении инвалидов обучающихся в общеобразовательных интеграционных детских учреждениях, интеграционных школах и учреждениях специального обучения».
- Распоряжение Министерства Национального Образования «Об организации и деятельности государственных воспитательных и ресоциализационных учреждениях».
- Распоряжение Министра Образования и спорта «Об условиях и способах оценки, классификации и презентации учащихся, а также проведения экзаменов в публичных школах».
- Распоряжение Министра Образования и спорта «Об условиях организации обучения, воспитания и поддержки детей и молодежи в неприспособленных для их пребывания детских садах, школах, в общеобразовательных и интеграционных заведениях».
Согласно Распоряжению Министерства Национального Образования в стране существуют такие заведения обучения:
- специальные дошкольные учреждения или специальные группы в обычных дошкольных учреждениях;
- специальные школы всех типов, в том числе, специальные классы в обычных общеобразовательных школах;
- молодежные воспитательные центры;
- молодежные воспитательные центры социотерапии;
- специальные школьно-воспитательные центры;
- специальные воспитательные центры;
- центры, предоставляющие возможность посещать детям и молодежи с тяжелой формой умственной отсталости.
Документы, которые защищают интересы детей:
- Декларация о правах умственно отсталых лиц;
- Декларация о правах инвалидов;
- Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов;
- Резолюция Совета Министров образования о привлечении детей с инвалидностью и молодежи к обычной школьной системе;
- Резолюция Совета Министров образования о предоставлении одинаковых шансов ученикам-инвалидам в учебе;
- Мадридская Декларация о правах инвалидов;
- Саламанская Декларация о принципах, политике и практической деятельности в области образования лиц с особыми потребностями.
Эти документы гарантируют отстающему ребенку право на соответствующую опеку. Все действия должны быть направлены на доброе отношение к ребенку, исключение любых проявлений дискриминации, учитывая возраст, пол, расу, цвет кожи, происхождение и гарантировать общественную интеграцию и возможность пользоваться всеми формами благосостояния, как и другие члены общества.
Система специального обучения инвалидов предполагает, что каждый ребенок независимо от их психофизических возможностей имеет право учиться, реализовывать свои собственные увлечения, развивать интересы и контактировать со сверстниками. Конституция Польши содержит информацию о равных правах к науке каждого ребенка, обязывая страну и власть к предоставлению своим гражданам равного доступа к образованию, благодаря созданию и поддержке системы индивидуальной и финансовой помощи. В психолого-педагогических центрах дети-инвалиды могут получить психолого-педагогическую помощь: логопедическую, разъяснения в выборе направления обучения и будущей профессии. В свою очередь, родители и учителя могут также получить психолого-педагогическую помощь, в виде информации, связанной с воспитанием и обучением детей и молодежи. Такая помощь является бесплатной и добровольной.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)