Конструктивное сотрудничества потенциальных субъектов инклюзии
Реализация стратегии командного сотрудничества предусматривает применение технологий организации социальных контактов и конструктивного сотрудничества потенциальных субъектов инклюзии через посредническую деятельность специалистов Центра социальной инклюзии. Среди технологий взаимодействия специалистов наиболее эффективными являются технологии выработки общего видения стратегии деятельности, использование взаимодополняющих возможностей, формы соблюдения взаимных обязательств и выражения доверия, методики повышения деятельно-ориентированной сплоченности, повышения функционально-ролевой мобильности и тому подобное.
Указанные педагогические технологии обеспечивают подготовку профессиональной команды преподавателей вузов, способной к решению конкретных вопросов с привлечением профильных специалистов и коллегиального вынесения обобщенного решения относительно содержания индивидуальных программ сопровождения обучения студентов с особенностями здоровья и развития; разработку и внедрение конкретных форм, методов, а также целостных технологий социально-педагогической работы.
Для подготовки преподавателей и кураторов к командной работе на подготовительном этапе внедрения педагогических технологий социальной работы со студентами с особыми потребностями в вузе проводятся следующие мероприятия:
- интерактивные семинары-тренинги;
- заседания по обсуждению вопросов налаживания межличностного взаимодействия в студенческих группах;
- открытые воспитательные часы опытных кураторов на темы толерантности и взаимопомощи;
- встречи кураторов и преподавателей с социальным педагогом и психологом для обсуждения проблем организации воспитательной работы в интегрированных группах и т.д.
Во время реализации педагогических технологий социальной работы со студентами с инвалидностью проводятся также семинары для кураторов и преподавателей с использованием практических методов подготовки к работе.
Особое значение имеет применение стратегии создания безбарьерной среды - обеспечение доступности образования для всех, в частности для студентов с особыми потребностями, которое предусматривает широкое применение в совершенствовании инклюзивного пространства вуза принципа универсального дизайна среды, который предусматривает создание равных пространственных возможностей для всех.
Поскольку большое значение для студентов с особыми потребностями приобретает межличностное общение со сверстниками, большое внимание на подготовительном этапе уделяется организации воспитательной работы для обеспечения взаимодействия между студентами с различным уровнем здоровья на аудиторных занятиях.
На подготовительном этапе применяется стратегия социально-педагогической поддержки процесса вхождения студента с особыми потребностями в инклюзивное пространство вуза - создается специальная благоприятная образовательно-воспитательная и социокультурная среда адаптации и система социально-психологического сопровождения процесса адаптации первокурсников с инвалидностью.
Работа со студентами с особыми потребностями начинается еще на этапе профориентации и довузовской подготовки. Особо следует подчеркнуть, что в базовой структуре университета при зачислении студентов проводится медико-психологическое обследование поступающих, что дает возможность проанализировать психолого-физическое состояние организма студентов и учесть эти особенности при планировании учебной деятельности. По результатам психологического тестирования с абитуриентами проводится беседа с целью окончательного выяснения профессионального выбора и позитивного настроя на вступительное тестирование. Как правило, на такие беседы приглашаются и родители абитуриентов.
Характеризуя инновационные и эффективные средства внедрения разработанных педагогических технологий социальной работы со студентами с особыми потребностями, разрабатывается индивидуальный план адаптации студента с особыми потребностями, в котором преподавателям предлагается обозначать изменения в познавательной и учебной активности студентов с инвалидностью в период адаптации к среде вуза.
Как положительный опыт внедрения разработанных технологий, следует подчеркнуть, что работниками Центра социальной инклюзии проводятся тренинговые занятия со студентами, которые помогают адаптации студентов с инвалидностью, учат их знакомиться, искать пути раскрытия своих талантов, а также учат выражать собственные пожелания и потребности, сопоставляя их с требованиями среды. Кроме того, на подготовительном этапе составляются индивидуальные и групповые консультативные и коррекционно-развивающие занятия, которые охватывают студентов с инвалидностью и их родителей. Тематика таких занятий предусматривает обсуждение проблем и препятствий на пути адаптации студента с инвалидностью к новым условиям обучения и проживания; освещение возможностей его социально-психологического сопровождения в университете, оказание психологической помощи и поддержки для обеспечения самореализации личности, налаживания продуктивных семейных отношений и тому подобное.
Социально-педагогическая работа на подготовительном этапе внедрения педагогических технологий в вузах обеспечивает:
- развитие инклюзивной компетентности преподавателей вузов, подготовку педагогического состава и кураторов к содействию успешной самореализации студентов с инвалидностью в инклюзивном образовательном пространстве;
- объединение усилий педагогического коллектива значимой идеей, создание инклюзивного образовательного пространства в вузе;
- ориентацию сознания педагогов и кураторов на гуманистические ценности, достижение единства в вопросах образования лиц с особыми потребностями;
- повышение квалификации всех педагогов в вопросах социально-педагогического подхода в образовании;
- организацию командной деятельности Центра социальной инклюзии с целью налаживания взаимопонимания и взаимодействия преподавателей и студентов.
- проводится подготовка студентов с нормальным развитием к гуманному и толерантному общению со студентами с инвалидностью и обеспечивается индивидуальная работа со студентами с ограниченными возможностями для успешной их интеграции в инклюзивное образовательное пространство вуза.
На основном этапе продолжается курс бесед со студентами о развитии толерантности, а также лекции, беседы, убеждения, диспуты, ролевые игры, киноклубы, круглые столы, упражнения и тому подобное.
Разносторонняя информация, которую студенты воспринимают без конспектов, книг, которая расширяет их мировоззрение, восприятие окружающей действительности, способствует развитию свободной мысли, пониманию истоков современных проблем в развитии инклюзивного общества и преодолению кризисных ситуаций в жизни молодежи. Лекции способствуют развитию социальности студентов, формированию представлений о нормах профессионального и личного общения и взаимопонимания, обогащению социального опыта молодых людей; самопониманию индивидуальных особенностей студентов, определению ценности человеческой жизни через призму неповторимости каждого человека.
В ходе экспериментальной работы в интегрированных студенческих группах проводятся диспуты и дебаты на социально значимые темы, направленные на формирование собственного мнения, развитие умений его отстаивать, возможности классифицировать ценности, способности к преодолению жизненных кризисов. Часто в результате участия в таких мероприятиях воспитательной работы кураторов у студентов с нормальным развитием меняется отношение к людям с инвалидностью, что они отмечают в ходе проведения итоговой рефлексии.
В групповых формах социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченным здоровьем используются тематические беседы, чтобы привлечь внимание студентов, в том числе молодежи с физическими ограничениями, к оценке явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них должное критическое отношение к окружающей действительности. Студенты с ограниченными возможностями очень часто испытывают изоляцию от микросреды и общественной жизни в целом. Поэтому, особенно активно студенты привлекаются к подготовке и проведению бесед по темам: «Мои права и обязанности», «Моя профессия - пути самосовершенствования», «Волонтерство», «Для меня гражданственность - это ...» и тому подобное.
В работе со студентами используются педагогические технологии, направленные на развитие саморефлексии у студентов с инвалидностью. Главное место в списке методов социально-педагогического сопровождения студентов с особыми потребностями по своему развивающему потенциалу, и по конечному эффекту справедливо занимают игры-упражнения, в процессе которых студенты приобретают практические навыки и умения гуманного общения, отношения к людям. Каждая игра помогает решить как общие, так и конкретные задачи: расширить самосознание молодежи, развить взаимопонимание в коллективе, дать возможность почувствовать себя в нехарактерной социальной роли и т.д.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)