Поддержка процесса вхождения студента с инвалидностью в образовательное пространство
- стратегией социально-педагогической работы в вузах является социально-педагогическая поддержка процесса вхождения студента с инвалидностью в образовательное пространство вуза. Педагогические технологии, которые будут разрабатываться, прежде всего, должны обеспечивать объективную оценку способности студентов с особыми потребностями преодолевать трудности вхождения в систему социальных отношений, адекватно воспринимать социальные проблемы и решать их в соответствии с нормами общественной жизни.
- выяснения факторов влияния на процесс включения молодежи с особыми потребностями в микросоциум группы проводится анкетирование с использованием специально разработанной анкеты. Поставленные в анкете вопросы дают возможность выяснить уровень включения по следующим критериям:
- когнитивный (совокупность приобретенных знаний и намерений, необходимых для включения в среду учебного заведения инклюзивного направления, нормы и требования к инклюзивному обучению);
- эмоционально-ценностный (сформированность позитивного отношения к инклюзии в образовании, индивидуальная активность в сферах деятельности коллектива);
- операционный (наличие комплекса приобретенных умений и навыков деятельности, соответствующих требованиям инклюзивного обучения, включенность в деятельность пространства вуза).
- индикаторам включенности относится способность к установлению групповых отношений, участие в деятельности академической группы, сформированность ощущения принадлежности к коллективу, наличие положительной самоидентификации, эмоционального контакта с социумом, личностной активности.
- анализ позволяет отслеживать динамику социального взаимодействия субъектов инклюзии в академической группе и удачно сочетать диагностические мероприятия с поиском и разработкой оптимальных путей социально-педагогической работы со студентами с особыми потребностями.
- показателей преодоления трудностей вхождения в систему социальных отношений молодежи с особыми потребностями можно отметить сложившуюся готовность адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы и решать их в условиях инклюзивного образовательного пространства. Важным является овладение молодежью не только соответствующим социально-ролевым поведением, но и использование тех условий, в которых состоят их взаимоотношения с окружающей социальной средой для реализации собственного потенциала в достижении общих успехов в учебно-воспитательном процессе.
- учетом результата диагностики осуществляются мероприятия по содействию включения студентов в социум вузов путем усовершенствования взаимодействия со здоровыми коллегами, преподавателями, командой специалистов, вспомогательным персоналом заведения для получения социальных знаний, умений, ценностей, развития социальных качеств и способностей личности, что обеспечивает становление индивидуальности личности в коллективе, полноценное межличностное общение, активную жизненную позицию. Основное назначение этой работы заключается в приобретении студентами социальных знаний, развитии качеств и способностей личности, обеспечивающих полноценное межличностное общение, развитие дружеских отношений и навыков коллективной деятельности.
При этом коллектив инклюзивной академической группы выступает ведущим фактором формирования социального опыта индивида. Благодаря пребыванию в коллективе студенты включаются в систему общественных отношений, у них совершенствуются основные социальные черты; восприятие норм и требований коллектива вуза; получение опыта отношений со здоровыми коллегами и преподавателями, ответственности, подчинения, требовательности, взаимопомощи; развивается гражданская позиция, гуманность.
Процесс социально-педагогической поддержки включения студентов в социум вузов требует:
- раскрытия скрытых факторов социального давления со стороны сверстников и их влияния в условиях группы на индивидуальные жизненные позиции;
- обеспечения связи и поддержки между студентами, которые имеют общие проблемы;
- создания ощущения доверия, заботы, возможности получить помощь и стремление студента с особыми потребностями аналогично относиться к другим членам группы;
- облегчения проблем, возникающих в межличностных отношениях;
- достижения возможности почувствовать студенту с инвалидностью положительное отношение к себе со стороны других студентов;
- ощущения равноценности в общении или любом творческом и учебно-производственном взаимодействии;
- поощрения участников группы к самораскрытию и самосовершенствованию, развитию уверенности в своих силах.
- этапом включения студентов с особыми потребностями в микросоциум группы является включение в состав мультидисциплинарной команды Центра социальной инклюзии специалистов по социально-педагогической поддержке (социального педагога и психолога), а также других специалистов при необходимости (сурдопереводчики, люди, которые сопровождают и записывают учебный материал, инструкторы по ориентированию).
- задачей таких специалистов является обеспечение благоприятного психологического микроклимата в инклюзивной студенческой группе. Для этого специалисты мультидисциплинарной команды применяют психолого-педагогические диагностические методики для выявления причин недопонимания и появления конфликтов между здоровыми студентами и студентами с особыми потребностями, а также налаживания дружеских отношений между ними.
- того, социально-педагогическая поддержка процесса вхождения студента с инвалидностью в образовательное пространство вуза предусматривает целый ряд мероприятий, а именно:
- индивидуальные собеседования на предмет выявления проблем социальной адаптации к условиям обучения в вузе и помощь в преодолении социально-психологических барьеров, неблагоприятных условий быта и обучения;
- социальный мониторинг (систематические наблюдения за проявлениями поведения студентов, индивидуальные и групповые собеседования);
- консультации по вопросам преодоления проблем личностного характера (недоразумения с близкими людьми, организации сотрудничества со здоровыми студентами);
- организация совместного отдыха и досуга (проведение тематических вечеров, развитие самодеятельности, посещение музеев, театров, выставок, экскурсий и т.п.);
- проведение просветительских лекций по профилактике негативных явлений в студенческой среде и пропаганды здорового образа жизни.
- -педагогический патронаж является еще одной важной стратегией, учет которой необходим для разработки педагогических технологий социальной работы со студентами с особыми потребностями.
Студенты со значительными отклонениями психологических характеристик проходят детальное обследование психолога с составлением психологического заключения и предоставлением рекомендаций относительно форм и содержания психокоррекционных мероприятий. В течение учебного года предоставляется возможность обращаться за консультацией по поводу проблем в отношениях с близкими людьми, конфликтов в общении, трудности в установлении отношений со здоровыми ровесниками. В соответствии с рекомендациями психолога с этими лицами проводится индивидуальное или групповое коррекционно-восстановительное сопровождение.
- преодоления стрессовых явлений и повышенной эмоциональной напряженности в программу индивидуальной работы со студентами включаются тренинги прогрессирующей мышечной релаксации с произвольным последовательным расслаблением всех мышц тела.
- коррекционная программа разрабатывается в зависимости от преобладающего типа саморегуляции. При автономном типе проводятся мероприятия по профилактике дезадаптации и развития зависимого типа саморегуляции для достижения предотвращения стрессовых ситуаций, эмоциональных перенапряжений в отношениях с коллегами и преподавателями. При смешанном типе саморегуляции задача состоит в достижении преобладания признаков автономного типа путем формирования навыков саморегуляции приемами работы над собой.
- студентов с зависимым типом саморегуляции долгосрочная программа коррекции саморегуляции состоит из совершенствования приемов общения и сотрудничества преподавателей и здоровых студентов со студентами с ограниченными возможностями; психокоррекции нарушений саморегуляции поведения; воздействий на родственные отношения путем создания семейной ситуации, что способствует развитию саморегуляции поведения.
- требованиям стратегической программы, достигается развитие у студентов автономного типа саморегуляции путем преобразования педагогического воздействия на самовоздействие и саморегуляцию эмоциональной сферы и физического состояния организма. Для этого используется самоуспокоение, внушение уверенности в достижении цели, ориентация на любимого героя, авторитетных людей. Практикуются приемы самоодобрения - убеждение себя в чем-либо благодаря подбору соответствующих доказательств и аргументов.
- низком стремлении к самоактуализации выполняется программа стимулирования самоактуализации личности, состоящая из информационного и тренингового блоков.
- выполняется информационный блок с целью ознакомления студентов с теоретическими основами процесса самоактуализации, в частности, факторами, способствующими самоактуализации (собранность, способность выбрать свой путь личностного роста, самосознание, честность, саморазвитие, вершинные переживания) и с факторами, потенциально способными замедлять процесс самоактуализации у людей с особыми потребностями.
- тренингового блока начинается с формирования навыков отделять свои мысли и поступки от чувства собственного достоинства, самооценки без сравнения с другими, концентрации на настоящем, а не на прошлом или будущем и дальнейшего выбора. Выбор становится возможным с того момента, когда студент начинает с готовностью себя воспринимать, осознавать внутренние препятствия для самоактуализации и выбирать способы их преодоления.
Важным условием формирования намерений к самоактуализации студентов с особыми потребностями является самостоятельная работа, как ведущая форма организации самостоятельной учебной деятельности студентов, направленной на усвоение профессиональных знаний и формирование профессионально значимых качеств, в частности самореализации и самосовершенствования. Организация самостоятельной работы направляется на приучение студентов к самообразованию, привычку самостоятельно читать учебную и научную литературу, обращаться за справкой к информационно-поисковым системам. Это способствует самореализации студентов через стимулирующий характер взаимодействия преподавателя (координатора, тьютора) и студента с особыми потребностями и осознанию значимости собственного развития, профессионального становления и самоутверждения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)