- Этап 5. Оцениваем развитие
Рассмотрите и отметьте достигнутый прогресс
Участник школьной команды по планированию, на которого возложена общая ответственность за внедрение определенного приоритета развития, должен контролировать, документировать текущую работу, и обеспечивать корректировки соответствующих планов. То есть в его обязанности могут входить контакты и обсуждения с работниками, детьми, членами наблюдательного совета и родителями / опекунами, изучение нормативных документов и наблюдение за практикой. Промежуточные результаты по реализации приоритетов стоит фиксировать дважды в семестр, оценивая их по критериям,
которые были внесены в план. Данные о состоянии выполнения можно публиковать в школьном журнале.
Команде по планированию целесообразно обдумать изменения учитывая заложенные в плане критерии успеха и анализировать, каким образом их пришлось модифицировать, учтя новые проблемы. Следует подумать над тем, как продолжать эту работу в следующем году. Также можно судить о развитии по результатам самооценки школы, которая проводится на основе индикаторов и вопросов с началом нового периода планирования. Такой подход поможет выявить изменения в плоскости культуры, которые выходят далеко за рамки любого конкретного приоритета.
Нужно регулярно информировать всю школьную общину о достигнутых успехах. Это можно делать во время общешкольных собраний, педагогических совещаний, дней профессионального развития, посредством бюллетеней, коротких инструктажей, во время утренней беседы в кругу со всем классом, через органы ученического самоуправления, размещать информацию на досках объявлений, сайтах и распространять ее через общественные объединения. Параллельно с информированием группа также должна продолжать слушать других, и в частности тех, у кого меньше возможностей быть услышанным.
Команда может пригласить коллег, которые также работают с Индексом, совместно отметить достижения за прошлый год. Во время такого мероприятия члены коллектива, родители / опекуны, дети, представители школьного наблюдательного совета и общественности представят свои результаты и поделятся впечатлениями от работы, вкладывая в свое выступление весь свой творческий потенциал. Или же можно определить группу смешанного состава и поручить ей подготовить экспозицию с изображением сети или паутинки достижений. Эту экспозицию или ее фотографию можно рассматривать как награду за успешное внедрение инклюзии в течение года и поместить ее в вестибюле школы, где она будет храниться до тех пор, пока ее не заменят стендом со следующими достижениями.
Проанализируйте процесс работы с Индексом
Команде по планированию стоит подумать над тем, как использовать индекс, и решить, каким образом применять его в дальнейшем, чтобы максимально эффективно обеспечивать развитие школы в будущем. Следует оценить, насколько Индекс помог школе повысить внутреннюю готовность к внедрению инклюзивных способов работы.
Продумайте следующие шаги
На этом последнем этапе процесса, который часто совпадает с окончанием года работы Индекса, команда по планированию развития школы может решить скорректировать методику координации его применения. Во многих учебных заведениях к этому моменту подавляющая часть коллектива уже знакома с Индексом, но новым работникам, наверное, придется объяснять эту технологию при введении в должностные обязанности. Повторная обработка индикаторов и вопросов при оценке достигнутых успехов может привести к подробному изучению ситуации в школе.
Анализ работы с Индексом.
Насколько эффективно работала группа по планированию (в частности по ее составу, распределению задач в группе, проведению консультаций с другими и передачи функций обеспечения процесса развития)?
- В какой мере Индекс повлиял на изменения в школе?
- Насколько изменился уровень преданности более инклюзивным методам работы в школе?
- В какой мере Индекс повлиял на диалоги о ценностях?
- Насколько Индекс помог интегрировать различные нововведения, инициативы и программы?
- Насколько Индекс способствовал усилению внимания к школьной культуре?
- В какой мере ключевые понятия Индекса (инклюзия, барьеры, ресурсы и поддержка многообразия) стали составляющей общего подхода к школьной политике и практике?
- Насколько инклюзивным был процесс консультаций, и кто еще мог бы принять в нем участие в следующем году?
- В какой мере индикаторы и вопросы помогли выявить приоритеты, которые к тому времени оставались без внимания?
- Насколько полезными были направления и разделы Индекса для структурирования процесса планирования развития школы?
- Насколько пригодны были собранные свидетельства для оценки приоритетов и реализации развития и что можно сделать в следующий раз, чтобы собирать более релевантную информацию?
- Каким образом обеспечивалась жизнеспособность изменений и как можно улучшить эту работу?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)