Технология создания традиций общения и взаимодействия
Не менее уместной в развитии инклюзивного образовательного пространства является технология создания традиций общения и взаимодействия для выработки у студентов положительных привычек, закрепления навыков взаимопонимания и совместной деятельности, которая может реализовываться через формы получения коллективного опыта:
- разнообразные соревнования, походы и экскурсии, тематические кураторские часы, занятия-знакомства с традициями вуза;
- формы организации коллективного труда, как для активного использования и закрепления опыта, так и для сотворчества, поиска новых форм, образцов, результатов деятельности;
- поощрительные мероприятия для студентов с особыми потребностями к участию в общественно необходимых планах, проектах, с использованием всех возможных для них средств их достижения и осуществления.
- од руководством персонала Центра социальной инклюзии инициируется:
- развитие в микросреде положительного восприятия проблемы инвалидности, организация помощи семье, в которой проживает инвалид;
- организация общественности на общественно полезную деятельность в направлении создания пространственных условий для жизни, учебы, досуга молодежи с особыми потребностями;
- создание в микросреде системы культурно-досуговых коллективов, учреждений для совместного проведения досуга молодежью с разным уровнем здоровья и координацию их деятельности в соответствии с потребностями людей с нарушениями здоровья.
- стратегии использования региональных возможностей в создании и поддержке функционирования инклюзивного образовательного пространства предусматривает проведение благотворительных акций, концертов в поддержку людей с инвалидностью, создание социальных проектов и тому подобное.
- исследовании качества инклюзивной образовательной среды, кроме оценки пространственных условий в вузе, учитываются такие критерии как:
- гуманность воспитательных отношений, степень вовлечения студентов с особыми потребностями в жизнедеятельность вузовского коллектива и общества в целом;
- уровень деловых и межличностных взаимоотношений между преподавателями, студентами, родителями;
- уровень развития студенческого самоуправления;
- наличие внешних социальных связей.
- -целевая стратегия создания инклюзивной образовательной среды может быть реализована через технологии, обеспечивающие создание, популяризацию среди педагогической общественности и реализацию программы развития инклюзивного образовательного пространства как компонента стратегического управления учебным заведением. Социально-педагогическая работа в рамках этих технологий частично идентифицируется с управлением, включая круг проблем планирования, проектирования, программирования.
Посредничество (медиация) определено, как выполнение специализированными подразделениями вузов, организациями или отдельными лицами специальных функций для содействия налаживания и реализации взаимоотношений студентов с особыми потребностями и социальной среды. Субъекты посредничества, которыми могут быть кураторы групп, работники социально-психологической службы вуза, сотрудники Центра социальной инклюзии, родители студентов, волонтеры, осуществляют свою деятельность на основе принципов:
- равноправие сторон (партнерские взаимоотношения);
- предприимчивость (социальная сообразительность, находчивость);
- оперативность (мобильность, динамичность, своевременность);
- широкое привлечение контрагентов (сотрудничество с другими медиаторами).
- медиации обеспечивает развитие внешней инклюзивной среды вузов, что заключается:
- в налаживании взаимодействия с семьей студента;
- в налаживании социальных связей, реализуемых как обмен информацией, опытом деятельности, способностями, умениями, навыками;
- в привлечении к системе взаимообусловленных социальных действий и отношений органов местного самоуправления, общественных организаций.
- этого, такая деятельность направлена на педагогизацию внешней социальной среды, которая окружает студентов, и призвана гармонизировать влияние различных факторов социализации на процесс целостного становления личности студента с особыми потребностями.
- создания программного обеспечения инклюзивного образования в вузах необходимо также применение различных методов организации научных исследований по изучению образовательных потребностей студентов с инвалидностью в условиях образовательной инклюзии.
- разработке педагогических технологий социальной работы со студентами с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования необходимо учитывать, что Центр социальной инклюзии вузов выступает посредником между студентом с особыми потребностями и внешней социальной средой. При более детальном анализе такого посредничества можно отметить, что улучшение качества социального взаимодействия с внешней средой возможно через социальное взаимодействие по двум подходам:
- налаживание взаимодействия студента с персоналом Центра социальной инклюзии и специалистами мультидисциплинарной команды, которые привлекаются к решению воспитательных и учебных проблем студента с особыми потребностями;
- налаживание взаимодействия субъектов внутренней инклюзивной образовательной среды и внешнего микросоциума (учителя, абитуриенты с особыми потребностями, социальная инфраструктура, общественные организации, органы местного самоуправления и т.д.).
- субъектом налаживания взаимодействия между маломобильным студентом с особыми потребностями дома и его семьей, преподавателями и специалистами является социальный педагог и координатор связей Центра социальной инклюзии, которые могут также привлекать к этой работе студентов-волонтеров. Его основной задачей является расширение границ инклюзивного образовательного пространства с использованием потенциала различных субъектов инклюзии. Эта деятельность включает подготовку педагогов и специалистов к продуктивному сотрудничеству со студентом с особыми потребностями в учебной аудитории и дома; налаживание взаимодействия между субъектами внутренней среды и субъектами внешней среды инклюзивного образовательного пространства; оценку результата взаимодействия.
- первого этапа является выяснение субъектами социального взаимодействия проблем маломобильного студента:
- наличие знаний о существовании социальных ресурсов заведения и учреждений, занимающихся проблемами молодежи с особыми потребностями;
- умение устанавливать контакты с семейным окружением и коллегами;
- владение компьютерной техникой и информационными ресурсами;
- умение находить взаимопонимание с разными специалистами и эффективно сотрудничать с ними.
- основе ознакомления с семейной средой, установления возможностей взаимодействия по предоставлению адекватных социальных услуг на дому студенту с особыми потребностями, работник Центра социальной инклюзии на подготовительном этапе создает благоприятные условия и координирует работу по налаживанию взаимодействия между студентами, их родителями и профильными преподавателями:
- помогает в решении на ранней стадии конфликтных ситуаций, связанных с непониманием одной из сторон принципов инклюзивного обучения, помогает студентам с особыми потребностями и их родителям в формировании навыков решения и преодоления проблемных ситуаций, связанных с обучением;
- выступает посредником между учебным заведением и семьей: помогает родителям и преподавателям понять интересы и стремления студентов с особыми потребностями в получении образования и найти способы их удовлетворения в учебном заведении, помогает скоординировать усилия родителей и специалистов по определению индивидуальных учебных программ и образовательных методик для студентов, которые в этом нуждаются;
- выступает посредником между родителями и субъектами инклюзии, побуждает родителей к активному участию в создании инклюзивной образовательной среды дома, доводит до сведения администрации необходимую информацию о положении в семьях студентов с особыми потребностями, которые нуждаются в социально-педагогической поддержке;
- организует посещения студентов с особыми потребностями их здоровыми коллегами и оказание им помощи в обучении на дому;
- способствует укреплению, гармонизации и развитию положительных отношений в семье маломобильных студентов, поддержанию их связей с социальным окружением, в частности, через организацию совместного семейного досуга.
- процессе работы работник Центра социальной инклюзии относится к семье студента с особыми потребностями как к полноценному партнеру в определении способа его функционирования и выработке индивидуальной программы, которая соответствует стилю жизни семьи и запросам этого студента. При контакте с родителями социальный педагог на индивидуальном уровне эффективно и непрерывно выполняет программу развития педагогических технологий социальной работы с молодежью с особыми потребностями и предоставляет своевременную педагогическую, психологическую и даже психотерапевтическую помощь.
- целом, первое направление разработки педагогических технологий социально-педагогической работы в условиях инклюзивного образования обеспечивает подготовку команды специалистов, предусматривает создание в учреждении инклюзивного дизайна, организацию посреднической деятельности персонала Центра социальной инклюзии в формировании отношений коллективизма, товарищества, дружелюбия. Это обеспечивает улучшение качества социально-педагогического взаимодействия между студентами, способствует подготовке к совместному обучению, развитию благоприятных отношений между студентами.
- направляются на приобретение студентами социальных знаний, умений, усвоение социальных норм и ценностей; на помощь в развитии индивидуальности в коллективе и субъектности студентов. Технологическая разработка этого направления будет обеспечивать также расширение границ внешней инклюзивной среды путем педагогизации среды жизнедеятельности студентов с особыми потребностями с использованием потенциала персонала Центра социальной инклюзии, преподавателей и привлеченных специалистов соответствующих государственных и общественных организаций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)