Когнитивно-операционный компонент инклюзивной компетентности
- образом, когнитивно-операционный компонент инклюзивной компетентности преподавателей вузов является базовым для всех остальных компонентов, поскольку определяет не только направленность деятельности педагогов вузов, но и их ценностное отношение к процессу инклюзии и студентам с особыми потребностями.
- компонентом инклюзивной компетентности преподавателей вузов выступает рефлексивно-оценочный компонент, который проявляется в способности к анализу и самоанализу собственной профессиональной деятельности, связанной с задачами инклюзивного обучения и социальной адаптации студентов с особыми потребностями.
- основе этого компонента - феномен рефлексии, связанный с такими аспектами деятельности человека, как:
- самонаблюдение - наблюдение человека за своими поступками, деятельностью, поведением, внутренним состоянием и переживаниями; изучение психических процессов, свойств и состояний с помощью субъективного наблюдения за явлениями своего сознания;
- самопознание - сложный процесс изучения индивидом самого себя, в результате чего в его сознании отражается все содержание собственных качеств;
- самоанализ - анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков; показатель зрелости личности; критерий результативности работы над собой; помогает человеку определять цель жизни, выбрать оптимальный путь для ее достижения;
- самооценка - критическое отношение человека к себе, своим возможностям, качествам и способностям; сопоставление себя с другими людьми.
- различных видах профессиональных компетенций педагога рефлексивный компонент, в целом, проявляется одинаково: он имеет наиболее обобщенный характер, специфические особенности, связанные с инклюзивным образованием.
- такая особенность заключается в том, что он отражает в себе появление, развитие и совершенствование устойчивых личностных образований и характеристик, которые возникают уже в процессе взаимодействия преподавателей со студентами с особыми потребностями. Процесс их формирования проходит менее динамично, чем в других видах педагогической деятельности, и он, прежде всего, корректирует опыт инклюзивной деятельности.
- особенность проявления рефлексивно-оценочного компонента заключается в становлении инклюзивного самосознания на основе ведущей роли таких рефлексивных процессов, как самоанализ и прогнозирование эффективности собственной инклюзивной деятельности, составление определенной программы самосовершенствования.
- третьей особенностью является то, что инклюзивное самосознание преподавателя формируется в процессе усвоения относительно новых инклюзивных ценностей и знаний, которые помогают осознать личностные качества.
- рефлексивной деятельности преподавателя вуза является важнейший познавательный процесс - мышление, которое предполагает способность анализировать свое инклюзивное поведение и поведение других людей, раскрывать их мотивы, прогнозировать поведение в различных ситуациях, связанных с инклюзивным образованием. Умение видеть различные варианты решения инклюзивных задач и выбирать из них одно - самое правильное, умение планировать и осуществлять инклюзивную деятельность - все это составляющие инклюзивного мышления преподавателя вуза. Основными характеристиками такого мышления является качество, четкость, логичность, системность, последовательность, самостоятельность, гибкость, оригинальность.
Теоретическое обоснование педагогических технологий социальной работы с молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образовательного пространства вузов
Структура педагогических технологий социальной работы со студентами с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного обучения включает:
- Концепции - основные теоретические положения, выходные идеи, обеспечивающие обоснованный целостный подход к разработке педагогических технологий социальной работы.
- Содержательную часть педагогических технологий, которая содержит теоретическое обоснование необходимости:
- развития социального взаимодействия молодежи с особыми потребностями с субъектами инклюзии в процессе адаптации и включения в социум вузов, коррекции психологической готовности студентов к инклюзивному обучению;
- приобретения знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного сотрудничества с субъектами внутренней и внешней среды инклюзивного образовательного пространства.
- Процессуально-методическую часть педагогических технологий, которая отражает пути реализации социальных контактов и конструктивного сотрудничества молодежи с особыми потребностями.
- образовательное пространство является результатом активизации взаимосвязанных составляющих: внутренней инклюзивной образовательной среды и внешней инклюзивной среды, включая разноуровневые учебные заведения инклюзивного направления региона. Деятельность этих учебных заведений регламентируется нормативно-правовыми документами центральных органов власти, направляется и координируется органами местного самоуправления и местной исполнительной власти и осуществляется учреждениями образования в тесном взаимодействии с органами местной социальной инфраструктуры и общественными организациями. Создание такого пространства предполагает оптимальное решение существующих проблем сотрудничества учебных заведений разного уровня, обеспечение доступа молодежи с особыми потребностями к обучению, в частности к получению высшего образования, а также включение в сферы общественной жизни.
Следует подчеркнуть, что функционирование инклюзивного образовательного пространства заключается также в тесном сотрудничестве педагогических коллективов общеобразовательных школ и вузов инклюзивного направления, в предоставлении информации о трудностях в обучении абитуриентов с особыми потребностями, их профессиональную ориентацию и подготовку к поступлению в вуз, планирование и проведение учебно-воспитательных мероприятий.
Инклюзивное образовательное пространство имеет временные характеристики общественного и индивидуального развития, существует в модусах прошлого, настоящего и будущего. Вообще, с философской точки зрения, пространство и время составляют понятийную диаду, в которой они взаимосвязаны понятиями. В истории культуры человечества представления о пространстве и времени, как общие формы бытия всего существующего, всегда связаны со способами освоения человеком мира и приобретения определенного социального опыта. Инклюзивное образовательное пространство локализовано внутри образовательного процесса в четких временно-пространственных пределах, соответствует четкому расписанию, выполняет определенные задачи и имеет ряд других признаков, связывающих этот процесс с процессами социального и индивидуального развития человека.
Современная педагогическая наука предлагает руководителям использовать программно-целевой подход, для которого главное - достижение цели, которая сформулирована в коллективе, направленная на решение актуальных проблем учебного заведения, выражает общее стремление и предусматривает получение прогнозируемых результатов. Еще в 60-е годы ХХ века за рубежом появилось программное управление, как реакция на несовершенство разработки перспективных планов, суть этого подхода заключалась в том, чтобы рассматривать планирование стратегии развития как целостную систему действий.
Сочетание двух подходов (целевого и программного) дает новый вид - программно-целевой, суть которого заключается в достижении стратегических задач через соответствующие целевые программы. Он и обеспечивает приоритетность первоочередных целей и задач, ориентирует на комплексный подход в использовании ресурсов (кадры, время, финансы и т.д.) и достижение максимально значимых конечных результатов. Именно этот стратегический подход к организации деятельности учебного заведения дает возможность найти новые взгляды на планирование его деятельности благодаря проведению политики развития путем разработки и реализации соответствующего документа. Проектирование инклюзивного образовательного пространства как организационной основы инновационного развития учреждения высшего образования будет обеспечивать программно-целевая стратегия создания инклюзивного образовательного пространства.
Процесс включения студентов с особыми потребностями в социум вузов, как степень участия в жизни академической группы и коллектива учреждения в целом, требует специального персонифицированного внимания к процессу формирования у молодого человека социальных качеств, знаний, умений, соответствующих навыков, которые позволяют стать дееспособными участниками социальных отношений с коллегами и педагогическими работниками.
Индивидуализированный подход к разработке педагогических технологий направлен на содействие постепенным изменениям личности студента с особыми потребностями, развитие у него способности к социальному взаимодействию в условиях инклюзивного обучения. В то же время, создаются условия для индивидуального поиска каждым студентом с особыми потребностями желаемого направления развития, стимулирования самостоятельности в принятии ответственного решения, обеспечения развития альтернативного и самостоятельного пути. То есть для условий инклюзивного образования особенность социализации студентов с особыми потребностями заключается в предоставлении возможности пройти индивидуальный путь образования с собственным темпом обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)