Появление идеологии инклюзивного образования
Появление идеологии инклюзивного образования логично обусловлено необходимостью перехода современного общества к более совершенной системе организации обучения - создание единого образовательного пространства. Наиболее существенными для этого являются два положения. Во-первых, за каждым ребенком, который имеет какие-либо проблемы в обучении (следовательно, особые образовательные потребности), признано право на инклюзивное обучение. Международные документы, принятые по этому вопросу, объясняют особые образовательные потребности шире: их признают не только за детьми с различного рода нарушениями психофизического развития, с инвалидностью, с соматическими заболеваниями, но и за теми, для кого язык обучения не является родным, педагогически заброшенных, детей мигрантов, а также одаренных. К этой категории может быть включен ребенок, носящий очки. Во-вторых, сама философия инклюзивного образования исключает любую стигматизацию и дискриминацию ребенка с особыми образовательными потребностями. Важно и то, что эти положения не просто задекларированы, но имеют образцы практического воплощения, начиная с диагностики (оценки индивидуальных потребностей ребенка) и заканчивая разработкой индивидуального учебного плана, программы и практической их реализацией, дополнительными часами для коррекционной работы, кадровым обеспечением.
Понятно, что в каждой стране есть свои отличия в переходе от специальной школы к инклюзивному обучению детей с особыми образовательными потребностями. Будут они и у нас, особенно связанные с необходимостью сохранить достижения отечественной специальной педагогики и психологии, воплощенные в подходах к психолого-педагогической диагностике, специальным программам, методике обучения. Однако признание права каждого ребенка с трудностями в обучении на получение помощи в системе инклюзивного обучения и последовательное преодоление стигматизации являются исходными и определяющими положениями.
Соблюдение этих положений позволяет увидеть нонсенс там, где рядом с ребенком со значительными нарушениями познавательной деятельности, который учится в общеобразовательном классе инклюзивного типа и получает целый пакет услуг, другой ученик устойчиво не успевает, но остается без всякой помощи. Чтобы избежать такой ситуации, очень реальной при небрежном внедрении инклюзивного обучения, нужно приложить немало усилий.
Прежде всего, необходимо усовершенствование психолого-педагогической диагностики так, чтобы каждый ребенок с проблемами в обучении мог ей воспользоваться.
Сегодняшнее обследование ребенка школьным психологом является недостаточным не только потому, что не влечет за собой действенные меры для оказания ему помощи, но и потому, что психолог не может выполнить функции всех специалистов, которые необходимы для настоящего изучения его состояния. Зато школьный психолог имеет возможность для длительного наблюдения ребенка, изучения условий его воспитания и обучения, а не только специального обследования, и дает ценную информацию в виде развернутой психолого-педагогической характеристики для обоснованного окончательного заключения и рекомендаций, которые являются прерогативой консультации.
Именно из-за этажной диагностики, которая при отсутствии школьной психологической службы осуществлялась даже педагогом, не дали положительных результатов классы выравнивания, а позже - классы повышенного индивидуального внимания в системе дифференцированного обучения. Диагностика легких нарушений познавательной деятельности не является легкой, упрощенной диагностикой. Напротив, чем легче нарушение, тем большей виртуозности требует его обнаружение от специалиста. Поэтому каждый ребенок с трудностями в обучении должен быть обследован психолого-медико-педагогической консультацией, где есть все необходимые специалисты. Для этого и сама консультация нуждается в обновлении и усовершенствовании своих диагностических функций.
Деятельность психолого-медико-педагогической консультации отражает качество организации в обществе системы помощи детям с особыми образовательными потребностями. В условиях существования специальной школы она получает общественный заказ выявить такие нарушения психофизического развития детей, которые являются показанием для специального обучения. Соответственно на обследование, преимущественно по настоянию общеобразовательной школы и с вынужденного согласия родителей, приходили дети не с легкими состояниями. Такие состояния давали все основания для медицинского диагноза. Если учесть, что и практических психологов в нашей стране до недавнего времени не было, то превалировал диагноз медицинский, хотя он и не прямо отвечал задачам специального обучения и воспитания. В этих обстоятельствах в подавляющем большинстве случаев ребенок выходил из консультации с медицинским диагнозом и неизбежной перспективой учиться в специальной школе-интернате, потому что никакой альтернативы общество предложить не могло. Все это жестко стигматизировало детей, разрушало систему семейного воспитания. Понятно, что посещение консультации пугало родителей, ее пытались избежать.
Выполняя социальный заказ, психолого-медико-педагогические консультации чутко реагируют на изменения в обществе. Внедрение инклюзивного обучения, появление альтернативы школе-интернату - все это сразу отразилось на их функционировании. Сегодня они превращаются в независимых экспертов, основная задача которых - психолого-педагогическое изучение ребенка и определение особенностей его образовательных потребностей и условий их реализации. Функции консультаций значительно расширились: они готовы консультировать родителей по вопросам работы над развитием ребенка, пропагандировать среди общественности знания о значении своевременного выявления и коррекции нарушений в развитии детей для успешной адаптации их в обществе. Однако о преодолении предвзятого отношения к консультации можно будет говорить тогда, когда родители поверят в реальность ее помощи и по поводу каких-либо трудностей в обучении ребенка сами начнут искать путь к ней. Но это наступит не раньше, чем в общеобразовательной школе создадутся приемлемые для родителей условия эффективной коррекции трудностей в обучении детей.
Создание в школе всех необходимых условий для оказания помощи в обучении всем детям с особыми образовательными потребностями является основной задачей, от решения которой зависят позитивные изменения в отношении общества к инклюзивному образованию.
Сегодня представление об инклюзивном обучении связывается с детьми, которые до сих пор составляли контингент специальной школы, нарушения психофизического развития которых нельзя назвать легкими. Это самая сложная для инклюзии часть детей с особыми образовательными потребностями. Здесь неизбежны и разочарование и внесение корректив в формы организации обучения этих детей. Чем более специфичные образовательные потребности ребенка (например, у ребенка с умеренной умственной отсталостью), тем больше он нуждается в специальной коррекционно-развивающей работе в отдельной группе вне общеобразовательного класса, который он будет посещать по мере необходимости. Зато дети с более легкими нарушениями познавательной деятельности, которые сегодня остаются вне специальной школы, все больше будут нуждаться в помощи на основе инклюзивного образования.
Опыт других стран постсоветского пространства свидетельствует о том, что у них к инклюзивному обучению привлекается более широкий контингент, чем тот, который раньше охватывался специальным образованием.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)