Успешная реализация задач инклюзивного образования
- , необходимые педагогу высшей школы для успешной реализации задач инклюзивного образования, можно условно разделить на две большие группы.
- первой группе относятся профессионально-педагогические знания, которые нужны преподавателю в его работе со всеми студентами, независимо от состояния их здоровья. Эти знания преподаватель получает во время обучения в высшем учебном заведении, во время занятия научной работой, путем постоянного повышения квалификации и саморазвития. Эта группа содержит знания преподавателя по его специальности и предметам, которые он преподает, совокупность психолого-педагогических знаний в области возрастной и педагогической психологии, теории обучения и воспитания, общенаучные и общекультурные знания, которые входят в программу обучения бакалавров и магистров.
- второй группе знаний относятся специальные инклюзивные знания. Это интерактивная группа знаний, которая включает в себя философские, экономико-социальные, психолого-педагогические, юридические, демографические, медико-биологические знания. В современной научной литературе основательно не охарактеризована вся совокупность инклюзивных знаний. Как правило, в исследованиях подробно описываются те группы, виды или направления знаний, которые имеют инструментальное значение для исследования.
- значение имеют психолого-педагогические знания в целом, и социально-педагогические, частности. В связи с этим, под специальными инклюзивными знаниями преподавателя высшей школы понимают сложившиеся у него представления, понятия, суждения, ценности и принципы педагогического взаимодействия со студентами с ограниченными возможностями, которые характеризуются необходимой полнотой, глубиной, прогнозируемостью и обобщенностью. При этом базовыми социально-педагогическими знаниями выступают знания:
- основ педагогического общения;
- организации групповых и индивидуальных форм и методов социальной работы;
- личностно-ориентированного подхода и особенностей его применения к студентам с особыми потребностями.
- этих знаний служат знание технологий социальной работы: диагностирование, оценка, прогнозирование, моделирование социально-педагогического процесса.
Операционная составляющая компонента содержит комплекс профессиональных умений, которые обеспечивают успешность инклюзивной деятельности. Для правильного понимания сущности этих умений, которые называются инклюзивными умениями, необходимо четкое определение исходного понятия. Такой подход вызван тем, что, во-первых, в современной психолого-педагогической науке существует много трактовок дефиниции «умение», однако нужно его уточнить, во-вторых, в соответствии с принципом диалектики, общее существует лишь в отдельном, поэтому необходимо выделить специфические признаки понятия «инклюзивное умение».
Анализ категориальной трактовки понятий «умение», «педагогическое умение» сегодня представлен в большом количестве психолого-педагогических исследований. Их изучение позволило выделить три основных подхода, которые характеризуют категориальные признаки понятия «умение».
Первая группа ученых рассматривает умение как действие или систему действий, при этом акцент делается на том, что умение - это усвоение такого действия, которое необходимо осуществлять не автоматически, а творчески, используя познавательные силы, знания и навыки.
Вторая группа ученых определяет умение как способность человека выполнять определенную работу.
Третья, самая многочисленная группа трактует умение как готовность человека к практической деятельности. Анализ социально-педагогической деятельности, сопоставление ее с опытом работы, в том числе личным, позволили определить существенные признаки понятия, которое рассматривается. Прежде всего, это способность педагога вуза педагогически взаимодействовать со студентами с особыми потребностями, поскольку именно в разнообразной внеаудиторной общественной деятельности, организованной педагогом университета, успешно проходит процесс социализации студентов.
Степень овладения умениями является своего рода индикатором способности, поэтому говоря об инклюзивных умениях, подразумевается произведенная способность.
Следующим важным признаком понятия является то, что основу умения составляет актуализация профессиональных и психолого-педагогических знаний. Этот признак существенно отличает понятие от других трактовок термина «педагогические умения», в основе которых лежат знания и навыки. Отличие заключается в том, что преподаватель университета не получает заранее специальные знания и умения в области инклюзивного образования, они производятся уже в процессе непосредственной работы в условиях инклюзии путем самообразования, саморазвития и специально созданной системы повышения квалификации в сфере инклюзивного образования.
Сущность актуализации знаний заключается в их глубоком, систематизированном и целесообразном понимании и применении в соответствии со спецификой инклюзивного образования.
Еще один важный признак инклюзивного умения: творческий подход в исследовании технологий социальной работы, который заключается в их адекватном применении в соответствии с реальными педагогическими задачами и особенностями личности студентов с особыми потребностями. Итак, особенность этого признака состоит в том, что технологии социально-педагогического взаимодействия применяются в условиях системы установок, предъявляемых реалиями жизни; инклюзивное образование, как относительно новый педагогический феномен, еще недостаточно внедрено в систему классического высшего образования, и его вхождение в образовательное пространство университета требует решения целого ряда нестандартных проблем.
Инклюзивное умение - это выработанная преподавателем вуза способность педагогического воздействия на студентов с особыми потребностями, основанная на актуализации специальных и психолого-педагогических знаний и навыков, на творческом использовании технологий социальной работы, применяемых в условиях системы установок, которые лежат в основе задач инклюзивного образования.
Такое определение понятия имеет большую степень обобщения, дает возможность использовать широкий круг его социально-педагогических задач. Таким образом, сформулированное понятие объединяет в себе общие признаки понятий «умение», «педагогические умения» согласно специфических особенностей инклюзивного образования.
В то же время, определена совокупность умений по структуре и содержанию инклюзивного образования:
- диагностические;
- ориентационно-прогностические;
- конструктивно-проектировочные;
- организаторские;
- информационно-пояснительные;
- коммуникативные;
- аналитико-коррекционные;
- опытно-творческие.
Диагностические умения заключаются в способности осуществлять педагогическое наблюдение за студентом с особыми потребностями, динамикой его вхождения в образовательное пространство вуза; адекватно воспринимать и понимать психические особенности таких студентов; умение самодиагностики уровня готовности к тем или иным видам инклюзивной деятельности.
Ориентационно-прогностические умения заключаются в способности прогнозировать процесс социально-педагогической адаптации студентов с особыми потребностями в образовательном пространстве университета, а также проектирование индивидуальной траектории развития студентов, содержания социально-педагогической работы с учетом индивидуальных особенностей каждого студента; предусматривать последствия тех или иных педагогических ситуаций; прогнозировать пути исправления недостатков, связанных с внедрением системы инклюзивного образования.
К конструктивно-проектировочным умениям относятся:
- планирование социально-педагогической работы, учитывая при этом потребности студентов с особыми потребностями;
- подбор адекватных средств обучения;
- проектирование собственной социально-педагогической деятельности;
- реализация поставленной цели и задач в соответствии со спецификой инклюзивного образования;
- моделирование ситуаций, которые могут возникнуть в процессе социально-педагогического взаимодействия.
- организаторским умениям относятся:
- организация учебно-воспитательного процесса в условиях перехода и становления инклюзивной модели обучения;
- разработка учебно-методического и социально-педагогического обеспечения работы в условиях инклюзивного обучения;
- управление поведением и деятельностью студентов с особыми потребностями и здоровых студентов с целью установления благоприятного микроклимата.
- -пояснительные умения:
- умение отбирать и интерпретировать учебный материал в соответствии с требованиями инклюзивного образования;
- умение использовать современные информационные технологии обучения для эффективного усвоения знаний студентами;
- умение обеспечивать доступ к внеучебной, общенаучной и общественно-политической информации с целью формирования мировоззренческих основ личности студентов.
- умения:
- установление педагогически целесообразных отношений со студентами с особыми потребностями на основе доверия и уважения;
- стимулирование к активной внеучебной деятельности;
- формирование интересов к общественной работе, спорту, творчеству.
- аналитико-корректирующим умениям относятся:
- умение анализировать педагогические ситуации, которые возникают в инклюзивной среде, работу коллег, а также свою деятельность в сфере инклюзивного образования, как с точки зрения учебной деятельности, так и социально-педагогической работы;
- умение вносить необходимую коррекцию во взаимоотношения со студентами, учитывать их интересы в реализации общественной работы;
- умение определять оптимальные пути совершенствования социально-педагогического сопровождения и поддержки студентов с особыми потребностями.
- группу исследовательско-творческих умений входят:
- умение творчески актуализировать профессиональные знания;
- умение накапливать и обобщать передовой педагогический опыт инклюзивного образования в целом и социальной работы со студентами с особыми потребностями в частности;
- проводить экспериментальную работу по поиску и разработке новых социально-педагогических технологий и методических рекомендаций для преподавателей и кураторов групп, которые работают со студентами с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)