Волонтерская деятельность - особая форма работы студенческого самоуправления
Особой комплексной формой работы студенческого самоуправления является волонтерская деятельность, в рамках которой студенты получают знания о работе с различными социально незащищенными группами и возможности оказания необходимой помощи населению. Большое внимание в организации волонтерской работы уделяется организации массовой работы с молодежью, к которой привлекаются студенты с особыми потребностями и студенты с нормальным развитием. Среди массовых мероприятий, проводимых при внедрении разработанных педагогических технологий социальной работы со студентами с ограниченными возможностями, необходимо выделить организацию флешмобов и деятельность интерактивного театра. Такие меры призваны объединять студенческий коллектив, создавать ощущение единения и выполнения общего дела. Проведение указанных мероприятий направлено на освещение различных социальных проблем, не только проблем лиц с инвалидностью. Благодаря пониманию сложностей, с которыми сталкиваются все люди, независимо от уровня здоровья, молодые люди с особыми потребностями определяют собственные возможности и пути социальной самореализации, усваивают позицию активного гражданина. Тематика флешмобов может быть разнообразной и имеет положительное направление. Участие в массовых мероприятиях помогает студентам с особыми потребностями почувствовать себя частью молодежного коллектива, активно участвовать в деятельности наравне с другими.
Формы работы, которые составляют технологию социальной работы со студентами с особыми потребностями в вузе, лучше предоставляют возможность личности стать активным деятелем и реализатором собственной гражданской позиции. Свидетельством результативности проведенной работы являются качественные изменения поведения студентов: совершенствование исполнительных и организаторских умений; повышение требовательности, решительности; значительный рост студенческой инициативы; расширение круга общения; формирование умения правильно оценивать себя, свои и чужие поступки, принимать правильные решения и тому подобное.
Важную роль в развитии социальности студентов с особыми потребностями играет использование различных видов внеучебной деятельности, адекватных задач, позволяющие учесть индивидуальные особенности студентов. Практика развития социальности студентов с инвалидностью доказывает возможность и необходимость применения различных форм и методов работы, способных влиять как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности студента.
В рамках проведения комплексной социально-педагогической работы со студенческой молодежью с особыми потребностями большое значение на основном этапе внедрения технологий приобретают стратегии:
- стратегия социально-педагогического патронажа студентов с особыми потребностями, которая включает медико-социальный патронаж (обучение студентов и их близкого окружения методам восстановления положительных психофизических состояний в «домашних условиях»);
- стратегия культурно-развлекательного патронажа (содействие развитию личности, привлечение к социально активным занятиям, самообразование, участие в спортивных мероприятиях);
- стратегия социально-защитного патронажа (коррекция отношений молодого человека с инвалидностью с социальным окружением, помощь в получении социальных услуг, соблюдении законных прав и льгот).
Согласно стратегии социально-педагогического патронажа молодежи с особыми потребностями для создания условий инклюзивного образовательного пространства студентам с инвалидностью оказывается техническая, информационная и консультационная поддержка, в частности, оказание помощи в преодолении трудностей, возникающих при обучении, предоставление информации о современных технологиях и технических средствах обучения студентов с инвалидностью.
В университете для студентов с особыми потребностями постоянно проводятся индивидуальные занятия и консультации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. Им предоставляется дополнительное время для выполнения задач, сдачи зачетов и экзаменов в соответствии с индивидуальными потребностями. Во время сдачи экзаменов письменные формы контроля заменяются на устные и наоборот, также осуществляется тестовая форма контроля с использованием компьютеров, в том числе с синтезатором речи.
В ходе внедрения педагогических технологий социально-педагогической работы со студентами с особыми потребностями в базовой структуре университета создано Управление социальной адаптации и реабилитации. Его деятельность направлена на содействие профориентации и профотбора абитуриентов с особыми потребностями, создание условий для адаптации студентов к интегрированному обучению, контроль состояния их здоровья, разработку и внедрение новых форм реабилитации.
Социальная реабилитация студентов эффективно проводится с использованием социально-психологических тренингов, коррекционно-развивающих игр, ритмично-двигательных и музыкально-звуковых игровых упражнений.
Постоянное психологическое сопровождение студентов с особыми потребностями полностью обеспечивается через создание и функционирование социально-психологических служб для студентов с инвалидностью.
Основой социально-психологического сопровождения является проведение индивидуальных психологических консультаций со студентами по вопросам разрешения внутриличностных конфликтов, проблем, которые возникают в межличностном взаимодействии во время усвоения учебного материала. Во время таких встреч у студентов снижается уровень застенчивости и ощущение комплекса неполноценности, появляется повышенное позитивное настроение и отмечается мобилизация внутренних сил на преодоление своей проблемы.
Анализ эффективности внедрения педагогических технологий социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями
Переход к инклюзивному образованию не происходит внезапно. Это длительный процесс, который сопровождается преодолением препятствий, к которым относится:
- не всегда квалифицированный отбор абитуриентов;
- слабая приспособленность учебной базы к индивидуальным потребностям студентов с особыми потребностями;
- недостаточная подготовленность персонала учебных заведений к работе в условиях инклюзии;
- отсутствие четких обобщенных ориентиров осуществления необходимых практических мер для ускорения процесса внедрения инклюзии и др.
Обычно в педагогических исследованиях придерживаются определенной традиции оценки эффективности результатов эксперимента. На констатирующем этапе осуществляется отбор контрольной и экспериментальной группы, которые являются равноценными по показателям критериев. Цель первого среза заключается в получении данных для сравнительного анализа показателей критериев социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями.
В конце формирующего этапа эксперимента с помощью определенных критериев, их показателей и методического инструментария сравниваются характеристики этих групп. Это позволяет доказать эффективность разработанных и внедренных педагогических технологий, в рамках которых реализовываются следующие положения:
- признание равной ценности для общества всех студентов;
- активизация участия студентов с недостатками развития в мероприятиях социально-гуманитарного, научного характера, уменьшение их изолированности от общественной жизни;
- апробация методики работы со студентами с ограниченными возможностями, которая соответствует их различным потребностям;
- устранение барьеров для получения образования;
- признание роли вузов инклюзивного типа в развитии общечеловеческих ценностей;
- признание инклюзии в образовании как одного из важнейших аспектов реализации современной университетской подготовки студентов и др.
- доказательства того, что гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что процесс социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образовательного пространства является эффективным при условии содержательной разработки и внедрения педагогических технологий социально-педагогической работы, подтверждена, необходимо доказать факты:
- контрольная и экспериментальная группы по своим показателям достоверно отличаются;
- изменения, зафиксированные в экспериментальной группе в конце формирующего этапа эксперимента, являются статистически значимыми по сравнению с его констатирующим этапом.
- конце формирующего этапа эксперимента сравниваются показатели контрольной и экспериментальной групп и можно доказать, что эти группы не являются равноценными по определенным критериям.
- большинство студентов имеют средний уровень показателей. Уменьшилось количество студентов с низким уровнем показателей, что, несомненно, является положительной тенденцией. В то же время, есть негативные аспекты, в том числе - уменьшение количества студентов с высоким уровнем показателей.
- большинства студентов экспериментальной группы наблюдается заинтересованное отношение к инклюзивному образованию, они считают его важным для своего будущего, имеют познавательный интерес на основании личных потребностей, глубокую убежденность в значимости инклюзивного обучения и знаний его специфики.
- в основном самостоятельны в выборе учебных задач, настойчивы в преодолении трудностей в работе с ними. Они пытаются помогать другим студентам с особыми потребностями; активны в самоутверждении, саморазвитии, видят смысл в инклюзивном образовании.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)