- Направление А: Создание инклюзивной культуры. Часть 1
А1: Развитие общества
1 Каждый чувствует, что ему в школе рады.
2 Члены коллектива сотрудничают между собой.
3 Дети помогают друг другу.
4 Члены коллектива и дети относятся друг к другу с уважением.
5 Члены коллектива и родители / опекуны сотрудничают между собой.
6 Члены коллектива и представители совета школы хорошо работают вместе.
7 Школа является моделью демократической гражданственности.
8 Школа поощряет понимание взаимосвязей между людьми во всем мире.
9 Взрослые и дети с пониманием воспринимают различные проявления гендерной идентичности.
10 Школа и местные общины способствуют развитию друг друга.
11 Члены коллектива связывают происходящее в школе, с жизнью детей дома.
А2: Формирование инклюзивных ценностей
1 Школа развивает совместные инклюзивные ценности.
2 Школа поощряет уважение ко всем правам человека.
3 Школа поощряет уважать целостность планеты Земля.
4 Инклюзия рассматривается как повышение уровня участия для всех.
5 Относительно всех детей существуют высокие ожидания.
6 Детей ценят одинаково.
7 Школа борется со всеми формами дискриминации.
8 Школа пропагандирует ненасильственные способы взаимодействия и урегулирования споров.
9 Школа поощряет детей и взрослых положительно относиться к самим себе.
10 Школа прилагает усилия для укрепления здоровья детей и взрослых.
А1.1 Каждый чувствует, что ему в школе рады.
a) Когда люди впервые обращаются в школу, и относятся ли к ним доброжелательно?
b) Создают ли члены коллектива, дети и семьи ощущение сообщества в школе?
c) Доброжелательно ли встречает школа у себя всех родителей / опекунов и других представителей местной общины?
d) Доброжелательно ли встречает школа у себя тех, кто недавно переехал из другого региона страны или прибыл из другой страны?
e) Здороваются ли друг с другом работники, дети и родители / опекуны вежливо и дружелюбно?
f) Пытаются работники, дети, родители и члены совета школы запомнить имена друг друга?
g) Повышается у людей настроение от посещения школы?
h) Считается качество отношений более важным для создания приветливой и доброжелательной атмосферы для людей, чем качество зданий и оборудования?
i) Открыты двери школы для всех детей из местной общины, независимо от их финансовых обстоятельств, ситуации в семье, традиций или уровня успешности?
j) Прилагает школа усилия для того, чтобы радостно приветствовать у себя тех, кто может подвергаться исключению и дискриминации, в том числе людей, которые часто переезжают с места на место, беженцев, беспризорных и детей с инвалидностью?
k) Видно ли из документации, объявлений и стендов, что школа гостеприимно приветствует людей, чьи традиции или идентичность пока в ней не представлены?
l) Понятно по информации, которую предоставляют родителям / опекунам и претендентам на работу, что для школы важно принимать детей и работников различного происхождения и с разными интересами?
m) Вся информация в школе доступна для всех (например, при необходимости, предоставляется она в переводе, шрифтом Брайля, в аудиозаписи или напечатана крупным шрифтом)?
n) Привлекаются ли переводчики жестового языка или других родных языков (при необходимости)?
o) Отражают стенды и указатели в вестибюле школы многообразие всех представителей школы и сообществ, проживающих в ее местности?
p) Отражают стенды связь школы с другими частями страны и мира?
q) Оформлен ли вход в школу с мыслью о взрослых и детях, связанных со школой, а не для того, чтобы произвести впечатление на инспекторов?
r) Отсутствует ли специальная профессиональная лексика и речевые штампы на указателях и щитах?
s) Существуют ли положительные ритуалы поздравления новых детей и членов коллектива и прощания с ними - независимо, когда это происходит и о ком идет речь?
t) Чувствуют себя дети хозяевами своей классной или учебной комнаты?
u) Чувствуют себя дети, родители / опекуны, работники, члены наблюдательного совета и представители общественности совместными хозяевами школы?
А 1.2 Члены коллектива сотрудничают между собой.
a) Создают ли работники культуру сотрудничества, которая распространяется на каждого человека в школе?
b) Выявляют ли работники барьеры для расширения сотрудничества и пытаются ли устранять их?
c) Есть ли командная работа членов коллектива примером для сотрудничества детей?
d) Все ли работники школы умеют хорошо слушать?
e) Находятся ли члены коллектива в хороших отношениях между собой?
f) Интересуются лили работники жизнью и работой друг друга?
g) Всем ли членам коллектива, в том числе учителям другим работникам, нравится работать вместе?
h) Относятся ли работники с уважением друг к другу - независимо от своих обязанностей и статуса?
i) Уважают ли работники друг друга безотносительно к гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, национальности или наличии нарушений развития?
j) Все ли члены коллектива чувствуют, что их ценят и поддерживают?
k) Отдают ли работники преимущество диалогу для совместного поиска истины вместо дискуссии, в которой каждая из сторон пытается доказать свою правоту?
l) Есть ли понимание того, что работники с местной общины играют особую роль в развитии школьной культуры?
m) Чувствуют ли работники - представители местной общины, что их знание местных реалий и особенностей ценят?
n) Все ли члены коллектива чувствуют, что их рады видеть на общешкольных мероприятиях?
o) Выдвигают ли члены коллектива обычно собственные предложения по организации работы на уроках и внеклассной деятельности?
p) Уделяется ли одинаковое внимание значительным событиям (например, рождение ребенка, день рождения, смерти, свадьбы и заключения брака) независимо от функций и статуса работников?
q) Приглашают ли всех членов коллектива на заседание совета школы, посещают ли они эти заседания и берут ли в них активное участие?
r) Могут ли работники свободно и уверенно выражать свое несогласие на совещаниях?
s) Удобно ли работникам обращаться друг к другу за советами по вопросам обучения и преподавания?
t) Легко ли работникам обсуждать с коллегами свои трудности в отношениях с детьми?
u) Замечают ли работники, что их коллеги расстроены или испытывают трудности, и предлагают ли помощь?
v) Можно ли обсуждать трудности сотрудничества между работниками и конструктивно их решать?
w) Размышляют ли члены коллектива школы о том, как преодолевать барьеры для сотрудничества, возникающие в ситуациях, когда многие работники освобождаются или, приходит работать в школу?
x) Заступаются ли работники друг за друга, если с ними плохо обращаются другие члены коллектива?
y) Поощряется ли активное участие в жизни школы работников материально-технического обеспечения или иного временно занятого персонала?
z) Поощряют ли профессиональные объединения работников вносить вклад в жизнь школы?
А 1.3 Дети помогают друг другу.
a) Интересуются ли дети жизнью друг друга, и спрашивают ли друг друга, что они изучают?
b) Дети и взрослые проявляют барьеры для усиления сотрудничества между детьми?
c) Понимают ли дети, как настрой принимать и ценить других помогает им положительно относиться к самим себе?
d) Осуществляется ли активная работа по развитию дружеских отношений?
e) Учатся ли дети дружить вместе вместо того, чтобы бороться за друзей?
f) Приглашают ли дети других детей в свои игры во время перерыва или обеда, когда они видят, что тем не с кем поговорить или поиграть?
g) Работники способствуют налаживанию отношений между детьми во время перерыва, до или после уроков?
h) Понимают ли дети, как посмотреть на вещи глазами другого лица?
i) Продолжают ли дети после уроков общие дела, которые они начали в школе?
j) Обращаются ли дети друг к другу за помощью?
k) Знают ли дети о том, что они могут сделать, чтобы помочь другим, и о том, какими способами другие могут помочь им?
l) Дети охотно делятся своими знаниями и навыками?
m) Предлагают ли дети помощь друг другу, когда считают, что такая помощь необходима, не дожидаясь ничего взамен?
n) Дети вежливо отказываются от помощи, когда она им не нужна?
o) Радуются ли дети достижением друг друга?
p) Представлены ли на стендах результаты совместной работы детей, а также их индивидуальные достижения?
q) Признают ли дети усилия других детей независимо от уровня их достижений?
r) Понимают ли дети, что от разных детей могут требовать различной степени соблюдения школьных правил?
s) Обращаются ли дети к членам коллектива, когда они сами или кто-то другой нуждается в помощи?
t) Чувствуют ли дети, что в ситуации спора между ними всё решается справедливо?
u) Учатся ли дети урегулировать споры, что между ними возникают?
v) Учатся ли дети заступаться за других, когда считают, что другие дети или взрослые поступили с ними несправедливо?
А 1.4 Члены коллектива и дети относятся друг к другу с уважением:
a) Обращаются ли к каждому с уважением и по имени, которым он или она хочет, чтобы его (ее) называли, и правильно его произносят?
b) Употребляют ли относительно каждого лица местоимение того рода, к которому он или она предпочитает?
c) Работники считают детей такими же людьми, как они сами, а не менее значимыми людьми?
d) Дети считают работников такими же людьми, как они сами, а не врагами или притеснителями?
e) Уважают ли дети и взрослые нужду друг друга в сохранении личной информации?
f) Уважают ли дети и взрослые личные вещи друг друга?
g) Хорошо ли знают каждого ребенка те или иные члены коллектива?
h) Чувствуют ли дети, что они нравятся учителям и другим работникам?
i) Относятся ли дети ко всем членам коллектива с уважением независимо от их функций в школе?
j) Помогают ли дети работникам, когда их об этом просят?
k) Предлагают ли дети свою помощь, когда понимают, что она нужна?
l) Ухаживают ли работники и дети за окружающей средой вне школы?
m) Поддерживается ли порядок в туалетах, душевых кабинках и раздевалках с шкафчиками?
n) Знают ли дети, к кому нужно обращаться, если у них возникла проблема?
o) Уверены ли дети в том, что когда они скажут о своей проблеме, к ней отнесутся серьезно?
p) Уверены ли дети в том, что получат помощь, если они столкнутся с трудностями?
q) Считается ли, что все члены школьного сообщества одновременно являются учителями и учениками?
r) Обращают ли должное внимание на значительные события (например, рождение ребенка, свадьба, заключение брака, смерть, болезнь, развод, разрыв отношений или решение о раздельном проживании)?
s) Признается ли, что каждый человек, а не только представители «этнических меньшинств», является носителем определенной культуры или культур?
t) Признается ли, что все культуры и религии охватывают широкий диапазон взглядов и предусматривают разную степень соблюдения традиций и обрядов?
u) Может ли в определенный день оказываться помощь и детям, и взрослым?
v) Когда члены коллектива сердятся или разочарованы, продолжают ли они разговаривать с детьми с уважением?
w) Признается ли, что негативные личные чувства по отношению к другим можно выражать в частном разговоре, чтобы таким образом преодолеть их?
x) Соблюдаются ли то, что взрослые и дети уверены в конфиденциальности частных разговоров (за исключением ситуаций, когда это может нанести кому-то вред)?
А 1.5 Члены коллектива и родители / опекуны сотрудничают между собою:
a) Все ли родители / опекуны и члены коллектива уважают друг друга независимо от их социального класса или статуса?
b) Все ли родители / опекуны чувствуют, что школа ценит их детей?
c) Чувствуют ли члены коллектива что родители / опекуны благодарны им за их работу?
d) Все ли родители / опекуны хорошо осведомлены о том, что происходит в школе?
e) Информируют ли родителей четко и оперативно, когда в школе возникает проблема, которая вызывает беспокойство?
f) Существуют лили различные возможности для привлечения родителей / опекунов к жизни школы?
g) Одинаково ли распределяют различные взносы, которые родители / опекуны могут делать в жизнь школы?
h) Используют ли члены коллектива собственный опыт в своих отношениях с родителями / опекунами детей, которые учатся в школе?
i) Избегают ли работники объяснять проблемы детей тем, что они «с неполной семьи»?
j) Признают ли члены коллектива ту поддержку, которую дети получают от родителей / опекунов, независимо от того, проживают ли они всегда с обоими родителями в семье?
k) Имеют ли члены коллектива информацию о больших семьях детей, состоящих из многих родственников и поколений?
l) Договариваются ли работники и родители / опекуны о том, какую форму обращения они предпочитают?
m) Избегают ли члены коллектива использовать общее обращение «мама» или «папа», когда они разговаривают с ними или о них?
n) Чувствуют ли родители / опекуны, что вопросы, которые их беспокоят, воспринимаются серьезно?
o) Всех ли родителей / опекунов приглашают для участия в обсуждениях или информируют их об обучении их детей?
p) Приветствуется ли участие других родственников в обучении и воспитании детей?
q) Избегают ли члены коллектива связываться с родителями / опекунами только для того, чтобы выразить свое недовольство ребенком?
r) Происходит ли регулярный обмен информацией между семьями и школами?
s) Предусмотрено ли место, где родители / опекуны могут встретиться, обменяться идеями, приготовить чай / кофе или прохладительные напитки?
t) Поощряют ли родители / опекуны других родителей / опекунов участвовать в школьных мероприятиях, чтобы никто не чувствовал себя оставленным без внимания или изолированным?
u) Когда проводятся встречи с родителями, делятся ли все участники своими знаниями о детях вместо того, чтобы только работники рассказывали родителям то, что знают они?
v) Хорошо ли понимают родители / опекуны, каким образом они могут способствовать обучению детей дома?
w) Проводят ли члены коллектива встречи в разное время и в разных местах, чтобы активнее привлекать родителей / опекунов?
x) Пытаются ли члены коллектива развеивать беспокойство родителей / опекунов о посещении школы и общение с учителями?
y) Пытаются ли члены коллектива не воспринимать как угрожающее для себя общение с родителями / опекунами, которых, по сравнению с собой, считают более компетентными или приписывают им высокий статус?
А 1.6 Члены коллектива и члены школьного совета хорошо работают вместе.
a) Встречаются ли члены коллектива с представителями школьного совета и знакомятся с ними?
b) Размещались ли в школе фотографии представителей совета школы с указанием сферы их интересов?
c) Предоставляют ли представителям школьного совета необходимую информацию, чтобы они могли понять свои функции и выполнять свою работу?
d) Понимают ли члены совета школы, как организована работа этого учебного заведения?
e) Знают ли члены коллектива и представители совета школы свои функции и полномочия и согласны с ними?
f) Помогают ли дети и все категории персонала новым членам школьного совета ознакомиться со школой и тем, как она работает?
g) Отражает ли состав школьного совета те сообщества, которые проживают в районе школы?
h) Пытаются ли члены совета школы взаимодействовать без учета любых различий в уровне статуса между ними?
i) Одинаково ли ценят вклад каждого члена совета школы?
j) Хорошо ли организованы заседания совета школы, то есть проводятся ли они под руководством председательствующего с указанием согласованного времени для обсуждения каждого из основных вопросов повестки дня и любых дополнительных вопросов, а также с указанием согласованного времени завершения работы?
k) Происходят ли заседания школьного совета в приятной атмосфере?
l) Рассказывают ли члены школьного совета об удовлетворении, которое получают от работы, чтобы увеличивалось число людей, желающих войти в состав совета школы?
m) Поощряют ли членов совета школы поднимать проблемные вопросы и выделяется ли достаточно времени для обсуждения таких вопросов, даже если они не были внесены в повестку дня раньше?
n) Для создания приятной атмосферы во время заседаний совета школы предоставляются ли еда и напитки для участников, если кто-то по дороге на заседание не успел поесть?
o) Организованы ли заседания совета школы таким образом, чтобы поощрять к активному участию всех их участников?
p) Могут ли члены школьного совета, которые одновременно работают в школе, свободно выражать независимое мнение?
q) Используется ли процедура тайного голосования для принятия решений, когда это целесообразно?
r) Установлен ли определенный порядок для организации посещения школы членами совета школы и для осуществления взноса в жизнедеятельность учебного заведения?
s) Пытаются ли члены совета школы больше узнать о детях, которые учатся в заведении?
t) Известно ли, какими знаниями и навыками обладают члены совета школы, и ценят ли эти знания и навыки?
u) Все ли члены совета школы чувствуют, что они вовлечены в процесс разработки и пересмотра школьной политики?
v) Приглашают ли членов совета школы участвовать в мероприятиях профессионального развития вместе с работниками школы?
w) Согласны ли работники школы и члены школьного совета относительно того, каким образом школа должна отвечать на трудности, которые возникают у детей, и о способах оказания поддержки?
x) Ставят ли работники школы и члены совета школы своей целью свести к минимуму количество случаев предоставления детям категории «особых образовательных потребностей»?
y) Отрицают ли члены коллектива и представители совета школы, если они проявляют дискриминационное отношение?
А 1.7 Школа является моделью демократической гражданственности.
a) Каждый ли учится находить общий язык с другими и быть хорошим гражданином благодаря пребыванию в этой школе?
b) Члены коллектива, дети и семьи целенаправленно ли работают над тем, чтобы создавать культуру участия и сотрудничества?
c) Учатся ли дети быть активными гражданами друг у друга и у взрослых?
d) Члены коллектива приветствуют ли активное участие детей и взрослых в жизни школы?
e) Есть ли активное участие детей и взрослых очевидной в классных комнатах, в учительских, на пришкольной территории до и после занятий, на стендах и во время школьных событий?
f) Разделяют ли дети и взрослые то значение, которое они вкладывают в понятие демократии?
g) Думают ли дети и взрослые о том, до какой степени их школа поощряет демократическое участие?
h) Проводятся ли в школе открытые форумы, где взрослые и дети регулярно обмениваются своими мыслями и идеями?
i) Отмечает ли школа успехи, достигнутые в процессе борьбы за признание прав и развития демократии, в том числе ключевые вехи собственной истории?
j) Определены ли важные для школы вопросы, по которым классы и школа в целом регулярно проводят голосования?
k) Все ли дети имеют возможность приобщиться к деятельности совета школы или ученического парламента?
l) Все ли дети приобщаются к выполнению конкретных дел, которые способствуют развитию школы?
Возможные дела:
Посещение пожилых людей, проживающих в обществе или убежища
Компостирование
Приготовление пищи, ее подача и уборка
Создание художественных произведений
Работа в школьном музее и поиск экспонатов для него
Благоустройство / уборка пришкольной территории
Документирование видов животных и птиц, которые находятся в местности постоянно или временно
Волонтерская работа: оказание помощи учителю на уроках иностранного языка и информационно- просветительская работа с целью содействия изучению иностранных языков
Помощь в библиотеке
Уход за школьными животными
Уход за школьным прудом
Мониторинг потребления электроэнергии
Помощь в обслуживании школьной компьютерной сети
Организация культурно развлекательных мероприятий в общине
Чтение для других
Вторичная переработка использованных материалов Решение конфликтных ситуаций
Возвращение утерянных вещей
Работа в школьном саду
Проведение экскурсий по школе
Организация театральных постановок
Постановка пьес
Обучение игре в шахматы
А 1.8 Школа поощряет понимание взаимосвязей между людьми во всем мире.
a) Используются связи между взрослыми и детьми в школе с другими людьми во всем мире в качестве отправной точки для формирования более широкого понимания глобальных взаимосвязей?
b) Рассматривается ли месторасположение школы в регионе, в стране и ее связи с миром с разных исторических и географических взглядов и отражено ли это на стендах?
c) Получают ли дети представление о том, как глобальные взаимосвязи между людьми меняются со временем?
d) Осознают ли дети, как жизнь людей в одной части мира влияет на людей в другой его части?
e) Исследуют ли дети глобальные факторы, которые влияют на то, что они изучают, какие употребляют слова, какие произведения искусства смотрят, какую музыку слушают, вид энергии потребляют, какую пищу едят, какие книги и газеты читают, какие виды спорта и игры смотрят играют в них сами?
f) Демонстрируют ли взрослые и дети, как глобальная гражданственность проявляется в повседневных действиях?
g) Есть ли дети ведут себя достойно с соседями из прибывающих в их страну из другой части мира людей?
h) Исследуют ли дети характер конструктивных отношений и отношений угнетения между странами?
i) Помогают ли детям понять значение понятий «расизм» и «ксенофобия», а также то, как они влияют на отношение между людьми и между странами?
j) Изучают ли дети, каким образом страны связаны между собой торговлей?
k) Исследуют ли дети и взрослые возможности для того, чтобы покупать только товары, которые соответствуют их этическим принципам?
l) Обязуется ли школа придерживаться принципов справедливой торговли в закупках и осуществлении банковских операций?
m) Изучают ли дети вопрос о том, что происходит с кредитами и финансовой помощью, которая предоставляется экономически бедным странам?
n) Изучают ли дети, в какой степени отношения между странами основываются на ценностях равенства, участия и гуманности?
o) Изучают ли дети вопрос о том, какое значение имеет торговля оружием для их страны?
p) Есть ли у детей понимание того, каким образом деятельность корпораций, банков и правительств может положительно и отрицательно влиять на жизнь людей во всем мире?
q) Поддерживает ли школа связи с партнерской школой с учениками из экономически бедной страны?
r) Следит ли школа за тем, чтобы отношения со взрослыми и детьми с любой школой партнером основывались не на принципе благотворительности, а на принципах равенства, уважения и развития диалога?
s) Поддерживает ли школа связи со школой из другой местности в своей стране - городской или сельской?
А 1.9 Взрослые и дети с пониманием воспринимают различные проявления гендерной идентичности:
a) Признают ли взрослые и дети, что не каждый может думать о себе как о мужчине или женщине?
b) Размышляют ли члены коллектива о сложности своей собственной человеческой индивидуальности, определяемой по гендерным признакам?
c) Чувствуют ли себя члены коллектива способными дать детям свободу развивать свои гендерные особенности таким образом, который позволяет им чувствовать себя наиболее комфортно?
d) Узнают ли дети о том, что у лица может быть сильное осознание собственной гендерной принадлежности как мужчины или женщины, или как транссексуала, и учатся ли не связывать поведение человека, его способ выражения чувств, интересов и отношений с ее достижениями?
e) Обсуждают ли взрослые то, насколько стереотипными есть их собственные представления о гендерных ролях мужчин и женщинах, и как выражение таких отношений может сужать набор вариантов для выражения детьми их гендерной идентичности?
f) Избегают ли взрослые и дети заставлять других людей к формированию у них определенного стиля жизни и проявления себя как мальчика или девочки употреблением по ним стереотипных маркеров - например «девочка-сорванец»?
g) Приобщаются ли взрослые и дети к поиску путей уменьшения непропорционально высокой доли мальчиков, которых причисляют к категории так называемых «трудных», или к категории учащихся, которые сталкиваются с трудностями в обучении?
h) Есть ли у взрослых и детей соответствующий набор языковых средств для обсуждения вопросов по гендеру, гендерной неопределенности, периодической смены гендерного самосознания лицом себя как мужчины или женщины, мужественности и женственности?
i) Пользуются ли члены коллектива алфавитным списком детей в журналах вместо отдельных списков мальчиков и девочек?
j) Имеют дети возможность заниматься видами спорта, где совместно вовлечены девочки и мальчики, и посещать общие уроки физкультуры?
k) Взрослые и дети подвергают ли сомнению мысли о том, что мужчинам и женщинам предстоит выполнять различные роли в школе, в других сферах профессиональной деятельности, по уходу за детьми или в выполнении домашней работы?
l) Ценят ли усилия взрослых и детей, когда они заботятся о ком то, независимо от их пола?
m) Проводят ли члены коллектива информационно-разъяснительную работу среди людей разного пола, чтобы помочь им осознать, что роль отца / матери / опекуна в воспитании маленького ребенка часто является одним из важнейших дел и большим источником радости в жизни человека?
n) Существует ли понимание того, что для одних людей гендерная самоидентификация является более важным аспектом их индивидуальности, чем для других, и ее значение со временем может меняться так же, как изменяется значение религиозной или этнической принадлежности?
o) Поощряется ли назначения мужчин на различные должности с различными функциями в детских садах, начальных и средних учебных заведениях?
p) Пытается ли школа не поощрять стереотипные представления о манере одеваться, свойственную ребятам, в выборе моделей школьной формы?
q) Обсуждают ли члены коллектива и дети факторы культурного характера, побуждающие мужчин и женщин прикрывать или открывать те или иные части тела?
r) Поощряют ли детей надевать в школу такую одежду и обувь, в которой они могут свободно двигаться?
s) Объясняют ли детям, что не стоит считать один гендер важнее другого и так же не следует воспринимать одну форму (мужественности или женственности) как важнее другой?
A 1.10 Школа и местная община способствуют развитию друг друга.
a) Работает ли школа над тем, чтобы привлекать различные сообщества в местной общине - в том числе пожилых людей, людей с инвалидностью, владельцев местных магазинов и компаний, а также представителей различных этнических меньшинств?
b) Использует ли школа в своей деятельности различные знания и опыт представителей местной общины в учебном процессе?
c) Пишут ли в школьной газете о представителях местной общины, местные события и работу местных компаний?
d) Есть ли в школе календарь праздников и тематических дней или недель, которые проводятся совместно с местной общиной?
e) Местные сообщества участвуют на равных началах в жизни школы - независимо от своего социального класса, религиозной и этнической принадлежности?
f) Чувствуют ли представители местных сообществ, что школа является и их тоже, даже если в школе нет их детей?
g) Проводит ли школа музыкальные концерты, театральные постановки, танцевальные вечера и художественные выставки для людей из местной общины?
h) Организует ли школа отдельные занятия (например, искусства, языка, обучение грамотности и счета), если родители и члены местной общины проявляют такое пожелание?
i) Делает ли школа свой вклад в проведение мероприятий, которые организует местная община?
j) Известно ли школе о действующих планах развития местной общины, к реализации которых она может присоединиться?
k) Проводит ли школа консультации с представителями местной общины - в том числе членами местного совета, специалистами по делам молодежи, сотрудниками милиции, представителями местных благотворительных организаций - при планировании своей общественно полезной работы для общества?
l) Сотрудничает ли школа другими учреждениями в вопросах здравоохранения и предоставления социальных услуг для местного населения?
m) Пользуются ли представители местной общины ресурсами и помещениями школы (например, библиотекой, актовым залом и столовой) вместе с членами коллектива и детьми?
n) Закупает ли школа фрукты и овощи у местных фермеров для школьной столовой?
o) Группы в пределах местной общины рассматриваются как ресурс для работы школы?
p) Существует ли положительное восприятие школы среди членов местной общины?
q) Существует ли положительное восприятие местной общины в школе?
r) Поощряет ли школа заявления о трудоустройстве в школе от претендентов из местной общины?
s) Поддерживает ли школа проекты по благоустройству и сохранения местной среды, например, ручьев, рек и каналов?
t) Сотрудничает ли школа с другими над тем, чтобы поддерживать территорию своего микрорайона в чистоте и побудить местных жителей не мусорить и не выбрасывать на улицу разные вещи?
u) Проводит ли школа работу по высадке саженцев деревьев?
v) Помогает ли школа обустраивать зеленые площадки, проводя кампании по высадке деревьев, посев трав и цветов?
А 1.11 Члены коллектива связывают происходящее в школе, с жизнью детей дома.
a) Знают ли члены коллектива о разной культуре в семьях своих учеников и их семейных обстоятельствах?
b) Осознают ли члены коллектива то, что некоторые дети в школе могут чувствовать себя комфортнее других?
c) Понимают ли взрослые и дети, что людям может быть очень некомфортно, если их культуру и идентичность не уважают?
d) Следят ли взрослые за тем, чтобы все дети видели, что их особенности и их происхождение отражено в школе, в материалах и на стендах, а также в попытках связать их домашние знания с учебным процессом?
e) Осознают ли школы, для некоторых детей, по сравнению с их домом, школа может быть зоной безопасности?
f) Осознают ли взрослые то, что дома дети могут проявлять навыки и интересы, которые они не имеют возможности продемонстрировать в школе, - например, разговаривать, шутить, беспокоиться, управлять и организовывать, готовить, читать, считать, конструировать, производить, коллекционировать, выращивать растения?
g) Пытаются ли взрослые создать возможности для того, чтобы в процессе учебной деятельности и в отношениях в школе дети использовали все свои знания и навыки, которые они проявляют дома?
h) Осознают ли взрослые и дети, то, что чтобы узнать другого человека, нужно быть заинтересованным в том, чтобы начать диалог с ним, а не владеть подробными предварительными знаниями о его культуре или о его индивидуальной ситуации дома?
i) Выражают ли члены коллектива сомнения по поводу каких-либо тенденций сделать методы и формы учебной деятельности наиболее подходящими для детей, которые, по их мнению, происходят из той же среды, что и они?
j) Понимают ли члены коллектива, которые не проживают в этой местности, что местные дети и взрослые могут воспринимать их как гостей в этой общине?
k) Избегают ли члены коллектива заранее формировать свое мнение о повседневной жизни, вида деятельности и убеждений определенного ребенка на основе его происхождения?
l) Осознают ли взрослые и дети то, что любой человек, который уехала от своей семьи и / или друзей, может сталкиваться с определенными эмоциональными трудностями?
m) Осознают ли взрослые и дети, что люди, которые недавно прибыли в школу, - например, беженцы или беспризорные - могут чувствовать себя так, будто их «вырвали» из их обычной культурной среды и они чужды новым условиям?
n) Отражает ли культура школы разнообразие гендерных особенностей, социальных классов, национальностей, происхождения, родственных отношений и сексуальной ориентации среди детей, родителей / опекунов и членов коллектива?
o) Отмечаются ли значимые события в жизни детей таким образом, чтобы учитывать их культурные особенности?
p) Учитываются ли культурные нормы и личные пожелания относительно скромности в организации работы душевых и в занятиях по плаванию?
q) Все ли члены коллектива поощряют детей посещать кружки и события, которые работают или проходят по месту их проживания, даже если школа расположена не в их районе?
А 2.1 Школа развивает совместные инклюзивные ценности.
a) Все ли члены коллектива, представители совета школы, родители / опекуны и дети уделяют время для разговоров о ценностях, их последствия и действий, о собственных ценностях?
b) Рассматриваются ли ценности как таковые, проявляющиеся не через слова, а через действия?
c) Каждый в школе предан принципу равноценности всех людей и участия для всех?
d) Взрослые и дети выясняют и анализируют ценности, которые лежат в основе их работы и деятельности в школе?
e) Пытаются ли взрослые и дети выяснить то, что не все члены сообщества разделяют одни и те же ценности?
f) Понятно ли, что для того, чтобы честно выражать ценности, которые лежат в основе собственных действий, нужна практика и доверие?
g) Понятно ли, что согласие относительно ценностей обычно частично, поскольку взгляды - например, относительно участия и равенства - могут раскрываться в процессе более глубокого обсуждения?
h) Существует ли согласие среди работников школы, детей, родителей / опекунов и членов совета школы по системе ценностей, на основе которых можно планировать и разрабатывать действия в пределах школы?
i) Используется ли согласованная система ценностей для противодействия факторам, которые существуют вне школы и побуждающие действовать на основе других ценностей?
j) Анализируется ли членами коллектива собственные практики в свете своих согласованных ценностей и предлагают ли изменения там, где практики основываются на ценностях, которых они не принимают?
k) Существует ли понимание того, что внедрение может требовать маневрирования между противоположными интересами - например, когда участию одного ребенка мешает участие другого?
l) Привлекают ли взрослые и дети внимание к действиям в школе и вне ее, которые не соответствуют согласованной системе ценностей?
m) Соответствуют ли методы внедрения изменений в школе согласованной системе ценностей?
n) Осуществляется ли обсуждение ценностей, которое касается не только их названия, а и их сложного значение?
o) Сочетают ли члены коллектива и дети любую обобщенное заявление о ценности школы с более глубоким пониманием этих ценностей?
p) Исследуется ли ограниченность представлений о национальных, глобальных или европейских ценностях?
q) Популяризирует ли школа свои ценности и поощряет ли других к взаимодействию с членами коллектива и детьми на основе ценностей, согласованных в школе?
r) Касается ли согласованная система ценностей одинаково взрослых и детей?
s) Признается ли, что все мы усердно работаем над тем, чтобы действовать в соответствии с нашими ценностями?
t) Существует ли понимание того, что у людей, которые не исповедуют никакой религии, может быть устойчивая система ценностей, такая же, как и у последователей разных религий?
u) Существует ли понимание того, что исповедание определенной религии или наличие определенной политической позиции не гарантирует инклюзивных ценностей?
v) Соотносят ли люди то, каким образом они действуют / ведут себя за пределами школы, с тем, как они действуют / ведут себя в школе?
w) Существует ли понимание того, что некоторые ценности - в частности одинаково заботиться о всех и лелеять надежду на благополучное будущее - проявляются как аспекты профессиональных обязанностей членов коллектива?
А 2.2 Школа поощряет уважение ко всем правам человека.
a) Прививает ли школа убежденность в том, что каждый имеет права и что все равны в своих правах?
b) Помогает ли отношение взрослых и детей друг к другу воспитывать уважение к правам?
c) Существует ли понимание того, что понятие прав предполагает наличие общего набора ценностей относительно равенства, сострадания и уважения к разнообразию?
d) Существует ли осознание того, что права человека могут ограничиваться только там, где их реализация напрямую нарушает права другого лица?
e) Берется во внимание то, что ограничение прав определенного лица, чьи действия мы не одобряем (например, в отношении права заключенных голосовать на выборах), умаляет уважение прав для каждого?
f) Считают ли взрослые и дети, преданность правам проявлением одинаковой оценки каждого, независимо от его или ее происхождения, условий жизни, убеждений или идентичности?
g) Понимают ли под базовыми правами права на обеспечение питанием, одеждой, жильем, правом на уход, образование, безопасность, свободное выражение мнений, оплачиваемый труд, участие в процессе принятия решений и уважение к собственной идентичности и достоинства?
h) Изучают ли дети историю рабства и то, до какой степени оно продолжает существовать в их собственной стране и во всем мире?
i) Изучают ли дети современные и прошлые кампании за права человека в своей стране и во всем мире?
j) Узнают ли дети о том, каким образом они могут сделать собственный вклад в кампанию за права человека?
k) Сочетает ли школа национальное и глобальное правосудия с идеей прав?
l) Изучают ли дети то, как изменился бы мир, если бы в нем было меньше несправедливости?
m) Сочетается ли понятие прав с идеей глобальной гражданственности?
n) Существует ли понимание того, что различные виды неравенства в обществе лишают людей возможности реализовать свои права?
o) Существует ли понимание того, что права часто остаются непризнанными?
p) Исследуется ли в школе то, насколько распространены случаи голода и заболеваний, которые можно предотвратить?
q) Узнают ли дети о документах в области прав человека, в частности о Всеобщую декларацию прав человека и Конвенцию о правах ребенка?
r) Думают ли взрослые и дети о том, до какой степени можно улучшить содержание документов о правах человека?
s) Рассматривают ли взрослые и дети то, как поддержка прав человека интегрирована в национальное законодательство?
t) Знают ли дети о нарушении прав человека в своей собственной стране и в других странах, даже если эти страны подписали документы о правах человека и их правительства однозначно их утвердили?
u) Существует ли понимание того, что все дети имеют право посещать свою местную школу или одну из своих местных школ?
v) Заступаются ли дети и взрослые за других, с которыми в школе поступают несправедливо?
w) Находят ли дети и взрослые способы заступаться за тех, с кем поступают несправедливо на национальном и международном уровне?
x) Используется ли принцип важности прав для отрицания различных видов неравенства и предубеждений - например, дискриминации женщин, дискриминации по социальному или экономическому статусу, расизма, дискриминации людей с инвалидностью, гомофобии и трансфобии?
y) Помогает ли школьный совет поощрять соблюдение Конвенции о правах ребенка?
А 2.3 Школа поощряет уважать целостность планеты Земля.
a) Признают ли взрослые и дети права той части природы, которая не принадлежит к человеческому роду, - как живой, так и неживой?
b) Исследуют ли взрослые и дети значение экологической устойчивости, преемственности функционирования видов, экосистем и ландшафтов, а также отсутствия их нарушения?
c) Размышляют ли взрослые и дети над Всеобщей декларацией о правах Матери Земли?
d) Думают ли взрослые и дети о том, как они зависят от благополучия планеты?
e) Берут ли взрослые и дети на себя обязанность проявлять заботу о морях и земле на планете?
f) Думают ли взрослые и дети над тезисом, что земля существует для того, чтобы люди ее эксплуатировали и подчиняли своей воле?
g) Думают ли взрослые и дети над тезисом, что люди должны жить в гармонии с Землей среди других видов и природных формаций планеты?
h) Имеют ли взрослые и дети собственную точку зрения на свои отношения с планетой?
i) Обсуждают ли взрослые и дети тезис, что экономику и доходы нужно развивать только в той степени, в которой они поддерживают здоровье планеты?
j) Задумываются ли взрослые и дети о том, что если бы каждый человек потреблял столько же, сколько потребляют жители богатых стран, то для выживания человечества понадобилось бы несколько планет?
k) Задумываются ли взрослые и дети о том, что кроме некоторых ресурсов планеты, являются исчерпывающими, также существуют образование, культура, музыка, игры, информация, дружба и любовь, которые не заканчиваются никогда?
l) Задумываются ли взрослые и дети над мыслью о том, что поведение, которое приводит к загрязнению окружающей среды, чрезмерной застройки и ставит под угрозу дальнейшее существование жизни, нужно отнести к категории международных преступлений?
m) Думают ли взрослые и дети о возможности признания преступлением загрязнения почвы и воды - независимо от того, можно ли доказать, что оно действительно вредит человеку?
n) Задумываются ли взрослые и дети о том, кто может владеть землей, морями, реками и озерами на планете?
o) Думают ли взрослые и дети об исторических правах на пользование земель коренных народов, у которых не было официальных документов о праве собственности?
p) Думают ли взрослые и дети о последствиях потери доступа к общинным землям, которыми граждане пользуются совместно в своей собственной стране и в других странах?
q) Думают ли взрослые и дети о том, кто владеет воздухом и водой и заявляют о своем владения ими?
r) Думают ли взрослые и дети о том, как люди могут бороться с загрязнением окружающей среды и что будет, если они этого не будут делать?
s) Рассматривают взрослые и дети то, к чему приведет готовность каждого поколения передать следующим поколениям процветающую планету?
t) Обсуждают ли преступления против будущих поколений, которые ставят под угрозу их здоровье, выживание и безопасность, наносят серьезный ущерб окружающей среде, приводят к истощению ресурсов, вырубки лесов и создают угрозу для выживания других видов и экосистем?
u) Рассматривают взрослые и дети экологическую задолженность перед планетой и будущими поколениями, которую накопили современные поколения и которую им нужно возместить?
v) Признают ли взрослые и дети, что больший долг перед планетой имеют те, кто потребляет больше всего?
w) Думают ли взрослые и дети о том, как небольшое дополнительное загрязнение земли, морей и воздуха может иметь непропорциональные последствия - например, последняя песчинка на вершине песчаной пирамиды, небольшой костер в лесу
A 2.4 Инклюзия рассматривается как повышение уровня участия для всех.
a) Понимают ли инклюзию как бесконечный процесс повышения уровня участия для всех?
b) Понимают ли в качестве выходящего за пределы жизни и обучения в сотрудничестве и идентичности друг друга?
c) Понимают ли инклюзию как принципиальный подход к развитию всех аспектов жизнедеятельности школы, а также образования общества в более широком масштабе?
d) Понимают ли инклюзию как модель, которая помогает наметить возможные пути развития школ, семей, сред и широкого общества с тем, чтобы содействовать участию и поддерживать ее, так же, как поощряют участие индивидуальных лиц?
e) Рассматривают инклюзию как модель, которая касается участия взрослых и детей?
f) Касается инклюзия всех, а не только детей с нарушениями развития или тех, которых относят к категории «детей с особыми образовательными потребностями»?
g) Избегают все ли члены коллектива рассматривать барьеры для обучения и участия как вызванные инвалидностью и / или нарушениями развития детей?
h) Существует ли понимание того, что любой может столкнуться с барьерами для обучения и участия?
i) Существует ли понимание того, что в разных контекстах разные люди будут сталкиваться с барьерами для обучения и участия?
j) Считается ли, что барьеры для обучения и участия могут возникать в процессе взаимодействия со всеми аспектами жизнедеятельности школы: ее культурой, политикой, зданиями, организацией образовательного пространства?
k) Считается ли, что барьеры для обучения и участия обусловлены национальной политикой, местной и национальной культурой и ценностями, а также другими факторами, существующими вне школы?
l) Подвергаются ли критическому анализу установки относительно ограничений в доступе и участии некоторых категорий детей и взрослых, в частности, что дети с тяжелыми или комплексными нарушениями развития не могут быть частью школьного сообщества?
m) Понимают ли «инклюзивную школу» как «движение в направлении инклюзии», а не конечный пункт назначения?
n) Существует ли понимание того, что повышение уровня инклюзии требует борьбы с исключением и дискриминацией?
o) Понимают ли инклюзию как процесс, который может начинаться в классе, на игровой площадке, в учительской, и не заканчиваться тем, что ребенок или взрослый человек уходит из школы?
p) Признают ли факторы, ведущие к исключению, как такие, которые имеются всегда и которым всегда необходимо противодействовать?
q) Делают ли акцент на понимании ценности различий, вместо соответствия единому стандарту «Нормальности»?
r) Ценят ли разнообразие и считают ее не проблемой, а ресурсом для обучения?
s) Существует ли общая решимость уменьшать до минимума неравенство возможностей в школе?
А 2.5 Всем ли детям предъявляют высокие ожидания.
a) Каждый ли взрослый человек и ребенок чувствует, что в школе можно достичь своего наивысшего уровня?
b) Все ли дети и взрослые понимают, что нет предела того, чего они могут достичь?
c) Признают ли члены коллектива те усилия, которые необходимо прилагать для искоренения любых низких ожиданий в отношении детей - в том числе живущих в бедности, детей, находящихся в системе государственной опеки, детей из изучающих английский как второй язык, и детей, которые относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями?
d) Избегают ли члены коллектива поручать обязанности по обучению детей, которые сталкиваются с наибольшими барьерами для обучения и участия, менее квалифицированным и менее опытным работникам?
e) Понимают ли взрослые и дети, насколько больше они достигают, когда чувствуют, что их ценят за то, что они делают, и то, какие они есть?
f) Гордятся взрослые и дети своими достижениями?
g) Избегают ли члены коллектива внушать чувство безысходности у детей и их семей, воспринимая детей как отстающих от «нормального развития»?
h) Ценят ли достижения детей сами по себе, а не в сравнении с достижениями других?
i) Осознают ли члены коллектива то, что когда дети считают себя «ни на что не способными» в определенной предметной области, то преодолевать эту установку нужно будет всю жизнь?
j) Избегают ли члены коллектива сравнивать достижения ребенка с достижениями ее брата или сестры, или соседского ребенка?
k) Пытаются ли члены коллектива, и дети возражать против негативных мыслей, считают ли уроки сложными, и убеждают ли их в обратном?
l) Избегают ли члены коллектива навешивать на детей ярлыки более или менее способных, исходя из их актуального уровня достижений?
m) Пытаются ли члены коллектива и дети не использовать унизительные ярлыки для характеристики низких достижений?
n) Борются члены коллектива и дети с негативными взглядами и использованием унизительных кличек для характеристики детей, проявляют любознательность, имеют высокую мотивацию и демонстрируют высокие результаты в процессе работы на уроках?
o) Избегают ли члены коллектива создавать слой детей, которых считают такими, которые имеют
«особые образовательные потребности» и у них ограничен «потенциал»?
p) Избегают ли члены коллектива создавать слой детей, которых считают «талантливыми и одаренными» и такими, которые имеют больший «потенциал», чем другие?
q) Способствуют ли члены коллектива распространению мнения о том, что у каждого есть способности и таланты?
r) Допускают ли детей для сдачи государственных экзаменов, когда они к ним готовы, а не по достижению определенного возраста?
s) Делаются ли попытки для того, чтобы помочь детям избавиться от страха «провалиться» во время экзаменов?
А 2.6 Всех ли детей ценят одинаково.
a) Считается ли многообразие происхождения взрослых и детей позитивным вкладом в жизнь школы и общества?
b) Считается ли, что региональные и местные акценты и диалекты обогащают школу и общество?
c) Отражена ли готовность школы ценить язык всех детей в предлагаемых видах учебной деятельности, кружковых занятиях и при проведении экзаменов?
d) Пытаются ли взрослые не иметь любимцев и отгонять любые чувства неприязни к определенным детям?
e) Поощряется ли обучение тихих детей так же, как тех, кого на уроке можно услышать чаще?
f) Пытаются ли взрослые не демонизировать определенных людей в рассказах об их подвигах негативного характера?
g) Учитывают ли члены коллектива семейные обстоятельства каждого ребенка, пытаясь деликатно обсуждать празднования Дня матери или Дня отца?
h) Имеют ли дети возможность быть отмеченными на школьных собраниях, участвовать в музыкальных концертах, театральных и танцевальных постановках?
i) Признают ли и учитывают различия в структуре семей?
j) Пытаются ли члены коллектива не считать детей из среднего класса более ценными для школы, чем детей из рабочих семей?
k) Пытаются ли члены коллектива не использовать разные уровни учебной программы или академические результаты по итогам государственных экзаменов как способ дать возможность некоторым детям почувствовать себя более ценными, а другим - менее ценными?
l) Ценят ли в школе геев, лесбиянок, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов и представлены ли они в куррикулуме?
m) Пытаются ли члены коллектива не считать одну религию более важной других?
n) Рады ли в школе детям, работникам и родителям / опекунам с нарушениями развития так же, как к тем, кто их не имеет?
o) Существует ли столько же возможностей для того, чтобы отмечать усилия детей с низкими академическими показателями - так же, как и тех, кто имеет более высокие показатели, в том числе детей, которые хорошо сдают экзамены?
p) Отражены ли успехи всех детей в отчетности об учебных достижениях в школе и вне ее?
q) Демонстрируют ли работы всех детей в школе и в классах?
r) Все ли дети заканчивают среднюю школу с признанным документом об аттестации?
s) Одинаково ли поддерживаются и отмечаются достижения всех детей, независимо от пола?
t) Пытаются ли члены коллектива не создавать иерархии детей, противопоставляя учеников общеобразовательной школы ученикам с особыми образовательными потребностями или ученикам с инвалидностью?
А 2.7 Школа борется со всеми формами дискриминации.
a) Признают ли в школе то, что каждый впитывает в себя предубеждения против других и выявление и уменьшение этих предубеждений требует определенных усилий?
b) Анализируют ли взрослые свои собственные отношения к разнообразию и проявляют ли собственные предубеждения для того, чтобы лучше помогать детям проявлять и уменьшать свои?
c) Проявляют ли взрослые и дети попытки дискриминации, которые необходимо искоренять?
d) Существует ли понимание того, что в основе всей дискриминации лежит нетерпимость к различиям и злоупотребление властью?
e) Обращают ли внимание на то, каким образом общую нетерпимость к различиям определенное лицо может испытывать на себе как дискриминацию по социальному или экономическому признаку, сексизму, дискриминацию по признаку инвалидности, расизму, гомофобии, трансфобии?
f) Признают ли, что институциональная дискриминация может быть обусловлена культурой и политикой, которые обесценивают идентичность определенных групп людей или дискриминируют их другим образом?
g) Признают ли, что культура, в которой уважение к разнообразию становится общей ценностью, - это лучший способ предотвратить дискриминации и уменьшать ее?
h) Учитываются ли правовые требования по уменьшению различных форм, связанных с этнической принадлежностью, инвалидностью, половой принадлежностью, сексуальной ориентации, сексуальной идентичностью, религиозной принадлежности, убеждений и возрасту при составлении и внедрении комплексных планов преодоления всех форм дискриминации?
i) Признается ли обесценивание людей из-за их избыточного веса как формы дискриминации и есть ли противодействие этому?
j) Избегают ли члены коллектива намеков на то, что существует единая национальная идентичность как способ быть в школе?
k) Избегают ли члены коллектива давать стереотипные роли детям в школьных постановках - например, в соответствии с цветом волос, цвета кожи или пола?
l) Существует ли признание того, что знания о нарушении развития имеют лишь ограниченное значение в планировании учебного процесса?
m) Борются ли члены коллектива со стереотипными отношениями к людям с нарушениями развития, когда их описывают, например, как объекты жалости или героев, которые мужественно противостоят тяжелым жизненным обстоятельствам?
n) Существует ли понимание того, что инвалидность может возникать не только в процессе взаимодействия людей с нарушениями развития и их среды, но также может быть полностью вызвана дискриминационными отношениями и институциональными барьерами?
o) Считается ли, что любое исключение детей с тяжелыми нарушениями развития из школы свидетельствует скорее об ограничениях на уровне культуры, отношений и политики, чем о практических трудностях?
p) Избегают ли дети использовать прозвища, отражающие расистские, сексистские, гомофобные отношения, дискриминацию по признаку инвалидности или другие формы дискриминации?
q) Избегает ли школа применять фильтрующие системы, которые несправедливо ограничивают доступ к веб-сайтам - например, тех, где речь идет о жизни лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и транссексуалов?
А 2.8 Школа пропагандирует ненасильственные способы взаимодействия и урегулирования споров.
a) Понимают ли гуманность как добровольное взаимодействие и отсутствие физического конфликта?
b) Регулируются ли споры в школе через диалог вместо принуждения, основанный на различиях субъективного статуса и физической силы?
c) Моделируют ли взрослые добровольное взаимодействие?
d) Учатся ли люди реагировать на возражения своих идей и мыслей таким образом, чтобы побудить к рефлексии о том, что следует думать и делать иначе?
e) Овладевает ли каждый навыками ведения переговоров, урегулирования конфликтов и разрешения споров с помощью посредничества?
f) Понимают ли жестокое обращение, дискриминацию, запугивание и травлю как формы насилия?
g) Понимают ли, что сотрудничать легче, когда люди чувствуют себя в безопасности, будучи такими, как они есть?
h) Модерируются ли дискуссии с тем расчетом, чтобы в них не доминировало определенное лицо, группа или пол?
i) Помогают ли тем, кто часто испытывает чрезмерный гнев, найти другие способы его выражения?
j) Направляют ли детей на занятия по боевым искусствам и кружки как способ формирования уверенности без агрессии?
k) Помогают ли люди друг другу делать свой вклад в духе уважения к вкладу других?
l) Думают ли люди о том, как их чувства по отношению к другим влияют на взаимодействие с ними?
m) Используют ли дети поэзию, литературу, музыку, театральное искусство и искусство кукольного театра, чтобы лучше понять чувства?
n) Узнают ли дети о том, как жажда мести влияет на продолжение индивидуальных и международных конфликтов?
o) Обсуждают ли дети и взрослые вопрос о том, какие ограничения являются приемлемыми в изображении насилия (в том числе унизительных отношений между полами) в фильмах и компьютерных играх?
p) Подчеркивает ли школа приоритетность своих социальных задач над академическими?
q) Избегает ли школа относиться к детям как к условной группе, где прежде всего должны продемонстрировать хорошие учебные результаты?
r) Изучают ли с детьми причины возникновения конфликтов из-за территории, идентичности, ресурсов и нетерпимости к различиям и то, как их можно сглаживать мирными средствами?
s) Учатся ли дети подвергать сомнению необходимость доминирования одного пола над другим?
t) Рассматривают ли дети проблему насилия между полами и размышляют ли о том, как остановить такие виды насилия?
u) Исследуется ли вопрос о том, как некоторые мужские модели поведения поощряют насилие, направленное на мужчин и женщин?
v) Понимают ли то, каким образом мужчины и женщины могут способствовать формированию агрессивных качеств у детей?
w) Исследуют ли дети вопрос о том, что они выигрывают и теряют, когда вступают в хулиганские группировки, и каким образом можно избегать насилия между такими группировками в школе и за ее пределами?
x) Помогают ли детям находить такие виды занятий вне школы, которые уменьшали бы риск любого привлечения к насилию между хулиганскими группировками?
y) Помогают ли детям избегать ношения ножей и другого оружия?
z) Считают ли, что насилие, когда оно внутренне направлено, может приводить к депрессии?
А 2.9 Школа поощряет детей и взрослых положительно относиться к самим себе.
a) Поощряет ли школа взрослых и детей получать удовольствие от учебы и отношений?
b) Помогает ли школа детям и взрослым избавляться доминирования идей о нормальности?
c) Усваивают ли дети, что чувствовать себя иным, чем остальные, - это обычно и хорошо?
d) Избегают ли дети и взрослые переоценки значения худобы?
e) Помогают ли взрослые и дети разрушать стереотипные представления о красоте, которые существуют в средствах массовой информации и в их собственной культуре?
f) Чувствуют ли взрослые и дети разное происхождение, национальность, пол и разные мировоззрения, имеющиеся в школе?
g) Считают ли взрослые и дети, что выражать различия относительно идентичности и взглядов - это хорошо?
h) Поощряет ли школа понимание личного благополучия, которое связывается с положительным восприятием других в школе, в ее сообществах и во всем мире?
i) Поощряет ли школа понимание личного благополучия, которое связано с улучшением состояния окружающей среды и с целостностью планеты?
j) Прилагаются ли усилия для того, чтобы у каждого в школе были друзья?
k) Узнают ли дети о хороших отношениях с того, как люди относятся друг к другу в школе?
l) Пытается ли школа поднимать самооценку детей и взрослых, испытывающих трудности?
m) Признают ли взрослые и дети, что снижение самооценки может привести к снижению уровня успешности и усиление жестокого обращения (травле)?
n) Понимают ли взрослые и дети, что внешность и лицо или то, как о нем говорят, может не отражать того гендера, которым он себя чувствует?
o) Известно ли членам коллектива о том, что пользование помещениями и удобствами, предназначенные отдельно для мужчин и женщин, может быть источником значительного эмоционального дискомфорта для некоторых детей, находящихся трансгендерами или транссексуалами?
p) Понимают ли взрослые и дети, что рост и пубертатный период могут быть причиной стресса для восприятия некоторыми людьми своего пола?
q) Есть ли достаточно просторные, чистые и безопасные места, где взрослые и дети могут ухаживать за собой в период менструации?
r) Понимают ли дети и взрослые стресс, который испытывают некоторые люди в связи с менструацией?
s) Избегают ли длинных путешествий для детей с нарушениями развития в школу и домой, отстаивая мнение о том, что дети и молодые люди имеют право посещать школу по месту жительства?
t) Обеспечивается ли помощь (для парней так же, как и для девушек), связанная со школьной беременностью?
u) Все ли члены коллектива и дети деликатно обсуждают вопросы, связанные с тяжелой утратой, - чтобы они знали, как поддерживать друг друга, если в школе умирает ребенок или взрослый человек?
v) Осознают ли то, что смерть друга, члена семьи или другого значимого лица влияет на человека, и может длиться много лет и усиливаться в определенное время - например, во время празднования годовщины?
А 2.10 Школа прилагает усилия для укрепления здоровья детей и взрослых:
a) Думают ли взрослые и дети о влиянии на здоровье окружающей среды, приятных занятий, дружбы, отсутствия стресса, хорошего питания и хорошей физической формы?
b) Избегают ли взрослые и дети считать людей нездоровыми или больными, так как эти люди выглядят не такими, как обычно?
c) Определяются ли барьеры для здорового образа жизни в школе и в местной общине?
d) Существуют ли четкие процедуры для распространения лекарств и контроля их употребления детьми?
e) Получают ли взрослые и дети подготовку по оказанию первой помощи, знают ли, как реагировать на кризисные ситуации, связанные со здоровьем - например, при диабете или эпилепсии?
f) Есть ли тихое отдельное место, куда при необходимости могут пойти дети и взрослые, когда чувствуют слишком большую нагрузку и потребность с кем-то поговорить?
g) Считают ли, что причиной стресса и гнева могут быть сложные обстоятельства, в которых находятся некоторые дети
h) Создаются ли возможности для того, чтобы дети могли медитировать и узнавать о медитации?
i) Обеспечивается ли психологическое сопровождение для тех, кто длительное время находится в стрессовой ситуации или регулярно испытывает злость?
j) Есть ли комната для оказания медицинской помощи, ухода или регулярной физиотерапии?
k) Обеспечивается ли вода для питья в достаточном количестве?
l) Соблюдаются ли работниками, детьми и семьями полезного для здоровья рациона питания в школе и дома?
m) Обеспечиваются ли возможности для того, чтобы люди могли обсуждать свои проблемы со здоровьем, например, переедание под влиянием негативных эмоций?
n) Помогают ли детям сопротивляться давлению производителей, которые поощряют такие продукты питания, ведущих к ухудшению состояния здоровья?
o) Поощряется ли физическая активность как источник удовольствия и пользы для здоровья?
p) Дети регулярно участвуют в учебной деятельности за пределами класса, в том числе и на открытом воздухе?
q) Побуждают ли игры и уроки физкультуры всех к спортивной активности и помогают ли они всем поддерживать хорошую физическую форму - в том числе с помощью занятий спортом, танцами, аэробикой, боевыми искусствами, йоги?
r) Поощряют ли детей и взрослых двигаться ежедневно и получать удовольствие от пешей ходьбы или езды на велосипеде по дороге в школу?
s) Везде ли дети чувствуют себя в безопасности на территории школы?
t) Уравновешиваются ли правила соблюдения безопасности с поощрением детской любознательности?
u) Оцениваются ли и нейтрализуются возможные угрозы во время путешествия в школу и домой?
v) Паркуются ли родители на достаточном расстоянии от школы, когда привозят и забирают детей?
w) Проходит ли регулярная проверка безопасности школьного транспорта?
x) Проводятся ли занятия по правилам безопасного пользования велосипедом?
y) Надевают ли взрослые и дети шлемы, когда едут в школу на велосипеде?
z) Учатся ли дети избегать опасностей во время общения в виртуальных социальных сетях и использования других Интернет-сайтов?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)