Зарубежная практика инклюзивного университетского образования
Зарубежная практика инклюзивного университетского образования базируется на разработанной в США системе высшего инклюзивного образования инвалидов, теоретическую основу которой составляет философия независимой жизни. В университетах с инклюзивной формой обучения создают специальные условия каждому студенту в зависимости от имеющихся ограничений жизнедеятельности и целей обучения в вузе. Эти условия включают:
создание физической доступности помещений университета;
адаптацию образовательного процесса к индивидуальным потребностям студентов;
адаптацию процедуры сдачи экзаменов и предоставления тьюторских услуг.
Специальные услуги заключаются:
в помощи в написании при выполнении домашних заданий;
в предоставлении помощника для работы в библиотеке или лаборатории;
в обеспечении услуг сурдопереводчика во время учебного процесса;
в предоставлении аудиозаписи книг, печатных материалов шрифтом Брайля, специального программного обеспечения обучения и специального оборудования;
в проведении занятий по адаптивной физкультуре, тренингов по обучению навыкам общения при устройстве на работу.
Среди вариантов инклюзивного высшего образования существует тип обучения, когда меньшая часть здоровых студентов включается в группу студентов специального учреждения («обратная инклюзия»).
Теоретико-методологические основы социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования
Инклюзия требует более существенной перестройки образовательной системы и общественного строя, поскольку основывается на новой социальной модели восприятия человека с инвалидностью, на философии социальной справедливости, которой утверждается, что все люди, в том числе и люди с инвалидностью, имеют право в полной мере участвовать во всех сферах жизни общества.
Интеграция детей с особыми потребностями в среду здоровых сверстников, как и их образовательная и социальная инклюзия, является в развитых странах мира педагогическим феноменом, который не только получил научное обоснование, но и прочно вошел в систему образования и общественной жизни. Особенность зарубежной стратегии интеграции, доминирующей в некоторых развитых странах мира в образовании, заключается в сохранении системы специальных учебных заведений для людей с инвалидностью и выборочном перемещении учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательную школу, если они продемонстрируют способности к усвоению школьной программы. Вместе с этим общество гарантирует обеспечение условий жизни, максимально приближенных к общепринятой норме. В других странах система специального образования почти уничтожена и доминирует инклюзивный подход к образованию детей и молодежи с инвалидностью.
Сегодня наиболее применяемым в научном обороте является понятие «инклюзивное образование» и проблематика социальной интеграции и инклюзии разрабатывается именно в этом контексте. К сожалению, сегодня состояние внедрения инклюзии в отечественных учебных заведениях характеризуется низким уровнем архитектурно-информационной готовности, недостаточной учебно-методической подготовкой преподавателей (преобладание самообразования), отсутствием действенного контроля выполнения инклюзивных принципов в учебном заведении.
Понимая экологический подход как базовый в социальной педагогике, можно отметить, что при раскрытии сути социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования необходимо обратиться к основательному анализу понятия «инклюзивное образовательное пространство». Именно в этом пространстве разворачивается такая работа, а специфика его условий определяет необходимые направления социально-педагогической активности относительно определенной категории молодежи.
Целесообразно рассматривать концепцию инклюзивного высшего образования как отдельный фактор повышения социального статуса лица с особыми потребностями путем создания идеальной модели инклюзивного университетского образования. Эта модель должна характеризоваться безбарьерной архитектурно-информационной средой, специальной социально-психологической подготовкой здоровых студентов и администрации вуза, дополнительной подготовкой преподавателей к работе в «смешанных группах», социально-психологической готовностью студентов с особыми потребностями к инклюзивному обучению.
Доступность среды вуза (архитектурная безбарьерность, приспособления транспорта для пользователей инвалидных колясок) является важным условием содействия социализации студенческой молодежи с функциональными ограничениями.
Социальная доступность среды (условия окружающей среды, архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура) и информационное обеспечение представляют основную возможность для получения высшего образования молодежью с особыми потребностями, а также образовательную доступность, которая зависит от законодательного обеспечения возможности обучения в вузе. Среди барьеров доступа выделяются финансовый, информационный, эмоциональный и коммуникативный барьеры и физические ограничения молодежи с особыми потребностями.
Очевидна связь инклюзивного образовательного пространства и соответствующей среды, поскольку связанными являются родовые понятия, образующие эти категории. Так, в педагогической литературе категория образовательного пространства иногда используется как синоним понятия «образовательная среда».
Понятие «инклюзивная образовательная среда» вместе с понятием «инклюзивное образовательное пространство» требует специального анализа в связи с исследованием социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования.
В связи с необходимостью всестороннего развития детей с особыми потребностями инклюзивная образовательная среда определена как совокупность:
факторов, определяющим среди которых является социальное воспитание;
объектов инфраструктуры, обеспечивающих приобретение учащимися с особыми потребностями социальности через максимально возможное их включение во все звенья педагогического процесса, привлечение на паритетных началах к обычной школьной жизни и свободное пребывание в школьном пространстве.
Создание такой среды выступает необходимым условием для привлечения детей с особыми потребностями к учебно-воспитательному процессу, максимального развития их способностей, стимулирования компенсаторных возможностей организма, приобретения ими полноценного социального опыта как основы выбора успешных жизненных стратегий.
Специфика внутреннего компонента инклюзивной среды в контексте социально-педагогической работы заключается в его направленности на организацию учебно-воспитательного процесса, который удовлетворяет образовательные потребности всех детей; разработку системы предоставления специальных образовательных и профессиональных услуг для детей с особыми образовательными потребностями; создание положительного климата в школьной среде.
Инклюзивная образовательная среда учебного заведения может быть рассмотрена как специфическая среда, в которой созданы условия для обучения и всестороннего развития учащихся с особыми потребностями.
Целесообразно определять инклюзивную образовательную среду как совокупность внешних и внутренних условий, факторов, объектов инфраструктуры, обеспечивающих:
приобретение учащимися с особыми потребностями социальности через максимально возможное их включение во все звенья педагогического процесса;
свободное пребывание в школьном пространстве;
максимальное развитие их способностей;
стимулирование компенсаторных возможностей организма;
приобретение полноценного социального опыта как основы выбора успешных жизненных стратегий.
Итак, инклюзивное образовательное пространство определено как система структурных компонентов (сред), в которой реализуются образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения. То есть инклюзивное образовательное пространство отличается динамичностью, поскольку формирует и отражает элементы сложной системы социальных связей учебного заведения, характеризуется субъективным восприятием и является результатом конструктивной социальной работы.
В основу социальной работы со студенческой молодежью с особыми потребностями в среде вузов положена концепция социально-педагогической поддержки, теоретико-методические основы которой включают:
структурно-функциональную модель, соответствующее содержание и социально-педагогические и организационные условия;
организационно-технологическое обеспечение, а также критерии и уровни сформированности социальной активности и ответственности студентов с инвалидностью как интегрированного показателя успешной социально-педагогической поддержки.
В целом же, можно определить сущность социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования как систему, имеющую определенные признаки и структуру. Ее функционирование при уместном технологическом обеспечении гарантирует достижение цели, которая заключается в приобретении студентами с особыми потребностями способности социального взаимодействия за счет включения в инклюзивное образовательное пространство путем развития возможностей сознательно участвовать в социальных связях.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)