Подготовка лиц с недостатками психического и физического развития
Существующая в советское время система учебных заведений, в которых осуществлялась профессиональная подготовка лиц с недостатками психического и физического развития, полностью разрушена. Отсутствуют группы по профессиональной подготовке лиц с различными нозологиями в профессиональных училищах.
Причины, которые препятствуют положительному решению проблемы на практике:
- отсутствие мотивации администрации учебных заведений к открытию групп профессиональной подготовки молодежи с психофизическими нарушениями;
- недостаточность знаний у преподавателей профессиональных училищ относительно потенциальных возможностей и специфики педагогической работы с лицами с психофизическими нарушениями;
- не владение педагогами и мастерами производственного обучения специальным методикам обучения этой категории людей и др. Это и обусловило кризисное состояние практики.
В то же время, выпускники школ-интернатов для детей с недостатками слуха раньше имели возможность продолжать образование и получать соответствующую специальность в целом ряде профессиональных училищ и высших учебных заведений, где были созданы специальные группы для этой категории молодежи. На сегодняшний день сеть таких заведений заметно сократилась.
В большинстве случаев одним из факторов, который повлиял на сокращение сети профессионально-учебных заведений, которые открывали группы для обучения глухих детей, были бытовые и финансовые трудности населения. Эти трудности усложняли условия проживания выпускников школ-интернатов для глухих и слабослышащих во время их профессиональной подготовки в учреждениях. Поэтому большинство из выпускников были вынуждены отказываться от продолжения обучения, а значит, попадали на рынок труда как неквалифицированные работники.
В период экономической нестабильности и разрушения системы профессиональных училищ, в которых подростки с психофизическими нарушениями могли продолжить обучение и получить будущую профессию, администрация специальных школ была вынуждена на эмпирическом уровне отыскивать пути для решения проблем практики. Начали образовываться новые объединения учебных заведений, стратегической целью которых стало преодоление негативных явлений, которые существовали в то время в практике подготовки молодежи с психофизическими нарушениями в профессионально трудовой деятельности. Специальные учебные заведения свои усилия по профессиональной подготовке учащихся начали объединять с учебными заведениями I - II уровня аккредитации, в частности училищами, которые были территориально приближены к учебным заведениям.
В последнее время поиски новых путей профессиональной подготовки лиц с сенсорными и интеллектуальными нарушениями осуществляются не только на уровне региона. На государственном уровне происходят поиски новых форм профессиональной подготовки еще одной особой категории детей. Был проведен эксперимент, целью которого была разработка и апробация модели профильного обучения умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, с сельскохозяйственным направлением на базе учреждения нового типа – учебно-воспитательного комплекса, как условия оптимальной профессиональной самореализации таких детей, интеграции их в общество.
Результатом этого эксперимента стало определение современной модели профильного обучения молодежи с особыми потребностями.
Проблема профессионально-трудовой подготовки лиц с психофизическими нарушениями остается актуальной и по сей день. Качественная профессионально-трудовая подготовка в дальнейшем позволит при трудоустройстве выпускникам с недостатками слуха конкурировать с потенциальными претендентами на рабочее место, не имеющими отклонений в здоровье. Итак, поиски, которые осуществляют педагогические коллективы учебных заведений I - II уровней аккредитации в направлении решения проблемы качественной профессионально-трудовой подготовки лиц с психофизическими нарушениями - это еще один из вариантов решения сложившейся проблемы на практике.
Ситуация, которая возникла в результате экономической нестабильности государства и распада системы профессиональной подготовки подростков с нарушениями психофизического развития, заставила систему учреждений специального образования и систему учебных заведений I - II уровней аккредитации обратиться к поискам современных моделей профессиональной подготовки лиц с психофизическими нарушениями. Впрочем, потребовалось определенное время для восстановления системы трудовой подготовки лиц с нарушениями психофизического развития, в частности, умственного развития, на уровне региона.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)