Потребность в терапевтической семейной среде
Осознание последствий отношений безопасной привязанности привело к пониманию того, что когда ребенок находится в среде, в которой имеет место эмоциональная депривация, то у ребенка будет формироваться расстройство привязанности, основной характеристикой которого является стойкое нарушение способности к построению близких, эмоциональных отношений с другими людьми.
При расстройствах привязанности имеет место то, что ранний опыт пренебрежения и ущемления прав врезался в психику и мозг ребенка, и есть много нейробиологических исследований, которые подтверждают это. У ребенка формируются внутренние рабочие модели (схемы), которые определяют его восприятие мира, себя, отношений и, соответственно, его стратегии поведения, взаимодействия и т.д.
Соответственно, когда у ребенка сформированы такие негативные внутренние схемы и стратегии поведения, главной задачей его исцеления является образование новых положительных рабочих моделей, которые будут определять новые возможности более гармоничного сосуществования в отношениях с другими людьми и самим собой. Именно образование этих новых внутренних моделей возможно только из опыта многократного переживания циклов позитивного взаимодействия с родителями, циклов, которые ведут к формированию безопасности, доверия, эмоциональной близости, положительной самооценки и многих других «достижений» безопасной привязанности.
Поэтому для лечения ребенку, прежде всего, нужна семья, в которой он сможет построить новые отношения. Он не может «исцелиться» в интернатном заведении, в реабилитационном центре, не помогут и занятия со специалистами, какими бы профессиональными они ни были. Наиболее важным вмешательством для детей, у которых диагностировано расстройство привязанности, является поиск для них надлежащих родительских лиц, которые были бы эмоционально готовы и открыты к формированию отношений привязанности. Это вовсе не означает, что ребенку не нужны занятия со специалистами, а только то, что ключевым в его исцелении является опыт построения отношений привязанности в семье. Именно поэтому отцовство в отношении детей с расстройствами привязанности (большинство детей в возрасте от двух лет, которые переходят в замещающие формы опеки, имеют более или менее выраженную форму этих расстройств) является не обычным отцовством, а терапевтическим.
Терапевтическое отцовство в отношении детей, подвергшихся ущемлениям прав в детстве, - это действительно борьба за отношения, построение взаимоотношений. Иногда, несмотря на проблемное поведение ребенка, может показаться, что главное - это достичь скорейших изменений в поведении, а поэтому существует соблазн использования «жесткой» системы поощрений и наказаний, однако суть терапевтического отцовства не в коррекции, а в связи, во взаимоотношениях.
Важность развития государственной системы защиты детей и замещающих форм семейной опеки
На сегодняшний день система защиты детей находится в процессе реформирования и еще далека от идеала, однако за последние годы произошло много важных изменений. В основе работы социальных служб по делам детей, семьи и молодежи должен быть принцип заботы о том, чтобы ребенок находился в оптимальной семейной среде.
Критическое звено этой схемы-маршрута - приемные семьи и семьи, желающие усыновить ребенка. Понятно, что процесс перехода детей из интернатных учреждений и крайне дисфункциональных семей в семейные формы опеки возможен только при условии существования достаточного количества семей, готовых принять таких детей. Поэтому, с одной стороны, нужно «расчистить» дорогу к семейным формам опеки от всех бюрократических и коррупционных препятствий, с другой - способствовать развитию семейных форм опеки. Это невозможно без общего сохранения в обществе института семьи - ведь когда в обществе есть крепкие счастливые семьи, только тогда оно имеет ресурс к развитию семейных форм опеки.
Сегодня, кроме экономического кризиса в государстве, есть и большой «семейный» кризис. Развитие семейных форм опеки невозможно также без надлежащей государственной поддержки приемных родителей - финансовой, законодательной, профессиональной. В подготовке приемных родителей и их психосоциальном сопровождении важную роль играют социальные службы. Подготовка начинается с момента принятия решения о создании приемной семьи. Роль социальных служб состоит в том, чтобы помочь родителям сделать осознанный выбор относительно своей готовности к этой дороге. Чрезвычайно важный следующий этап - надлежащая подготовка родителей, ведь в большинстве случаев приемное родительство - это особое, терапевтическое отцовство. И уровень подготовки должен быть очень высоким. Если родителям может порой казаться, что они хорошо воспитали своих детей, а потому «знают», что означает быть родителями, для них может оказаться настоящим шоком столкновение с реальностью воспитания ребенка, подвергшегося ущемлению прав.
Хорошая подготовка приемных родителей дает им возможность стать действительно терапевтическими родителями, которые готовы обеспечить исцеляющую среду, которые готовы провести ребенка дорогой исцеления. Без такой подготовки существует большой риск «неудачи» - родители могут оказаться втянутыми в отрицательные схемы взаимодействия с ребенком, которые отражают ее внутренние рабочие модели. Соответственно, это не только действует отрицательно на ребенка, но и истощает родителей, разрушает атмосферу семьи. Поэтому можно понять, что некоторые родители со временем возвращают приемного ребенка в интернат. Конечно, это является негативным опытом для ребенка и усиливает его расстройство привязанности (подтверждается схема «меня не могут любить, меня покинут»). Однако таких родителей нельзя осуждать, поскольку часто они имеют хорошие намерения, просто не получили надлежащую подготовку, не имели достаточно ресурсов и поддержки.
Кроме подготовки «на старте», не менее важной является «переподготовка», «повышение квалификации», дальнейшее психосоциальное сопровождение родителей. Роль социальных работников здесь - быть источником поддержки и сопровождения для приемных родителей, быть их партнерами в важном труде исцеления, развития ребенка. Очень важно понимать, что основой психосоциального сопровождения являются отношения партнерства, потому сопровождение базируется, прежде всего, на взаимном уважении и доверии, согласованной работе ради общих целей. Роль социальных служб, социальных работников является чрезвычайно важной и, конечно, реализуется конкретными людьми. Поэтому ключевым вопросом является качество кадров.
Важность сопровождения приемных семей со стороны специалистов системы охраны психического здоровья
Задачей системы здравоохранения является обеспечение опеки не только над соматическим, но и над психическим здоровьем таких детей, ведь у подавляющего большинства из них имеют место нарушения привязанности, расстройства спектра посттравматических стрессовых расстройств. У значительной части имеется ряд других эмоциональных и поведенческих расстройств, в частности расстройство гиперактивности с дефицитом внимания, расстройства поведения, тревожные расстройства, депрессия и др. Они требуют надлежащей диагностики и терапии. При одних расстройствах показано медикаментозное лечение, при других - различные виды психотерапевтической помощи. В частности, детям с расстройствами привязанности нужен специфический вид психотерапии, который нацелен на работу над развитием отношений безопасной привязанности между родителями и ребенком. Такая терапия привязанности происходит при условии тесного сотрудничества психотерапевта с родителями ребенка. Роль психотерапевта - помочь родителям понимать потребности ребенка, его поведение и реакции, понимать свой собственный опыт привязанности, и тогда с помощью соответствующего арсенала техник способствовать такому взаимодействию между родителями и ребенком, которое ведет к опыту формирования отношений безопасной привязанности. Несмотря на то, что другие методы психотерапии (в частности, индивидуальная детская, поведенческая) могут быть полезными при других формах расстройств у детей, родителям важно понимать, что такие подходы будут малоэффективными в отношении детей с расстройствами привязанности, потому что они не направлены на лечение центрального расстройства - расстройства привязанности. Что касается других сопутствующих проблем у ребенка, то эти методы могут быть полезны и необходимы.
Сфера охраны психического здоровья детей требует больших инвестиций и развития, чтобы адекватным способом ответить на имеющиеся проблемы психического здоровья детей. Поэтому родителям может быть очень непросто найти надлежащих специалистов и соответствующие программы помощи. Во многих странах за рубежом существуют специализированные центры и программы помощи детям с расстройствами привязанности, с комплексным посттравматическим расстройством. Они работают на семейно-центрированных началах, мультидисциплинарной командой и являются большим источником помощи детям, подвергшимся ущемлению прав и жестокому обращению, а также являются значительным ресурсом поддержки, образования, сопровождения терапевтических приемных родителей. Важная задача - способствовать развитию таких специализированных программ и центров, поскольку без должной поддержки со стороны психиатров, психотерапевтов, психологов приемным родителям непросто справляться с задачей «терапии». Ключевыми вопросами в этой сфере, кроме общей системной реформы сферы охраны психического здоровья, является качество кадров, потребность в надлежащем образовании и профессиональной подготовке.
Роль специалистов сферы охраны психического здоровья является не только «терапевтической». Важная задача - надлежащее обследование ребенка, чтобы с самого начала его опыта пребывания в семье родители с помощью специалистов получили соответствующее понимание его индивидуальных особенностей, имеющихся тех или иных нарушений психологического развития и, соответственно, чтобы родители могли понимать, в какой специфической помощи нуждается ребенок, как расставить «акценты» в терапевтическом отцовстве.
Многие дети могут иметь ту или иную форму инвалидности, специфические расстройства развития - вроде расстройств спектра аутизма, умственной отсталости, детского церебрального паралича и др. В отношении детей с особыми потребностями, приемным родителям чрезвычайно важно иметь специфическую поддержку реабилитационных программ, программ раннего вмешательства для детей с той или иной формой инвалидности. А со временем - условия для интегрированного или специализированного обучения таких детей. И, конечно, дополнительную финансовую, социальную поддержку со стороны государства, ведь опека детей с особыми потребностями требует гораздо больше времени и ресурсов. Поэтому очень важно, чтобы на государственном уровне были созданы надлежащие финансовые и законодательные условия для перехода в семейные формы опеки неполноценных детей. В интернатном заведении такой ребенок особенно уязвим, и прогноз относительно его будущего печальный. Переход же в семейные формы опеки дает такому ребенку шанс на другое будущее.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)